Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 17.01.2014

Литература и тоталитаризм

 В конце прошлого года, в связи с известным литературным собранием неожиданно всплыла несколько позабытая с далёких перестроечных годов тема «литература и тоталитаризм».

Слухи ходили разные. Ожидалось, что вот-вот разверзнется тоталитарная пасть, и литература наша окажется проглочена вся без остатка. Падёт свобода творчества, и начнут раздавать разнарядки на подъём патриотизма и укрепление духовных скреп.

Умереть стоя или, наконец, зажить хоть и на коленях? Ум требовал свободы, душа рвалась к тоталитаризму. Может, позовут наконец?

Общественность была озадачена.

Винсент Ван Гог. Прогулка заключённых
Винсент Ван Гог. Прогулка заключённых

Однако собрание прошло, тоталитаризма не обнаружилось. Литература осталась как есть. Я же задумался: «В самом деле? Совместимы ли гений и злодейство, литература и тоталитаризм?» Задумался так, без всякой прямой причины, отвлечённо-теоретически, на всякий случай («если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов»).

У нас многие от этой темы «литература и тоталитаризм» отмахиваются, считая делом ясным.

Одни – потому что считают её надуманной, искусственно навязанной, к литературе имеющей слабое отношение, потому как разговор этот – дело пустое: во все века, при ком бы то ни было, писатель будет пописывать, а читатель почитывать. Стало быть, литература будет до скончания веков человеческих – и обсуждать нечего, давай, не болтай, «ни дня без строчки» лучше.

С точки зрения других здесь и напрягаться в доказательствах нечего: у того же Оруэлла, к примеру, всё написано: «придёт тоталитаризм – конец литературе». Это вот и исторически подтверждается, сравните XIX век с XX-м. Там святая русская литература, а здесь Семён Бабаевский с Вилем Липатовым, прикрытые, как фиговым листком, станичником Шолоховым и красным графом Алёшкой Толстым. Были, конечно, ещё всякие Пришвин, да Паустовский, был Пастернак с Солженицыным, но это всё так – вбок от «системы», вопреки тоталитаризму, это и есть литература против тоталитаризма.

Однако по мне и Бабаевский с золотозвёздыми кавалерами, и Липатов с Анискиным, и Ананьев с танками, которые отчего-то идут ромбом – это таки литература. И варились борцы с тоталитаризмом, что бы там не говорили, в одном литературном котле с этими «нелитераторами». От того становится ещё интереснее: Против чего и за что надо бороться? Что произойдёт с литературой на самом деле, если завтра «грянет гром», и накатит на неё с какой-нибудь стороны страшный тоталитаризм.

Согласно классику борьбы с тоталитаризмом Дж. Оруэллу получается, что произойдёт страшная вещь: воды замутятся, небеса упадут на землю, то есть, выражаясь прозаически, литература зафальшивит, писатель утратит честность, перестанет бесстрашно мыслить и станет (о, ужас!) политически правоверен, творческая свобода закончится, может быть даже и не начавшись. Литература кончится, а останется так, невесть что, партийная агитка, идеология в художественных образах.

Уже по этому одному, позицию эту не следует воспринимать как борьбу «за чистое искусство». Во-первых, эстетический критерий здесь всего один (фальшь), да и тот с натяжкой. Во-вторых, отдаёт такой подход скорее журналистским, публицистическим морализаторством, так как, будем откровенны, честность в литературе – это не самое главное. В-третьих, во всём этом для борцов за чистое искусство слишком много политики, ибо борьба с политикой – это тоже политика.

Вопрос этот, стало быть, лежит не в плоскости столкновения чистого художника с политическим, а в плоскости «общественной», в плоскости столкновения «убеждений художника» и «политики в сфере искусства». Вопрос о тоталитаризме и литературе – это вопрос не эстетический, это социальный по своему характеру вопрос, в котором отчётливо проявляется слитность политического и эстетического в нынешнем обществе.

С этой точки зрения проблему «литература-тоталитаризм» глупо обсуждать в духе штампов «творческая личность под колёсами тоталитарной машины». Глупо плестись в хвосте подобного рода стереотипов, хотя бы потому, что творческая личность – это ещё не литература, а термин тоталитаризм не отличается внятностью и ясностью.

Конечно, все знают, что тоталитаризм – это плохо. Собственно, это «плохо» обычно и составляет основное и общераспространённое представление о нём.

При том, если вспомнить чисто формальное определение тоталитаризма, то это «плохо» подаётся с точки зрения индивидуального сознания, в рамках традиционной, хрестоматийной, либеральной оппозиции «индивид–государство», «индивид–общество». Общество, бытие, мир для индивида в этой логике по определению тоталитарны, ведь они отрицают абсолютную ценность его Я, перед которым меркнет всё остальное.

Если теорию борьбы литературы с тоталитаризмом приложить к литературному процессу, то получится, что вся эта концепция литературной честности и свободы, попираемой тоталитаризмом, держится на представлении о том, что литература делается литераторами-одиночками. Получается, что литература есть продукт их честности и бесстрашия ума. Тоталитаризм же обозначает совершенно иное, противоположное понимание литературы, в котором творчество талантливых одиночек лишь фрагмент более широкой литературной жизни, в которой они только одна из многих её составляющих.

Кроме того, здесь сталкиваются не только две идеологии, но и две исторические эпохи, каждая из которых также рисует свой образ литературы.

Первая, «антитоталитарная», связывает литературу с фигурой романтического героя словесности – кустаря-одиночки, с явлением такого литературного барства, в котором литератор отделён от жизни и возвышается над ней. Такова же в её рамках и литература, парящая над серой действительностью в областях честности, бесстрашия и отсутствия фальши.

Исторически такое представление не лишено оснований. В самом деле, ещё полтора столетия назад литература делалась в башнях из слоновой кости, в феодальных замках и усадьбах, посреди пребывающего в невежестве и литературном безразличии люда. И практика по старинке проецировать эти исторические реалии в современность, маскируя их борьбой против тоталитаризма, определяет сегодняшний день российской литературной жизни напоминающей угасающую бунинскую деревню, с увядающими литературными усадьбами и хуторами.

Другая, «тоталитарная», говорит нам о том, что литература всегда делалась жизнью, общим её строем, в котором художник выступал лишь посредником, чувствилищем этого жизненного хода. Литература – часть единой общественной жизни, в которой все её составляющие становятся всё более взаимообусловлены и взаимозависимы.

 

Кому нужно бесконечное самокопание, которое писатель-одиночка разводит в своих произведениях, если оно не имеет в себе типического, что-то говорящего современнику, если оно не отмечено связью с тем, что чувствует и волнует общество в целом? Кому нужна пресловутая писательская честность, если никто не в силах её увидеть и оценить? Кто сможет расслышать отсутствие фальши, если читательское ухо никем и ничем не натренировано?

 

Литература есть не столько там, где есть литераторы, а там, где есть жизнь целиком, жизнь, которая литературу порождает, и жизнь, которая требует от неё плодов. Для современной литературы важна экономика и политика, образование и правопорядок. Но и она для них для них должна быть значима. Труд литератора общественен по факту, и нет ничего удивительного в том, литература чахнет при отношении к ней как к частному делу отдельных персон.

С этой точки зрения, должно быть ясно, что процветание и уютная жизнь отдельных литераторов – ещё не показатель процветания и блестящего существования литературы. Весь страх и ужас перед тоталитаризмом – это сопротивление естественному вовлечению литературы в орбиту общественной жизни, превращению её из удела одиночек и узкого круга их почитателей в атрибут общественного бытия.

 

Общество требует литературы (не в виде отдельных лиц, но как целое), а отдельные писатели мечтают о продолжении литературного барства и общественной барщины под красивыми и благовидными предлогами борьбы с тоталитаризмом за честность.

 

Поэтому в лозунге «литература против тоталитаризма» всё обстоит ровным счётом наоборот. Не «тоталитарное общество» и государство давит литературных одиночек, а тоталитарные одиночки пускают по ветру всю литературную жизнь. Их свобода литературы, их борьба с тотальностью абсолютных принципов и ценностей, объективной логикой развития общества оборачивается свободой от литературы, её обесцениванием для личности.

Вместо литературы как живого процесса нам предлагают «диктатуру совести» владельцев литературных усадеб, жаждущих пасти народы в силу своего понимания честности. Узурпируя право на бесстрашие ума, они прикладывают все усилия для того, чтобы это бесстрашие укладывалось в заданные ими параметры. Говоря о фальши, право определять степень и характер фальшивости того или иного произведения они также хотят оставить за собой. Требуя свободы, они распространяют её лишь на себя, отказывая в ней обществу

Стоит ли удивляться их борьбе с «тоталитаризмом», который угрожает положению единственных и немногих светильников культуры, угрожает их своеволию и самодостаточному существованию?

Борьба с тоталитаризмом в литературе обещает нам расцвет литературной жизни и её многообразие в сравнении с тоталитарным единым каноном. Но вся история ХХ века, на которую так любят ссылаться защитники «свободной литературы», демонстрирует нам обратное. Это «советский тоталитаризм» превращает литературу в действительно значимое для всего общества явление. Это лопахинский «тоталитаризм» западного рынка возводит её в ранг индустрии.

И в том, и в другом случае, при всех издержках, специфике трактовки общественного идеала, находится место для любого автора и для любого читателя, для критика, редактора, издателя, без которых немыслим литературный процесс. И в том, и в другом «тоталитаризме» литература становится фактором, воздействующим на общественную жизнь. Она развлекает, она учит и воспитывает, заставляет думать, она зовёт и ведёт за собой – в общем, остаётся самой собой, остаётся литературой, а не школой борьбы с тоталитаризмом.


Сергей МОРОЗОВ,
г. НОВОКУЗНЕЦК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования