Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 10.01.2014

На грани безумия

У режиссёра Романа Поланского есть такой фильм – «На грани безумия». На самом деле он называется по-другому, но мне кажется очень точным именно это название, под которым фильм шёл в нашем прокате, – «На грани безумия».

Там про то, как один американский учёный прилетает с женой в Париж на конференцию, и жена исчезает. И весь фильм учёный ищет её, чувствуя, что сходит с ума…

Так называемые Рождественские каникулы для меня – один из любимейших периодов в календаре. Десять дней можно заниматься тем, чем хочешь, навести порядок и в квартире и в голове. Телевизор стараюсь не смотреть, радио не слушать, интернет не открывать.

Но новости всё же находят. По большей части новости о плохом. К ним, в общем, мы все приучены, принимаем их, как я заметил, зачастую спокойно. Но бывают новости такие, от которых в мозгу что-то смещается, и кажется, что начинаешь сходить с ума.

Такая новость настигла меня на исходе каникул.

Началось, впрочем, с малого: я зашёл в компьютере в интернет-магазин «Озон» и тут же наткнулся на «новинку» – Биографический календарь «Сталин» на 2014 год. Ничего особенного – календари с изображением Сталина появляются перманентно (в 70-е – 80-е очень красивые календари делали зэки); нынешний выделяется полиграфическим качеством и содержательной полнотой – кроме фотопортретов вождя есть биография и указаны его партийные клички и народные прозвища – от «Сосо» и «Рябого», до «Отца народов».

На свою голову я решил изучить календарь подробнее и узнал, что он выпущен в Патриаршем издательско-полиграфическом центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Тут у меня и стало мутиться сознание. 

Нет, конечно, я давно знал, читал о той судьбоносной встрече Сталина с православными иерархами в 1943 году, после которой Церковь стала возрождаться, многие священники были выпущены на свободу, в тысячах храмов возобновилось богослужение… И хоть Церковь в последние десятилетия многократно осуждала Сталина и сталинизм (вкупе с вообще социализмом и коммунизмом), всё же не раз слышалось в этих осуждениях непроизносимое «но». Особенно в последнее время «но» всё явственней – ряд священников требуют не видеть в советском периоде истории России только мрак для Церкви…

С одной стороны, это их дело. Я, например, до сих пор удивляюсь, почему большевики за двадцать с лишним лет (с 1918 до 1941-го) не извели религию под корень, не уничтожили все храмы, синагоги, мечети, молитвенные дома. Ведь христианство, ислам, иудаизм, буддизм и так далее мешали создать по-настоящему новое общество, строить светлое будущее.

Но СССР существовал не в безвоздушном пространстве. Большевикам приходилось демонстрировать, что с религией у нас всё более или менее в порядке. А для этого нужно было иметь несколько действующих культовых сооружений и священнослужителей при них. Причём священнослужителей, выказывающих полную лояльность режиму…

В 2008 году в издательстве Сретенского монастыря вышла уникальная книга «Русская Православная Церковь. ХХ век». Это без преувеличения летопись того, что происходило в Церкви и с Церковью на протяжении века. Не обойдены и внутрицерковные конфликты, приведено множество документов. Любое, даже вроде бы малозначащее событие в этой летописи нашло отражение.

Страницы из книги «Русская Православная церковь. XX век»
Страницы из книги «Русская Православная церковь. XX век»

Но два года – 1937-й и 1938-й – сплошь перечисление расстрелянных митрополитов, епископов, иереев…

Ещё недавно у меня вызывали ироническую улыбку слова женщин: «В такой-то церкви батюшка очень хороший…», «Я туда не пойду больше – священник не понравился…» Я был уверен: какая разница, какой где священник, главное – храм». Но тут задумался: «А вот тогда, в конце 20-х, в 30-х, кто остался во главе церкви – лучшие ли, правильные ли, крепкие? То ли православие у нас сейчас?»

Может, и кощунственные мысли (точнее, их демонстрация), но тех, кто был не с будущим патриархом Сергием, кого принято называть «непоминающими», в 1937-м году физически уничтожили за несколько дней в октябре – ноябре. А до этого они кто десять лет, кто больше находились в заключении или ссылке.

Осталось «сергианство», несколько сотен не уничтоженных государством священников, и политика «сергианства», как мы видим, жива до сих пор, когда вроде бы коммунизм и социализм канули в Лету…

Многие священнослужители до сих пор, когда речь заходит о взаимоотношении Церкви и государства, прикрываются цитатой из Послания апостола Павла к римлянам (в сомнительном, по мнению ряда учёных, переводе): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».

К сожалению, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), архиепископ Феодор (Поздеевский) и многие-многие другие, расстрелянные «высшими властями», не смогут подискутировать по поводу «покорности высшим властям». Да и те немногие из «непоминающих», кто в итоге принял, после смерти патриарха Сергия, позицию руководства Церкви, как, например, епископ Афанасий (Сахаров), были освобождены лишь после смерти «Богопоставленного» вождя. Некоторым из них разрешили служить в церкви, но с условием, что на их службах не будет прихожан…

Новейшие историки упорно делают из Сталина тайного сторонника Церкви, который вопреки окружению (особенно часто упоминают Жданова), стремился вернуть православие в жизнь каждого русского человека. Но почему тогда с 1947 года (когда страна начала оправляться от последствий войны), церкви вновь стали закрывать, священников стали сажать пачками, как в 20-е – 30-е? «С 1 января 1947 по 1 июня 1948 г. арестовано 679 «православных церковников».

Наверное, Жданов виноват. Но вот Жданов умер в августе 48-го, а процесс только набирал обороты:

«Действующие приходы и священнослужители при них: 1950 год – 14 344 прихода, 13 483 священнослужителя; 1951 – 13 912, 12 443; 1952 – 13 786, 12 318; 1953 – 13 555, 12 089». В 1956-м начался небольшой рост приходов и священнослужителей, но ненадолго.

Можно отмахнуться и сказать себе: «Конечно, расстреливали и сажали зря, но бороться с религией надо. Она ведь опиум для народа». Но как быть, к примеру, с Павлом Флоренским?

О нём в перестройку писали очень много, а потом что-то реже и реже. Наверное, всё сказали, и закрыли тему… Это был не только православный священник, но и гениальный учёный. То, что он вопреки многому сумел сделать между лагерями, да и в лагерях, – поражает. А если бы ему дали свободу, оставили хотя бы жизнь…

Или архиепископ Лука. Великий хирург Войно-Ясенецкий.

Не начнись война, его бы догноили в смрадных ямах за Полярным кругом. Но он пригодился и даже был удостоен Сталинской премии.

На вручении ему в декабре 1945 года в Тамбовском облисполкоме медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» архиепископ Лука сказал: «Я учил и готов учить врачей тому, что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых, и наверняка помог бы ещё многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле».

И сколько таких людей в рясах и без ряс потеряла Россия в сталинскую эпоху… Королёв, Туполев, Войно-Ясенецкий – уцелевшие песчинки из той горы золота, что была смыта в выгребную яму при Сталине.

Но вернусь к календарю.

Оказывается, в интернете разразилась настоящая буря по поводу места его издания. Фактом некоторого успокоения можно считать то, что директор типографии была уволена ещё в прошлом году… Хотя это слабое успокоение. Конечно, не наше дело, но всё-таки хочется узнать, как вообще принимаются заказы в Патриаршей типографии, по какому принципу. Ведь это не простое предприятие.

Кстати, и об издательстве. Календарь выпустил издательский дом «Достоинство». У этого дома две фишки – Сталин и Романовы. И рядом в каталоге красуются обложки книг «Сталин. Судьба и эпоха в фотографиях и документах» и «Романовы. Подвиг во имя любви»… Сознание опять же готово помутиться, но вспоминаю, что почитатели Сталина давно уже поголовно воцерковлены.

О календаре написали многие. В ответ раздались голоса, что это очередная «атака либералов на православие и на Россию». Интересно, что слышнее всех голоса бывших членов КПСС и комсомольских вожаков, а в либералы (читай – враги православия и России) записаны те, кто лет тридцать-сорок назад добивался свободы совести и вероисповеданий на деле, а не на бумаге.

Но календарь, видимо, нужно купить – год обещается быть под знаком «Богопоставленного».Придётся сверяться.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования