Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 31.01.2014

Украденная Украина

Мало кто вспомнит сейчас советские демонстрации, глядя на Украину. А ведь были они чем-то вроде детских утренников сравнительно с майданом. Все эти сборы колонн, организованное шествие в центр… Только, конечно, шествовали на Красную площадь, чтобы показать поддержку планов партии. Помахать Горбачёву (мне достался этот эпизод). Демонстрация – как «холостая» революция. Но вскоре на таких же демонстрациях стали Горби позорить и эпатировать – делали это анархисты на Первомай 1991-го. Плоды демократии-гласности из КАС (возглавлял нынешний единоросс Исаев). И обиженный Горби ушёл с трибуны. Это уходила власть советов – даже в самом вырожденном своём виде, но всё же…

На ту демонстрацию девяностого года собирались хвосты колонн аж у Новодевичьего – все НИИ, что жили за рекой, дальше. Потрясающая многолюдность и организованность. Я надел чёрную вельветовую курточку с голубым значком «Скорпионс», чтобы понравиться чернокудрой Насте. Мы, дети научных сотрудников, шли и разговаривали, переходили Зубовскую площадь, а навстречу нам с минитрибунок неслось: «Слава советским геологам!». Попутные колёсные лотки с бутербродами и газировкой тоже как бы участвовали в медленном движении в направлении Кропоткинской. Очень яркое солнце, очень модерновое здание слева (д. 28, следующий – дом-прототип жилища профессора Преображенского), очень долгое ожидание под каштанами Библиотеки имени Ленина – нашей очереди вхождения на площадь… 

Переключаясь на майдан, в шинную гарь и фашистские листовки с призывами «устраивайте охоту на представителей бандформирования Беркут, титушек, депутатов-регионалов, коммунистов», в подсвеченный кострищами морозный мрак ночи – не узнать ни века, ни страны. Так и есть: всё, что начиналось у мавзолея ничтожным скоморошеством с «лопатками» в стиле «долой КПSS!» обернулось щитами майданутых, на которых уже эсэсовская символика в самом прямом смысле изображена. Вы, может быть, помните мой репортаж из Запорожья, где мы чуть не подрались со свободовцем из-за моей Че-майки – дело было летом 2010-го? За три года эта поросль укоренилась и теперь штурмует администрации.

Но ничего не поделаешь: там, где перестало существовать советское целое, где советский народ распался на племена и латифундии, – растёт национальное самосознание, крайняя хата становится центральной. И такие люди, как Аксючиц, продолжают это процесс славить. Им-то проще: в осколке СССР по имени РФ остались разведанные советскими геологами нефть, газ – есть ещё что проедать, по-разному служа правящему классу. Украина в этом плане победнее, поэтому посильнее хочет к новому хозяину. И, опять же, не потому что много обещают, а потому что вся пропаганда последней четверти века – логическое предисловие к «бегству из совка», бесконечному. Но не надо за всю Украину, конечно.

Как и на Болотной, майдан собрал в основном столичную публику, наиболее вкусившую незалежности в её буржуазном разливе. И уж кто захочет назад в СССР или в её правопреемницу РФ, когда прежде делившаяся на 15 республик соцсобственность осела поближе, на её почве возникла национальная буржуазия и прослойка интеллигенции да охраны при ней? Мелкобуржуазный состав майдана очевиден, причём 70% вышли вообще не по поводу евроинтеграции, а против репрессий, и половина майдана, в момент максимального его состава, приехала за свой счёт из регионов (данные В.Паниотто, «Вестник общественного мнения» №3-4, июль-декабрь 2013). Бессмысленность и безысходность выбора между РФ и ЕС – в том, что оказавшимся чисто идеологически «на острове» украинцам теперь где теплее, там и родина. Кто ужинал, тот и танцует. Все попытки путинской силовигархии в союзе с реакцией-религией нащупать новую идентичность, «поднять славянство» (как мечтал революционер Бакунин) – не помогли контрреволюции, которая продолжается и в РФ, кстати.

 

Размахивая газовой трубой (кнутом) и кадилом (пряником), сырьевая империя не имеет ни малейшего авторитета, сравнимого с авторитетом большевиков-объединителей. Путин никого не убедил, и майдан, как рецидив, как недолеченный грипп перешёл в осложнения. «Доросли» и до свержения памятника Ленину, предшественника которого свергали нацисты в 1941-м.

 

И вот тут самое время тем, кто негодует по поводу майданутых, задаться вопросом: а что у них в башках есть такое, чего нет в РФ? Памятники Ленину у нас не рушат и не оскверняют? Увы, вандалов хватает и тут – по причине подготовленности инфопространства. Уж что скрывать, проклинали так длительно и уже за государственный счёт, при поддержке министра культуры (а Мединский – укробайтер, уточним), что плоды логичны. Ну и шизожириновщина: он против «белых» в Киеве, но и против Ленина в мавзолее. В том-то и трагедия наша, заложников своих буржуев, что предложить Украине кроме газа и православия мы не имеем ничего. А у нас-то кто у власти? – вот вопрос перебивающий любые возмущения метрополии. Терпите своего тирана – так не мешайте нам свергать собственного, да ещё и дряблого, – ответят украинцы, и будут правы.

В том-то и проблема, что хитро прикрывшись культурно-советским, Путин так глубоко укоренил всё тот же олигархический, ельцинский строй, что многие и позабыли о разнице социализма и капитализма. Ну, подключили к Трубе не только фонды ЮКОСа (Открытую Россию), а и бюджетников – недр, мол, на всех хватит. Но под нашим контролем, уточняет силовигархия и получает 183 миллиона рублей в месяц (Сечин). Имея такой позор дома – кого мы можем учить не бунтовать и оставаться с нами? Нет, надо сперва у себя сорвать с власти покровы лжи, установить социальную справедливость, а уже потом, как Ленин – создавать СССР, присоединяя к РСФСР УССР. И ничто кроме подлинного пролетарского интернационализма, никакое славянство-пространство тут не сработает магнитом – и не словесным, конечно.

Во Львове в марте 1991-го года мы волновались, на полустанке, родители даже дали некоторым напутствие: если бить будут, становитесь на колени и говорите «прошу пани». Били, но только не во Львове, а в Ясенях, на вокзале, ночью – били не только нас, но и стёкла. Местные пьяные парубки: «дай-ка перчаточки», по-братски мы им давали кожаные перчатки, чтоб самим не быть битым, и атаман их, норовя не порезаться, – бац в очередное стёклышко советской постройки. Начальнику практики Школы юного географа МГУ Маркину разбили нос, потом долго лечился. Конечно, говорили на мове, а мы не говорили. Так вот, после этой драки, во Львове мы осмелели и пошли гулять по городу, а некоторые пообщались с пикетом «бандеровцев» (их уже тогда так звали) – они были открытыми, листовок дали, газет, значков. Но мне повезло видеть демонстрацию «за СССР», которая как раз высаживалась из поезда с красным знаменем и уже оттуда шествием двигалась к кирхе, в контрпикет. Сами мы взялись быть вахтенными на рюкзаках в подземном переходе, пели песенки ГО, в телогрейках, ощущали себя отчасти беженцами… Вот так на Западэнщине всё политически кипело уже тогда.

 

Что мы можем пообещать Украине в случае прихода к власти, то есть свержения силовигархии? Всё тот же газ, и дешевле, и не только в транзит – поскольку возрождение индустрии станет задачей всего Союза. Инвестиции в производство, рабочие места. А индустрия это всегда газ в объёмах промышленных поставок, со значительными скидками (другие тарифы работают и в РФ).

 

Упразднение сечинских зарплат и путинской иерархии – значительно пополнит бюджет, а национализация и полная ротация кадров снизу доверху наберёт таких энтузиастов, какие не снились ленивым «нефтяным жабам». Однако это – совершенно иные государственные задачи, нынешнему правящему классу немыслимые. Как это – лишиться ренты и пересмотреть транзитные цены? Мы что, зря рушили СССР и создавали Газпром, чтобы получать в сотни раз больше соотечественников, ничего не делая?

Увы, только докопавшись до самого старта контрреволюции, можно понять, чего хочет майдан. Это ведь всё те же мечты 1991-го: быстрое обогащение, заграница придёт, порядок наведёт, невидимая рука рынка наладит производство, частная инициатива вылечит экономику… Всё то же – только уже в более радикальном звучании. Вот сейчас ЕС прийде и порядок наведЕ. Постсоветская утопия. По сути, первое и простейшее евросчастье – безвизовый режим, возможность укробайтерам хлынуть, куда побольше платят. Счастье рабское, но насущное. Вы их поагитируйте за революцию, ага… Какая тут солидарность? Тут энтропия: бегут от собственной разрушенной индустрии туда, где она налажена и, за отсутствием конкуренции советской, обеспечена заказами на долгие годы. Почти как при орднунге, только их вагонами увозили и ничего не платили…

Впрочем, не похожи на рабов дерзкие метатели коктейлей Молотова и массы, всё ещё наполняющие майдан. Это началась самоорганизация масс, её запускает всегда террор со стороны правоохранителей. На майдане удаётся всё то, что не состоялось на Болотной.

И видно, как просто, и как близко создание альтернативной власти – вот только не в идеологии альтернативной, не в программе и экономическом базисе. Смена хозяев, всего-то – но это не так мало, когда власть всё более вражески смотрит на народ, являющийся её источником. Да-да – «выборы» 2011-го вполне достойны были такого же продолжения, но тут оказалась кишка тонка и идеология оппозиции настолько идентична путинской, что смысла не возникло менять шило на мыло. Почему же майдан эти силы имеет, в чём его «военная тайна»? Конечно, в том радикальном национализме, который в РФ куда более миниатюрен и менее сговорчив с либералами, контролирующими инфопространство. Впрочем, нацдемы и стали «креативом» Болотной… И слились с властью вскоре. Левые нейтрализованы были на майдане фашистами (и даже избиты), примерно как в РФ путинистами. Посему ничего, кроме фашизма, в который уже в истории раз, капитализм в РФ и Украине не родил.

 

Нерешительность и чуждость власти Януковича, ощущение, что она неродная, непонятная – вот что толкает на майдан, к консолидации здесь и сейчас тех, кто о власти прежде слышал только по ТВ. В этом главный позитивный эффект майдана, как и в 2004-м.

 

Массы ощущают прилив силы, собираются в коллективные органы и захватывают органы власти, что и стало происходить постепенно по всей Украине (преимущественно западной). Кстати, помимо везде лидирующих бандеровцев-свободовцев, анархисты и теперь троцкисты из РФ (Российское социалистическое действие) встали на сторону майдана. Троцкисты, увы, повторяют «подвиги» ПОУМ в Испании, описанные М.Кольцовым в своём бессмертном дневнике. «Революционные марксисты», проклиная российскую олигархию (справедливо), подставили плечо призывающим уже сейчас расправляться с ними (коммунистами – впрочем, троцкисты боятся так зваться) фашистам. Троцкий аплодирует серпом и кувалдой на своём мексиканском надгробии. (Не то, чтоб мне стыдно за вас, Кирилл Медведев и Илья Будрайтскис, но скорее тревожно – ведь попадёте под раздачу киевской фашне в руки, шнобелей не пожалеют…)

Впрочем «была и другая Украина», есть и другой майдан. Вовсе не поклонники дуболома Кличко, либерала Яценюка или бандеровца Тягнибока, марксистская профессура Могилянки устроила лазарет и забастовку в вузе. Вот уже несколько дней студенты Киево-Могилянской академии оказывают помощь раненым и участвуют в протестах на майдане. Гражданская солидарность – немногие откликнулись на майданный призыв бастовать, а вот вузам – легче, лечить, а не учить.

Студенистый и бабоватый Янукович, которому власть свалилась в руки в период кризиса, не выдержал и отступил, неожиданно для майданного триумвирата предложив ключевые властные посты. «Мушкетёры» ответили сомнениями, чем снискали дополнительную поддержку. Так, даже не боясь огнемечущих вандалов, украинцы ощущают всё больше «мышц» власти на улицах Киева, а не в министерствах, потому и «зачищают» последние. Всё это возможно и в РФ – кстати, накануне 30 ноября, когда майдан стартовал, по данным Паниотто, всего 3% украинцев было готово участвовать в уличных акциях протеста… Чем у нас хуже?

 

Бессилие и нерешительность власти рождает инициативу снизу – ах, как бы зажила Москва 6 мая 2012-го, если б сидячая забастовка смогла «ночь простоять да день продержаться»! Что ж, по закону располюсовки постсоветского пространства, если где-то на окраинах Союза побеждают правые, в центре появляются шансы у левых.

 

И если до вхождения в СССР на Кавказе тоже побеждали Дашнакцутюны всякие, то прожив убыстренно национал-буржуазный этап, крестьяне и рабочие будущего Союза ощущали и защищали ту самую солидарность, которая ломает государственные границы. Чего и нам с украинцами желаю. Anyway, как говорит потенциальный противник.  


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования