Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 13.12.2013

Оттепель (которая не состоялась)

Сериал «Оттепель» ещё не закончился, но уже и смотреть не хочется. Это просто «Рабыня Изаура» из отечественной истории. Разыгрывается сюжет… а внутреннего действия нет. Совершенно неинтересно, с какой женщиной закрутит «сердцеед» Хрусталёв. И снимут они картину по сценарию покончившего с собой друга или нет. Нет мотивов поступков, у героев нет внутреннего мира. Фильм лишён драматургии. Есть только фабула, которая прекрасно пересказывается в анонсах.

У этого проекта было столько загадочных, интригующих анонсов, что все мои знакомые, хорошо помнившие 1961 год, побежали его смотреть. И даже, клянусь, пускали слезу у экрана. Не буду портить им настроение, действительно, элемент лирической ностальгии в фильме есть, но ещё больше разочарования, от его реальной пустоты.

Говорили, будто там есть реальные прототипы. В одном интервью было сказано, что это вообще, лучший сериал отечественного кино. Многое взято из судьбы отца Валерия Тодоровского, Петра Тодоровского. И действительно, в главной роли оператор. Оператором на Одесской киностудии много лет был и Пётр Тодоровский. Поначалу кажется, что реально молодой режиссёр Егор чем-то и внешне напоминает Тарковского. Он хочет снимать фильм по сценарию погибшего друга, в котором главный герой – мальчик, партизан. Мы помним, что первый фильм Тарковского был именно о мальчике-партизане, который работал на фронтовую разведку, – «Иваново детство». Но каково же разочарование, все эти сценарные совпадения, совершенно случайны. И поражаешься душевной пустоте персонажей. Конечно, никаких прототипов у них нет и быть не может. Это просто ходульные типы.

Есть только намёки. Например, на фильме «Жажда» Пётр Тодоровский работал оператором. И придумал снимать наступление фашистов снизу. Бронетранспортёр, мотоциклисты двигались по шоссе. А перед ними на специально сооружённой площадке, прикреплённой к машине, в сантиметрах от асфальта, лежал оператор и снимал. Вот этот «ракурс снизу» есть и в «Оттепели». Хрусталёв снимает приближающийся поезд снизу, из окопа.

Главная задача Егора в том, что он во что бы то ни стало хочет, чтобы в руках у героини был красный чемоданчик, и никакого другого цвета не приемлет. Или чтобы на заднем плане был именно белый конь, но никак не коза. Да, Тарковским тут даже не пахнет. И все случайные намёки просто оскорбительны.

Конечно, к сериалам смешно предъявлять такие требования, какие мы предъявляем к авторскому кино. Они и должны быть «пустыми», «лёгкими», рассчитанными на отдых у экрана. И вот с этой задачей сериал справился отлично. Он предельно облегчён. Темп фильма настолько замедленный, что успеваешь и поужинать, и по телефону поговорить.

Можно полюбоваться костюмами тех лет, они выполнены любовно и очень идут актрисам. Главная героиня выглядит просто как манекенщица, которая входит в кадр, чтобы показать свои наряды. Какая уж тут драматургия. Просто сделано красиво. Как и заказывали.

«Литературная Россия» много раз писала о фильмах Петра Тодоровского (якобы о нём и людях, его окружавших, и написан сценарий). Я ещё в советское время брал у Перта Ефимыча интервью, и оно было опубликовано, занимало почти разворот. Вот взять бы его за основу сценария, был бы настоящий фильм. Он, например, рассказывал мне о своих самых сильных впечатлениях тех лет. Его первый фильм «Верность» (1964) в Каннах получил «Золотую камеру» (за дебют), и Пётр Ефимыч, вместе с актёрами поехали получать приз. Он был потрясён, как преобразилась Европа. Насколько быстро она оправилась от войны. А страна победительница ещё лежала в руинах. Он сам воевал, освобождал Европу от фашизма, и проезжал по тем самым местам, в которые бросала его фронтовая судьба, и не узнавал их.

Уже в постперестроечное время мы снова встретились с Петром Ефимычем, и опять разговор затянулся на много часов. Я принёс ему старое интервью, оказалось, что он его даже не читал. Равнодушен был человек ко всякой славе, ко всему, что о нём пишут. Хотя лестных слов там хватало. А баек о кино было просто не мерено. Не знаю, прочитал ли он второе интервью, думаю, что нет. А третий раз нам встретиться было не суждено.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования