Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 29.11.2013

Веня как могильщик соцреализма

Венедикту Ерофееву 75 лет, казалось бы, от этой новости должен вздрогнуть весь мир. Ведь бессмертную поэму «Москва – Петушки» рано ушедшего из жизни Венечки уже перевели почти на сто известных языков. И на некоторое количество безвестных. Но нет, Союз писателей об этом не вспомнил. Да и не был Веня членом Союза писателей никогда. Вечера памяти проходили где-то около и вокруг ЦДЛ. Сначала в Трубниковском переулке, в музее Серебряного века, потом перешагнули Садовое кольцо и аукнулись в другом музее, с трудно произносимой аббревиатурой ГЦСИ. То есть Центре Современного искусства, где заодно удалось выставить эпические листы Кирилла Мамонова, запечатлевшие построчно и поглавно, в карандаше и сухой игле маршрут «Москва – Петушки». Чеховские герои сидят, пьют чай, ведут малозначительные разговоры, а за всем этим рушатся судьбы, и громыхают трагедии. У Ерофеева тихо и мирно пьют спиртные напитки, а между тем, за всем этим громыхают трагедии уже международного масштаба, и рушатся судьбы не только людей, но и богов.

Старая гвардия: Кирилл Мамонов,  Наташа Шмелькова, Слава Лён
Старая гвардия: Кирилл Мамонов,
Наташа Шмелькова, Слава Лён

Ерофеев – могильщик коммунистических богов. Богов марксизма-ленинизма. После «Петушков» к «Лениниане», на которой держался социалистический реализм, относиться серьёзно было уже невозможно. В 70-е годы прошлого века, когда поэма и увидела свет самиздата, принято было в интеллигентных кругах разговаривать языком её героев. И особенным успехом пользовались фразы, пародирующие изречения Ленина, навязшие у всех в зубах: «Стервозность, как высшая и последняя стадия блядовитости». Работа Ленина называлась «Империализм, как высшая и последняя стадия капитализма», помню, потому что её высмеял сам Ерофеев. Эту работу Ленина уже все давно забыли, уже об империализме и речи нет, и пролетариат, могильщик капитализма, куда-то исчез, превратившись в офисный планктон, а Веня всё живёт. История пошла, почему-то совсем не по тому пути, который был ей предначертан марксизмом-ленинизмом.

Из всех выступавших запомнились больше всего Борис Мессерер и Наташа Шмелькова, последняя любовь поэта, автор мемуарной книги, ставшей давно бестселлером и библиографической редкостью «Во чреве мачехи или Диктатура красного». Мессерер рассказал, как он впервые познакомился с поэмой «Москва – Петушки». Это было в Париже, в 70 –годы, куда они приехали вместе с Беллой, и делегацией писателей на книжную ярмарку. Они обходили книжные развалы, где были выставлены все достижения мирового интеллекта и с грустью убеждались, что русских книг совсем нет. И в этот же день, ночью им в гостиницу кто-то принёс самиздатскую рукопись «Петушков» и они читали взахлёб, не могли уснуть. И воспринималось это там как ответ всем этим сартрам и камю…

«Веня как ответ буржуазным мыслителям».

На этом Мессерер не перестал нас удивлять, он поведал, как катал по Москве Веню на «Чайке», словно члена Политбюро. Но этот воистину фантасмагорический рассказ я не в состоянии адекватно пересказать, просто запомните сам факт. Это было на самом деле. От Нового Арбата до Дома Кино Веню катали на «чайке», заплатили за это какую-то астрономическую сумму. Но историческая справедливость была восстановлена. Белые накрахмаленные шторки были задёрнуты. Веня ехал мимо своей любимой Красной площади, где никогда не был его герой, никем неузнанным. Как и полагалось по сюжету.

На этих скромных юбилейных торжествах были замечены внуки и внучки Венедикта. В количестве четырёх. Неугомонный Слава Лён вызвал их на сцену под всеобщие одобрительные аплодисменты и заставил читать стихи русских классиков. С чем они отчасти и справились.

В качестве развлечения Слава Лён предложил игру в цитаты, кто больше назовёт цитат из «Петушков», тому достанется «Слеза комсомолки». Игра затянулась надолго, на два вечера. Есть мнение, что поэма разошлась по России цитатами. И это «трансцендентальное» явление. Позволим себе в конце вспомнить несколько поучительных цитат из этого вечнозелёного произведения.

«Жизнь даётся человеку один только раз, и прожить её надо так, чтобы не ошибиться в рецептах».

«От третьего рейха, четвёртого позвонка, пятой республики и семнадцатого съезда – можешь ли шагнуть, вместе со мной, в мир вожделенного всем иудеям пятого царства, седьмого неба и второго пришествия?..»

Да «Человек смертен – таково моё мнение. Но уж если мы родились – ничего не поделаешь, надо немножко пожить…» И когда-нибудь сбудется мечта великого русского писателя Венедикта Ерофеева и люди станут другими. «О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив, и был бы так же ни в чём не уверен: ни в себе, ни в серьёзности своего места под небом – как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости!»


Лев АЛАБИН
Фото автора




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования