Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 20.12.2013

Царевич Макаревич

Первый канал просто-таки не выпускал на выходных из своих объятий Андрея Макаревича. Воистину всепрощающая благодать царя-Путина, простившего ему «Холуёво» – безмерна. И даже симпатии Болотной можно простить, учитывая старые заслуги. Он ведь такой милый – всё обаяние не просто либеральной интеллигенции, а властителя мягких, деидеологизированных умов – в нём… Мне всегда представлялось чем-то несоответствующим рок-эстетике это вот всемугождЕнство – ну не может, не должен рок-герой готовить обеды прилюдно. Ну вот… Ну, Виктор Цой, в конце концов, ну даже Константин Кинчев ваш православный! Это всё-таки рок. А кулинар-Макаревич – это пародия, и даже юморок его бардовский – это тоже мимо, это хоть и рафинированное, но вырождение. Трудно доказать этот тезис, но я понял, что иду в верном направлении, когда один из ФБрендов заобижался на критику Гребенщикова – когда тот попытался заступиться за узниковшестомайцев. Потому что у этих рок-миротворцев, что ни слово – то птичка домашняя. А нужен буревестник, вот в чём дело-то…

Но эта всепобеждающая улыбка седого мажора плюс мудрый прищур глаз… Может, прав он, а не Удальцов? Может, нужно посопротивляться (в песенке) – да и повстречаться потом с теми, кто заточает? В целом трагедия Болотной именно в этом: мои товарищи отсиживают не за революцию, не за Ленина и за Маркса, а за надежды либеральной наивнятины столичной, которая полагала, что вот сейчас вся творческая элита разом заругает Путина и его карманную Думу, и власть сама уйдёт. Потому что той солидарности что ломает тюремные стены – в идейно разобщённом обществе, – нет. И пока с одобрения «первых» каналов интеллектуально царствуют рок-медвежата, такие плюшевые, неагрессивные – о какой борьбе общественных идеалов может идти речь? 

Что поделаешь, настаёт время и «Машине времени» определяться, с кем она. Конечно, музыка, рок – это как бы и не политика, а многие даже считают, что искусство. Но настаёт. Так уж устроено информационное (а формационно – капиталистическое) общество, что в нём сказав «а», уже нельзя говорить потом «за». Но Макаревич, как опытный кулинар, умеет готовить сразу на двух столах. Это, кстати, касается не только его, но и прочих звёзд соврока, но сперва – о нём.

Я Макаревича и «Машину» его не любил и не понимал никогда, как и «Битлз» – но это мои личные, вкусовые проблемы. И я готов считаться с настроениями рок-общественности, а для неё Макаревич и «Машина» – авторитет железный и вполне политический. Вот его-то мы сейчас и развенчаем. Помните концерты «Машины» девяностых годов, транслировавшиеся по березовскому ТВ6 и прочему «центральному» ТВ? Вокруг всё рушилось, республики падали в феодализм, заводы шли на металлолом – а «Машина» цвела, записывала альбомы, выступала на стадионах (и в вип-клубах, но об этом чуть позже). Было ли сие случайностью?

Конечно же, нет. «Машина» была одним из идейных сторонников контрреволюции и бенефициаром после распада Союза. За восьмидесятые концертами они заработали уже столько, что было пора вложить в какое-то дело, чтобы умножить капиталы. Не верится? А вы про фирму «Партия» ничего не слышали, продававшую видео- и аудиотехнику в начале девяностых? Так вот: это было предприятие «Машины». То есть, буквально, «Машина времени» и переносила своими силами страну в капиталистическое прошлое. И какие при этом улыбки удовольствия на лицах всех музыкантов сияли: наконец-то, дорвались, без большевиков хоть жить стали нормально. И лишь запыхавшийся клавишник с полотенцем на плече во время концертов «Машины времени» не говорил ничего – зато служил визуальным доказательством благолепия и пользы капитализма для здоровья. Этакий пивной, в доску свой, мужичок из коммуналки, но доросший до первоклассных синтезаторов и их рекламирующий, кстати при случае: ибо что такое индорсмент он прекрасно знает. Похвалишь «доску» какого-нибудь «Роланда» или «Касио» – тебе её даром дадут. Вроде как ты их уже рекламируешь тем, что играешь на их изделии… Так все рок-звёзды мира делают – потому что капитализм. Вот и «машинисты» были всегда в авангарде контрреволюции и предпринимательства. Что, слишком громко звучит, думаете?

Но смотрите: они первыми приветствовали воцарение Ельцина наряду с Шевчуком. Кстати, трансляция тогда по госТВ ДДТ и «Машины» была не случайностью, но следствием того, что Ельцин любил обе группы. Это была как бы элита новой России – надо поддержать. «Последняя осень» Союза – была их весной. Правда, со временем (уже после моего открытого письма в «Дуэли») Шевчук одумался и попятился от Кремля, там достаточно набухавшись с Ельциным, а при Путине отрезвел, за тем чаепитием у Чулпан Хаматовой. Тем не менее, тенденция, мягко выражаясь, склонности к буржуазности для русского рока и его звёзд – комильфо. Почему бы не срубить бабла под знамёнами «ЕдРа»? Да запросто! И не от любви или ненависти к этой экс-КПСС, а по собственным капиталистическим убеждениям: живём один раз, «гуляй поле али изба, ой да праздник, ой да!»

И тут уж – либо будить народ от этого навязанного кремлядью пьянства праздничного (да-да, я снова о «Русском марше»), либо срубать бабла на продаже пойла. Макаревич, попытавшись что-то прочирикать в угоду настроениям трезвеющих масс, всё же выбрал свой прежний путь – бабло побеждает зло. Да и что он прочирикал-то под акустику? Давайте разберём.

Картинка Холуёво – несовременна. Бедняги русрокеры всё ещё воюют с советским прошлым, с его буфетами и праздничными улицами. С обкомами и показухой – вся песня лишь об этом, а не о путинщине. Брежневская родина «машинистов» просвечивает за ретушью. Ну, не их тогда был праздник, зато сейчас, при капитализме – их. Есть такая «Партия». И они не художники – они просто капиталисты, одни из, и даже не самые последние, если помнить, как они начинали в 90-х, реклама их на ТВ была вообще одной из первых. Так что лучшие, самые сытые годы жизни «Машины» – это девяностые и нынешние, знайте это. Да, их выдавили из бизнеса более чёткие пацаны, поэтому мужики-»машинисты» вынуждены на старости лет зарабатывать внукам на Кембридж старым своим советским ремеслом – лабухами. Кто осудит? Все вертятся… Но куда деть бардовский азарт и эдакий запанибратский стилёк Макаревича, ещё в 1993-м пытавшегося спеть что-то поверх флагов про народ и демократию? Ну, прёт и из капиталистов иногда правда некая – не затыкать же рот себе долларом? И правда-то – полуправда, так, частушки как и прежде, но народ рад был даже такой: «Ого, рок-авторитет пнул Путина, революция приближается!»

Однако Макаревич – хитёр. И вашим, и нашим. В Москве или Питере он с группой никогда бы не спел под знамёнами «ЕдРа» – столько ему не заплатили б. А вот в угольно-пыльном Кемерове – самое то. Вроде как другая половина материка, Сиберия… А кто не рубит «капусту» сейчас из им подобных, когда вся буржуазия раскрыла кошёлки, чтобы остаться у власти в регионах? Святое дело… Почти социальное государство: ведь делится же буржуазия, делится! Не со всеми и не открыто – но с лучшими, этому есть оправдание. Они же элита – не хуже нефтегазовой. И угольной… Но вот беда: слушатель, как и читатель с пушкинских времён, судит автора по законам, им же провозглашённым. Так вы «либо крестик снимите, либо трусы наденьте»: либо критиковать лидера «ЕдРа» Путина, либо же выступать при поддержке этой партии. Впрочем, все они из одной партии, есть пока такая партия… Но и тут до недавнего времени имела место типичная для культур-либералов хитрость и наивность одновременно: вот если с Медведевым, обещающим нам таких больших перемен – то мы согласны, а с Путиным уже таки нет, несогласные, это кагэбее, тоталитаризьма, совокъ.

Частые выступления «Машины» в московском клубе «Парижская жизнь» у меня под боком на Каретном (а мест за ресторанными столиками в этом малюсеньком вип-клубе порядка тридцати, от силы) – и далеко не одного Макаревича, там же и типа вольнодумствующий СерьГа любит подколымить, – мне лично уже в 90-х доказали чётко, на что ориентированы моральные авторитеты новой России. Интересно, сколько там стоил один билет, если и группы, количественным составом почти совпадающие с числом зрителей, не обламывались выступать в «Эрмитаже»? Отчего бы не попеть для своих, для друзей-олигархов? Любой каприз за ваши деньги (да и кого стесняться, если сами Guns’n’Roses приезжают в Москву ради единственного концерта на вечеринке олигарха?) Ну а потом и про плохого Путина можно под гитарку – лохам-лузерам, радиослушателям. Разные целевые аудитории...

Помните, ещё не так давно радовались «Несчастному случаю» – ого, спел про наболевшее, про Сашу и шоссе! Однако и там звучала отрыжка антисоветская громче прочего: бархатистому столичному мажорчику Кортневу мозолила глаза индустрия, заводы, которые портят экологию. Оттого они все и переходят на иносказание, поют не конкретные имена, а о царях каких-то. Обо всём и, в итоге, ни о чём.

Что делать после такой очевидной проституции с «китами» русрока, спросите вы меня? Ну, я на месте левых молодёжных организаций устроил бы что-то сродни антисорокинской акции у Большого театра: покидал бы бокс-сэты и прочие коллеционные издания «Машины», на которых они срубили тоже порядочно бабулек, в унитазы, да и сжёг бы там. Хорошая предвыборная акция и урок всем коллаборационистам от культуры, чтобы формула «ничего личного, только бизнес» перестала служить им оправданием. Пора как-то учить творческую элиту близости к народу. Ибо холуёвая, мягко выражаясь, группа даёт пример многим.

Кто-нибудь обязательно скажет в оправдание любимой «Машины»: мол, про Путина и Холуёво Макаревич спел как бы сам, а тут ведь группа! Ну да, так обычно и оправдываются обыватели: я-то убеждениями за революцию, за социализм, но вы извините, мне надо и в капитализм встраиваться, семью кормить.

В общем, уйдут эти рок-авторитеты вместе с Путиным и капитализмом из России, уйдут удовлетворённые – лихо погуляли. Но выразителями новых настроений масс в новом веке не стали. Да и зачем требовать от импотентов невозможного? Русский рок – коммерческая изначально струйка. Вот и не тешьте себя надеждами – Макаревич было выгнулся, выпрямился под напором изменчивого мира, однако бабло прогнёт кого угодно.

Кстати, недавно с Маратом Гельманом дискутировал царевич – мол, какой же ещё миф не развенчан? «Миф коммунизма» – вот версия Макаревича. Эх, запанибратец-волк, Андрей-царевич… Не миф, а реальность – в которой ежедневно добирается на работу всё тот же советский народ (метрополитен имени В.И.Ленина) – и его не накроешь, не завуалируешь как мух на тех бутербродах в вокзальном буфете, очередной сатиркой, – он слишком много построил и выстрадал здесь, чтоб всё вышло либерально-кулинарной отрыжечкой.


Дмитрий ЧЁРНЫЙ,
идеолог и басист коммунистической группы «Эшелон»




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования