Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 24.01.2014

Бесценное наследие Рериха в опасности

Один из лучших музеев столицы – Музей имени Н.К. Рериха, находится под угрозой исчезновения. После банкротства «Мастер-банка», который финансировал этот ни на что не похожий музей, расположенный в усадьбе Лопухиных за Пушкинским музеем, он оказался в долговой яме. 24 миллиона рублей – сумма долговых обязательств учреждения. С молотка могут уйти гениальные картины Николая Константиновича, его сыновей Святослава и Юрия. И ведь речь идёт об абсолютно уникальной фигуре в российской культуре, основателе Вашингтонского Пакта (первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью), великом философе, художнике, человеке, который и на международном уровне воспринимается как духовный столп нации. Распроданы могут быть и мемориальные вещи удивительной семьи Рерихов.

Владелец «Мастер-банка» Борис Булочник с 1993 года выступал меценатом музея: он приобрёл и подарил музею около 300 картин, финансировал реконструкцию усадьбы Лопухиных. Но несмотря на проведённую за собственный счёт реконструкцию памятника архитектуры XVII века, льготную арендную ставку музею так и не предоставили. Поэтому аренда усадьбы – ещё одна гиря, тянущая музей ко дну. В других же случаях, наоборот, даже при недобросовестно проведённой реконструкции памятника культуры мгновенно снижают арендную плату до смехотворного 1 рубля за квадратный метр в год в течение 49 последующих лет.

Главный архитектор Международного центра Рерихов Ирина Красавцева-Байда говорит, что на реконструкцию было потрачено 230 миллионов рублей и здание ранее находилось в аварийном состоянии. Каким бы ни был статус музея: общественным или государственным, грандиознейшее рериховское наследие должно быть сохранено. К сожалению, эта сохранность вовсе не очевидна сегодня.

Это не первая чёрная полоса в истории наследия и музея Рериха. Очень долго за него велись настоящие войны с поддельными завещаниями, фальшивыми письмами, росписями, хитрыми служанками и так далее. По одной из версий, сам Николай Рерих завещал всё своё имущество, картины и литературные права своей супруге Елене Ивановне Рерих, после кончины которой оно должно было перейти государству. По другой версии, его младший сын Святослав, не желая передавать в дар государству (а в частности, Музею искусства народов Востока) все ценности, велел основать Общественный фонд имени Рериха. Однако часть имущества была передана Музею Востока ещё в 1957 году Юрием Рерихом, старшим сыном. Эти версии живут параллельно уже долгое время.

В 1989 году появилось письмо Святослава Николаевича Рериха, которое тут же опубликовали в газете «Советская культура». В нём Святослав Николаевич и предлагал создать общественный музей в Москве, содержанием которого должен ведать специальный фонд. Совмин СССР одобрил предложение, и вскоре начал работу Советский Фонд Рерихов. После распада СССР Министерство культуры и Музей Востока высказывались неоднократно, что наследие Рериха не должно оказаться в руках группы лиц, это достояние мировой культуры, поэтому его необходимо передать государству и с этой целью создать Государственный музей Рериха.

Далее на имя Б.Н. Ельцина поступило письмо (противная сторона уверяет, что оно поддельное) от Девики Рани, вдовы Святослава Николаевича, в котором было изложено желание передать наследие государству. В ноябре 1993 года вышло постановление правительства «О Государственном музее Н.К. Рериха», по которому Усадьба Лопухиных передавалась Музею Востока. Однако в поддержку общественного статуса Музея высказывались многие влиятельные личности, например, академик А.Л. Яншин, руководители рериховских обществ.

Далее последовал иск в суд, музей настаивал на отмене правительственного постановления. В течение полутора лет длилось судебное разбирательство. За это время умерла вдова сына Святослава, Девика Рани, а секретарь-прислужница (Мэри Пунача), ведавшая всеми её делами, была арестована. Индийские СМИ писали о том, что она фальсифицировала настоящие завещания Рерихов и присвоила себе многие ценности семьи. Министерство культуры, со своей стороны, подчёркивало правовую полноценность постановления «О Государственном музее Н.К. Рериха».

В марте 1995 года Высший арбитражный суд вынес решение в пользу музея. Вот история его статуса. А в соответствии с теми идеями, которыми делился с миром сам великий Николай Рерих, искусство и этика должны оставаться превыше войн и разбирательств. И главное, чтобы это искусство не ушло с молотка.


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования