Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №49. 06.12.2013

Женихи

В Московском государственном историко-этнографическом театре прошёл 3-й Международный фестиваль театров фольклора «Русский остров 2013». В программе фестиваля участвовали Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми с фольклорным спектаклем «Парма лов», что означает «Душа тайги» (по материалам, собранным этнографом Каллистратом Жаковым), Кинешемский драматический театра им. А.Н. Островского со спектаклем «Шельменко-денщик» по пьесе украинского драматурга Г.Квитко-Основьяненко, молдавский Фольклорно-этнографический театр «Моштениторий» из Кишинёва с представлением «Фокурелул» по мотивам весеннего праздничного ритуала, фольклорный танцевальный коллектив «Лицей гречанок» из города Каламаты (Греция).

Больше всех наград завоевал Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан им. М.Карима за спектакль «Старые женихи, или Сват Шомбай» по пьесе Флорида Булякова в постановке Рустема Хакимова.

Спектакль победил в четырёх номинациях из представленных пяти: «Лучшая режиссура» (Р.Хакимов), «Лучшая мужская роль» (Нагим Нургалин, сыгравший заглавную роль Шомбая), «Лучшая сценография» (Владимир Королёв) и «За высокую певческую культуру» (хормейстер Афарим Аксурин).

Шомбай – герой татарских и башкирских народных сказок – это простой крестьянин, который, подобно Фигаро или пушкинскому Балде, благодаря своей смётке и находчивости дурачит жадных богачей. Это персонаж – не новичок в театральных произведениях: о нём написан ряд пьес татарского театра, в том числе кукольного. Его имя носит регулярно проводимый в Казани фестиваль кукольных театров.

Ф.Буляков обработал сказочные мотивы с присущим ему драматургическим мастерством, создав яркие, запоминающиеся характеры. Алчный бай Байназар (Магафур Усманов) хочет выдать дочь Алтынай (Ляйсан Миннегалиева) за богатого старика. Сначала – за больного восьмидесятилетнего соседа. На беду, не дождавшись сватовства, сосед уходит в мир иной. Тогда Байназар находит жениха постарше – девяностолетнего Алдыргула (Венер Камалов). Новый жених, по слухам, тоже был при смерти, но оправился. Байназара прельщает возможность завладеть богатством зятя после его скорой, судя по состоянию здоровья, смерти. Красавица же любит бедного пастуха Рамая (Радмир Абдуллин). Сват Шомбай берётся помочь молодым перехитрить стариков. Ему удаётся уверить Алдыргула, разочаровавшегося в человечестве, что в мире ещё существуют искренние чувства, честность и любовь. Да так убедительно, что старик соглашается отдать часть своего богатства Рамаю, чтобы тот мог заплатить калым за невесту. Кошелёк с золотыми монетами оказывается достаточным аргументом для того, чтобы отец отдал свою дочь за безродного юношу.

Дополнительный драматизм действию придают такие мотивы, как сочувствие к Алтынай со стороны её матери Мадины (Альбина Кашанова), а также нерешительность самого Шомбая в отношениях с влюблённой в него немой девушкой Сакиной (Эльмира Саматова).

В спектакле нет хитросплетений в духе пьес-сказок Евгения Шварца. Жанр музыкальной комедии традиционен для башкирского и татарского театров, и постановка изобилует народными песнями и танцами, а также исполняемыми на национальных инструментах мелодиями (автор музыкального оформления – Ришат Сагитов). Весь коллектив работает как слаженный ансамбль, включая и ветеранов труппы Рамилю Салимгарееву и Эльмиру Саматову, играющих старших жён Байназара.

На наш взгляд, победа в столь представительном фестивале – не только признание мастерства молодого башкирского театра, но и аванс на грядущие художественные достижения.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования