Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 27.12.2013

СВОБОДНОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОТЯ БЫ ОДНА РУКА…

Михаилу Андрееву 60!

 

Много ли сегодня поэтов, шествующих за Бродским – след в след? Да море, океан целый! А много ли в этом океане тех, кого сам мэтр приметил и отметил? Я таких, можно сказать, и не знаю. А вот с Михаилом Андреевым знакома уже тысячу лет, с самой его ранней юности, с первых уверенных шагов в литературе. Однако до недавнего времени даже не подозревала, что два с лишним десятилетия назад о творчестве этого поэта высказался, как всегда, отточенно и точно, Иосиф Бродский: «Подлинность дарования Михаила Андреева не вызывает сомнения. Его стихи привлекают своей угловатостью, пристальностью и настороженностью взгляда на мир. Обладание подобными качествами делает присутствие этого поэта в литературе реальным». Представляю, как носились бы с такой рекомендацией Нобелевского лауреата, иные пройдошливые авторы! Да вот беда, пройдошливым такое не могло достаться. А Михаил Андреев – человек скромный и поэт настоящий, поэтому просто записал этот отзыв классика в факт своей биографии и стал жить дальше, понимая, что только пережитое и написанное поэтом – есть его индульгенция и его верительная грамота миру.

 

Над речкой высоко, высоко

Берёза растёт одиноко,

Над пропастью корни провисли,

Поникли усталые кисти,

Как ветра застывший порыв,

Вознёсся сыпучий обрыв.

Плывут над вершиною тучи

И веток всевластен размах,

И держит берёзу на круче

По жилам расплывшийся страх.

 

О чём это – ужели правда о берёзе? А может, о себе самом? А может, о каждом из нас… Такие стихи – нельзя сочинить, придумать. Только озарение в миг полной слиянности с природой (вкупе с высокой школой русской первостепенной поэзии) рождает подлинники. На фоне расплодившихся копиистов поэт виден невооружённым глазом. Однако глаза литературных тусовок (что одной, что другой направленности) сегодня замылены настолько, что, явись в мир поэт уровня Лермонтова, и его бы легко проигнорировали. Поэтому тот факт, что Михаил Андреев, оправданно получивший в молодости две громкие литературные премии, сегодня не замечен ни в длинных, ни в коротких премиальных списках, говорит скорее о составителях этих списков и постыдном отсутствии в стране литературного процесса, как такового. Смущает ли самого художника (говоря языком Интернета) этот «игнор»? Думаю, не ошибусь, если скажу – и «да» и «нет». Что бы там ни говорили, подлинный поэт втайне всегда знает себе цену и место в мыслимом им иерархическом ряду. И Михаил Андреев не без горечи замечает: «справедливость длиннее жизни всегда…» Но с другой стороны, сдаётся мне, он давно выбрал себе путь по завету Пушкина: «Ты царь, живи один... Ты сам свой высший суд…». Поэтому в метафизическом смысле любая стайность и выстроенность ему чужда, неприятна. По своей второй страсти он – охотник, сибирский профессионал, значит и здесь ему одиночество вроде награды: «Костёр у старого причала // под звёздами горит всю ночь, // и кажется, что здесь начало всему, что улетает прочь // Взлетают искры ввысь, мигая, // туда, где страшно и темно // туда, во тьму, где мысль нагая // c холодным небом заодно». И лучшие стихи поэта – это уже награда за одиночество и внутреннюю свободу.

 

Чавкает сытно трясина, манит к себе она.

Неустойчиво всё: небо, любовь, страна.

Один глаз закроешь –

пространство смещается вбок,

и снова с большой буквы писать стали слово «Бог».

Сок делает травы сочными в тальнике,

Время течёт по-разному в каждой руке.

Когда идёшь по болоту, уставший, издалека,

Свободной должна быть хотя бы одна рука.

 

Есть ещё стихи Михаила Андреева, ставшие песнями – «Отчего, так в России берёзы шумят», «Самоволочка», «Главное, что есть ты у меня» и множество других, исполняемых популярными группами и певцами. Их знает вся страна, подсевшая на телеящик, изгнавший из своего чрева поэзию, как вид. Но страна при этом не знает своих истинных героев, не помнит их имён. Даже в быстро бегущих титрах не всегда указывается имя поэта, без которого, и хорошо сложенную музыку можно было бы только, увы, мычать.

Но мне кажется, время деградации культуры заканчивается. И страна ещё будет своих поэтов «знать наизусть».

Так что, прорвёмся, Михаил! С днём рождения, тебя, дружище! С юбилеем!


Надежда КОНДАКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования