Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 13.12.2013

Горжусь своими казачьими корнями

– Елена Анатольевна, поздравляю вас с победой в конкурсе «Казачьему роду нет переводу»! Что побудило вас принять участие в конкурсе? Сразу ли были настроены на победу?

– Прочитала в «Литературной России» объявление о конкурсе. И мы в школе пошутили на эту тему: «Нам бы не машины, а хотя бы лебёдку дали для нашего хутора». Не было никаких мыслей о победе, важно было участие, интересно для будущего портфолио получить диплом или сертификат участника. Детям же поступать скоро. А портфолио сейчас очень много значит. Пытаюсь стимулировать детей на участие в конкурсах. На казачьих конференциях очень хорошо детей поощряют: дарят и телефоны, и видеокамеры, и фотоаппараты. И ничего в этом плохого нет, ребёнок, желая что-то заработать, начинает копаться в корнях, исследовать, и это ему впоследствии очень много даёт.

Елена КУРДЮМОВА
Елена КУРДЮМОВА

– Есть ли у вас казаки в роду?

– Да, конечно. На хуторе практически каждая семья в роду имеет казачьи корни. Даже язык на хуторе называется «балачка». Особенно бабушки в станицах балакают. Я сама из харьковской области, там язык называется «суржик», диалект такой.

– Вы преподавали историю казачества и основы православия, отзываются ли дети на эти идеи?

– Сначала дети относились настороженно, а потом через время приняли. Даже их родители стали в храм приходить. Для меня это была небольшая победа. Как раз в это время на наши с мужем плечи легла организация храма в хуторе Коржевском, муж у меня священник. Историю казачества я вела два года. Могу сказать, что дети растут в этой казачьей среде, например, перед Рождеством носят друг другу печиво. Они даже не знают, какие слова говорить, носят и всё. Всё остальное время, помимо физики, веду основы православия.

– Вы подтолкнули детей к участию в конкурсе или они сами решили?

– Ксюша на протяжении многих лет занимается казачеством, она пишет работы по истории казачества. На сегодняшний день у неё шесть работ по казачеству. Это исследовательские работы по кубановедению, истории казачества.

– Как вы считаете, можно говорить о возрождении казачества?

– Конечно. Вот в нашем Славянском районе проводят ежегодно конкурс, на котором восстанавливают забытые казачьи народные игры, традиции, обряды, пишут исследовательские работы. Мы нашли очень интересный обряд «запынание», когда невесту покрывают платочком. Настолько красивый обряд. За него получили первое место.

– Эти обряды потом используют?

– Да, используют, и запынание используют. Мы его показали на ежегодном фестивале славянской культуры у нас в Славянске. На этот фестиваль гости приезжают из Болгарии, Венгрии привозят свои поделки, показывают свои национальные танцы. Мы показали этот обряд, потом ведущие свадеб его подхватили. Первые десять свадеб мы считали, где этот обряд был проведён, а потом и считать перестали. Его и в Краснодаре стали использовать,– повсюду. Пусть не дословно, пусть иногда неправильно, но он возродился. Люди рассказывают друг другу про него.

– Есть ещё обряды, игры, традиции, которые и возрождать не приходилось, которые являются частью жизни на хуторе и в районе?

– У нас щедруют, калядуют, посевают на новый год, рождествуют, вечерю носят, обряд сватовства есть. Когда сватуют невесту, если невеста согласна, сваты уходят с рушниками, а если не согласна, то могут и кабак (тыкву) дать. И сваты идут с кабаком, все видят, что не получится никакого веселья. Это идёт испокон веков. На свадьбе мать невесты над головой молодожён ломает хлеб, чтоб семья была в достатке. Дети, естественно, всё это видят.

– Что это даёт людям, детям?

– В первую очередь нравственные начала. Интерес к своим корням. Как говорит Ксюша, нельзя быть Иванами, не зная своих корней. Невозможно себя реализовать, не зная своей истории и истории своего рода.

– Как вы считаете, нужно ли городским людям узнавать и сохранять такие обряды?

– Мне кажется, в Москве тоже есть диаспоры казачьи, но в основном традиции уже забывают. В городах покрестили ребёнка и забыли. Почему бы крёстному не взять кашу сладкую рисовую с мёдом и изюмом и не понести в канун рождества ребёнку? Издревле у крёстной матери была очень большая роль. Именно она снимает фату с невесты и передаёт матери, чтоб мать берегла её для первенца дочери. Считалось, что первенца накрывают этой фатой от сглаза, болезни. Такие традиции скрепляют семью.

– Есть гордость за свои казачьи корни?

– Да, конечно! 


Беседовала Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования