Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 07.02.2014

Да здравствует Дельвиг!

В Музее Пушкина на Пречистенке прошли чествования лауреатов общероссийской литературной премии «За верность Слову и Отечеству» имени первого главного редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига. Сегодня это одна из самых значимых в стране премий. Её фонд составляет семь миллионов рублей. У этой премии уже есть свои индивидуальные черты. Достаточно чётко вырисовывается ориентир на то, чтобы сделать популярнее провинциальных писателей. Всё делается также для того, чтобы показать широкому читателю современную жизнь многообразных национальных литератур России. Главный редактор «ЛГ» Юрий Поляков, давая на днях интервью телеканалу «Россия 24» , пояснил: «Мы не настаиваем, что наши авторы – это именно светочи современной литературы. Но мы считаем, что они значительные фигуры. И мы просим иметь это в виду наших оппонентов».

Что касается широты, то в этом году организаторы «Дельвига» переплюнули сами себя прошлогодних, наградив уже не дюжину (что тоже немало), а аж семнадцать человек.

«Золотой Дельвиг» достался трём заслуженным писателям – поэту Андрею Дементьеву, который отмечает 85-летие, Ларисе Васильевой, а также лидеру русской политической прозы Александру Проханову. Очевидно, «золото» каждому из мэтров дали не только за конкретные произведения, но и за «общий вклад в отечественную литературу».

На противоположном конце премиального спектра – два лауреата «Молодого Дельвига» – студент Московского университета печати им. Ивана Фёдорова Евгений Рудашевский со своими оригинальными путевыми очерками и аспирантка исторического факультета МГУ Анна Федорец с «ЖЗЛ»-овской книгой «Савва Морозов».

«Серебряного» Дельвига удостоились удмурдский поэт Вячеслав Ар-Серги, председатель Союза писателей Чечни Канта Ибрагимов и известный казахский поэт Бахытжан Канапьянов. «Серебро» досталось также критику Владимиру Бондаренко, главному редактору «Свободной прессы» Сергею Шаргунову и астраханскому писателю Юрию Щербакову.

Кроме того, в этот раз впервые были вручены целых шесть «Бронзовых Дельвигов» (в прошлом году, напомню, вместо этого были лишь почётные дипломы): пермский поэт Юрий Беликов, автор детских стихов Юрий Любимов, старейший сотрудник «ЛГ» Игорь Гамаюнов, филолог и издатель Евгений Степанов, а также писатель и публицист Лидия Сычёва. В числе лауреатов – главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко (его наградили за большой вклад в изучение литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, и, в частности, за фундаментальный двухтомник «Лица и Лики: Литература малочисленных народов Севера и Дальнего Востока»).


 

ЧТОБЫ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ЗАНИМАЛОСЬ ПОПСОЙ

 

 

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, поэт, лауреат «Золотого Дельвига» за выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения (на премию была представлена книга стихов «Всё в мире поправимо...» (М.: ЭКСМО, 2013)).

Родился в 1928 г. в Твери. Был главным редактором журнала «Юность» с 1981–1992. С 2008 г. – член Общественной палаты РФ. Лауреат многочисленных поэтических премий и автор текстов более 100 популярных песен.

 

– Андрей Дмитриевич, есть ли, по-вашему, будущее у русской литературы, или всё неизбежно идёт ко дну?

– Я вам скажу так. Однозначно здесь не ответишь. С одной стороны, есть сейчас замечательные писатели. Вон Серёжа Шаргунов – прекрасный писатель. Есть хорошие поэты, я их сегодня открываю для себя. Сейчас вот в Смоленске открыл такого поэта – Лучин Александр Сергеевич. На родине Твардовского, Исаковского работает. Отличная книга вышла у него. Я открыл для себя Лену Захарову из Тамбова, тоже написал ей предисловие. Есть хорошие поэты, хорошие писатели. Есть! Если мы займёмся серьёзно образованием и школой, если мы вернём авторитет учителя, особенно учителя русского языка и литературы, мы приобщим со школы уже людей к литературе современной, а не только классической. К сожалению, сокращаются уроки русского языка и литературы в школах. Это безобразие! Я говорил об этом даже с Владимиром Владимировичем. Это безобразие, потому что с этого начинается духовность людей молодых, которым 15, 16, 17 лет. Но я оптимист. Я думаю, что литература не умрёт. Россия такая огромная, и талантов в ней – море! Я знаю по провинции: столько замечательных людей, которых никто не знает, потому что они живут далеко от столиц. Знаете, как говорили в своё время: «поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже». Но они так и умирают в провинции, к сожалению, потому что Москва их не видит, не чувствует, не знает. Нужно, чтобы мы – те, кто руководит изданиями – «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Культура», толстые журналы –  чтобы они это видели и пропагандировали. Чтобы телевидение не занималось попсой! Я уже озверел от этой попсы. Нужно чтобы они занимались талантливыми людьми. Есть исполнители русских романсов, есть исполнители русских народных песен – дайте им простор! Потому что они это ведут через слово, они не просто поют, у них в начале – слово, и часто поют на стихи Пушкина, и Фета, и Тютчева, и Языкова и многих других, в том числе и современных, конечно, поэтов. Какие замечательные песни есть у нас на стихи русских поэтов! А попса всё забирает, попса ничего хорошего России и её будущему не даст! Она сиюминутна – для развлечения. А я хочу, чтобы было для души. И я пишу множество предисловий к книгам молодых авторов! К их первым книгам. Потому что я хочу их поддержать, как когда-то меня самого поддержали люди старшего поколения. Вот сегодня Беликов читал хорошие стихи. Он живёт в Перми. Кто знает Беликова? Никто! А стихи хорошие. И в каждом городе обязательно есть хорошие поэты. Но им надо помогать. А наше телевидение ходит всё по одним и тем же именам, крутит одни и те же лица – это надоело! Даже любимый мною Коля Басков и другие мною любимые певцы... они заполонили телевидение... Хотя я им предлагал: давайте сделаем передачу, посвящённую поэзии! Не просто читать стихи (это может наскучить), а давайте проецировать современную поэзию на нашу жизнь, насколько она отвечает этой жизни, и где там есть возможность для оптимистичного взгляда на будущее, чтобы понять, что будущее возможно и оно будет. Я говорю сумбурно, но хочу главное сказать, что Россия талантами не оскудела. Поверьте мне, я получаю такую почту огромную – и на общественное телевидение, и на радио, и лично мне, – из которой вижу, что талантливых людей много, но их нужно заметить и поддержать.

– А как обстоят дела у вас на родине, в Тверской губернии?

– Мы ведь в Твери открыли Дом поэзии – это первый дом поэзии в России, и даже в мире такого нет. Я пять лет это пробивал. Мы устраиваем там презентации книг, мастерклассы для молодых поэтов...

– А на каких началах он работает? Это государственное учреждение?

– Автономное государственное учреждение. Я пробил всё это через тверских губернаторов – сначала одного, потом второго. Там есть материальная поддержка, есть бюджет. Я вот, кстати, сегодня забыл сказать на церемонии, пригласить всех... Женя Евтушенко приезжает в мае к нам на презентацию своей многотомной антологии «Десять веков российской поэзии». Он мне сказал: «Андрюша, я к тебе приеду в Дом поэзии обязательно!». Рецептер, который создал Пушкинский театр в Петербурге, сказал: «Андрюша, я приеду к тебе». Понимаете, мы делаем это не для Тверской только области, мы делаем это для всех, и я всех приглашаю!

– Сейчас год 95-летия со дня рождения Николая Тряпкина, который тоже родился в Тверской области. Но я слышал, что на малой родине его практически не знают...

– Вот я сейчас утвердил план на 2014 год. Там Тряпкин есть. Я обязательно поговорю с редакцией издательства «Эксмо», где издаюсь сам уже десять лет, на тему издания его книги. Я с Колей же был вместе в Литературном институте, я его хорошо знаю. Он был такой простой, такой наш русский человек, вышедший из низов, так же, как и я, из деревни. Он был очень талантливый парень и очень добрый. Сейчас такой доброты крайне не хватает нашему обществу гражданскому, России не хватает. Столько злобы, столько какой-то недоброжелательности! Я вот вырос, наоборот, в атмосфере доброты. У нас из тверских есть Володя Соколов, лауреат государственной премии СССР из Лихославля, тот же Николай Тряпкин. У нас есть такие старые поэты, которые давно уже ушли, как Уховский... Я всё делаю, чтобы их не забыли. И если что-то нужно от меня лично – я готов всегда помочь. Я, ещё когда возглавлял журнал «Юность», стольким помог! У меня есть такое стихотворение «Забытые поэты», где я пишу о тех поэтах, которые много дали для нашей Родины, но их забывают, потому что приходят новые поколения, которым всё до фени, которые безвылазно сидят в Интернете. Я понимаю, что Интернет – это, так сказать, кладезь информации. Но литература начинается всё-таки с книги...


 

ДАВАЙТЕ ЗЁРНА ОТДЕЛИМ ОТ ПЛЕВЕЛ

 

 

Канта ИБРАГИМОВ, писатель, лауреат «Серебряного Дельвига» за популяризацию биографии и творчества выдающегося русского художника и укрепление традиций интернационализма в литературе (на премию представлена его книга: «Академик Пётр Захаров» (Грозный, 2013)).

Родился в 1960-м в Грозном. Ныне председатель Союза писателей Чеченской Республики, народный писатель Чеченской Республики, академик Академии наук Чеченской Республики, а кроме того – доктор экономических наук, профессор. Известен широкому читателю по романам «Прошедшие войны» (Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2003), «Седой Кавказ», «Учитель истории», «Сказка Востока», «Дом проблем».

 

– Канта Хамзатович, как вы считаете, есть ли шанс у современной чеченской литературы проложить дорогу к русскому читателю, достучаться до него?

– Есть. Достучались давно уже, чему свидетельство нынешняя премия.

– А разве нет проблем с переводами на русский язык? Кто сейчас вообще переводится из чеченской литературы?

– Да, переводческая школа сейчас в очень плохом состоянии. В Советском Союзе, например, переводчик получал столько же, сколько автор. А сегодня и автор ничего не получает, и переводчик тем более ничего не получает. И надо быть сверхвеликим, чтобы тебя кто-то перевёл с чеченского на русский. В этом огромная проблема. Литература как основа культуры не может быть брошена государством на произвол судьбы. Что касается современных авторов, сейчас из чеченской литературы не переводят практически никого. Есть энтузиасты, которые что-то делают из любопытства, но по большому счёту процесс полностью зачах, потому что, я повторяю, людям надо как-то жить, получать за свои труды какие-то гроши, гонорары, а на энтузиазме далеко не уйдёшь никогда. Да, литература чеченская есть. Но она всё больше и больше уходит в другую сторону – от России. Потому что колоссальное влияние на неё оказывает Запад и восточная литература. Вакуума на свете не бывает, место не пустует. Но вот благодаря нынешней Дельвиговской премии, Россия свою огромную, мощную руку снова к нам протянула (не только ко мне, а ко всей чеченской литературе) и как бы сказала «Вы наши! Идите сюда!». Такие жесты нужны! Государство – это культура прежде всего, а потом уже танки, пушки, нефть и т. д. Я по профессии экономист, прожил немаленькую жизнь и знаю, что в основе основ всегда лежат идеология и культура. Всегда. А деньги уже потом следуют. Чтобы завоевать мир, нужно завоевать умы и сердца людей, а главное средство для этого – Слово. И надо бороться за Чечню, показать, что мы единое гуманитарное, словесное пространство.

– Вы говорите, что Россия протянула руку чеченской литературе. А, как по-вашему, у самой-то русской литературы есть будущее, или все её достижения в прошлом и всё постепенно идёт ко дну?

– У русской литературы настоящее, прошлое и будущее уже давно создано. Такого достичь невозможно многим, и многим другим языкам. Всё уже сделали Пушкин, Толстой, Достоевский...

И теперь, даже ничего не делая, русский язык и русская литература, цивилизация будут существовать тысячелетиями. Кроме того, неужели у Толстого и Лермонтова нет учеников, последователей и сейчас? Ведь есть, должны быть. На мой взгляд, их называли сегодня на вручении премии. Просто сегодня, возможно, нам ещё не виден их масштаб. Ведь во времена Пушкина и Лермонтова, эти великие поэты не были столь известны. В Лермонтова стреляли, обзывали, презирали... Прошли века – и они стали общепризнанными. Надо время, чтоб всё отсеялось и зёрна отделились от плевел. Главное, чтобы люди знали, что они люди, и главная идея нашей литературы и нашей страны одна – чтобы мы имели будущее.

– А что вы думаете по поводу нынешней ситуации с книжными магазинами и литературой, которая там продаётся? Вас всё устраивает?

– Вот сегодня вручали премию Юрию Щербакову, Вячеславу Ар-Серги... Это ведь не рядовые люди, это крупные писатели, наши коллеги из Астрахани и из Удмуртии. Так вот ни одна ни их, ни моя книга не продаётся в московских книжных магазинах. Ни одна. Эта ситуация уже давно сложилась. Продаётся узкий круг авторов, они же получают премии, ездят на ярмарки и т. д. И вот этот ограниченный выбор для покупателя приводит к тому, что уменьшается сам спрос на книги и соответственно уменьшается необходимость в книжных магазинах. А нас просто не пускают на этот книжный рынок. Понимаете, я прихожу в книжный магазин и говорю: «У меня десять книг, новый ассортимент...». Ведь магазин ценится и славится, если в нём всё есть. Им вроде бы выгодно пополнить ассортимент. А тут – нет, они не хотят других книг, не хотят пиарить чужих. У них есть свои издательства, свои премии, свои писатели, которые, кстати, давно выдохлись, изжили себя. Я не буду называть фамилий, но читаешь и – одно и то же, одно и то же. Почему это происходит? Литература – это идеология. Влияние на умы всегда создаёт выгоду для того, кто влияет. И через книжные магазины в том числе осуществляется некая идеология. Разумеется, это только одна из ячеек происходящей крупной борьбы, конкуренции за умы. Кому-то выгодно понижать уровень литературы, навязывая нам бульварное чтиво. На самом деле были и есть мощные русские и нерусские писатели. Но когда ты всё время пишешь в стол – руки опускаются... А будущее в любом случае за теми, кто думает об этом будущем.


 

ИСТОРИК ОБОЖАЕТ ФАНТАСТИКУ

 

 

Анна ФЕДОРЕЦ, лауреат премии «Молодой Дельвиг» за стилистическую самобытность в документальной прозе и популяризацию идей благотворительности в России (книга: «Савва Морозов» (М.: Молодая гвардия, 2013. Серия «ЖЗЛ»)). 

Родилась в 1985 г. в Мытищах Московской области. Аспирант исторического факультета МГУ. Автор книг и статей по истории благотворительной и меценатской деятельности московского купечества второй половины XIX – начала XX столетия, а также по истории православного населения Москвы XVIII века. В 2009 г. основала и возглавила историко-культурное общество «Московские древности».

 

– Анна, скажите, какие у вас предпочтения в мире художественной литературы? Любите ли вы как историк читать исторические романы, произведения на исторические темы, или наоборот, будучи специалистом, ненавидите их за неправду, нестыковки, вымысел и т. д.?

– Вы знаете, исторические романы в лучших проявлениях я, конечно же, люблю. Но так получилось, что в перерывах между работой я больше читаю фантастику, поскольку на ней мой ум отдыхает. Я очень люблю Шекли, люблю Хайнлайна, люблю, конечно же, и наших фантастов – Стругацких, например. То есть то, что максимально далеко от той области, в которой я работаю, но тем не менее позволяет всё-таки задумываться о каких-то более общих вещах и не уходить с головой в детали и частности.

– Сейчас заканчивается разработка новой единой концепции отечественной истории для преподавания в школе. Что лично вы ожидаете от этой концепции, и что, на ваш взгляд, в ней должно присутствовать?

– Лично я многого от этой концепции не жду. Я знаю, что её разработкой занимаются серьёзные учёные, но когда делается попытка свести всё многообразие истории к какому-то одному мнению, пусть даже обоснованному, это, как минимум, странно. Потому что история, особенно история нового и новейшего времени, всё ещё затрагивает людей и не может иметь каких-то устоявшихся оценок, и попытка навязать эти оценки ничего хорошего обществу не сулит.

– Вы организовали и возглавляете историко-культурное общество «Московские древности». Расскажите, зачем оно нужно и чем занимается?

– Туда входят молодые специалисты – не только историки, но искусствоведы и молодые люди многих других специальностей. Мы занимаемся историей культуры Москвы в популярной, скажем так, форме, интересной для всех. Не все, кто входит в это общество, являются москвоведами, но это люди, которые любят Москву, интересуются её историей. Организация преследует и ещё одну цель: научить молодых людей публично выступать, научить их писать, дать для этого некие принципы, которыми они могли бы руководствоваться в дальнейшем. Кроме того, мы хотим просто сплотить людей, интересующихся одной проблематикой.

– В связи с вашей книгой о Савве Морозове, за которую вас премировали, скажите, удалось ли вам понять эту «химию», генезис – как воспитался, из чего вырос такой человек, ставший выдающимся меценатом для отечественной культуры? И возможно ли сейчас появление такого человека в России? Какие условия для этого необходимы?

– Мне действительно удалось проследить, каким образом сформировался этот человек, этот характер, эта сложнейшая личность, которого современники называли «умнейшим из купцов». По поводу нынешней ситуации – я, честно говоря, не очень уверена, что такой человек может сейчас у нас сложиться, потому что одного человека мало – нужна среда, нужно, чтобы помимо этого человека существовали и другие, может быть, менее яркие, менее талантливые, но которые бы поддерживали это общее движение в поддержку культуры. Должны сложиться такие условия, чтобы у людей были устойчивые ценности, надёжные ориентиры, которые разделялись бы большим числом людей. Скажем так, в ту эпоху купечество эти ориентиры выдвинуло из своей среды и сделало их общенародными. И в этом заслуга лучшего русского купечество тех времён (конечно же, не всех, а самых талантливых его представителей – Морозова, Мамонтова, Третьякова, Перловых, Хлудовых и многих, многих других).


 

ДИНАМО – ЧЕМПИОН

 

Юрий ЛЮБИМОВ, лауреат «Бронзового Дельвига» за плодотворное развитие традиций детской поэзии (на премию представлена книга стихов для детей: «Песенка про осень» (М.: Олма-пресс, 2013)).

Родился в 1952 г. в Ставрополе. По образованию юрист-правовед. С середины 80-х гг. работал на руководящих должностях в ВАО «Интурист», МИД, МНС, МВД Российской Федерации, ОАО «Газпром», ОАО «Банк ВТБ». С 2009 г. – вице-президент футбольного клуба «Динамо-Москва». Автор десяти книг детских стихов. 

 

– Юрий Юрьевич, как по-вашему, есть ли будущее у русской литературы, или достижения в прошлом, и всё идёт ко дну?

– Я не думаю, что русская литература куда-то канет, потому что это самая мощная, наверное, литература в мире. Я владею английским языком, очень много читал зарубежной литературы, но такого количества великих писателей и поэтов, как в русской литературе, нигде нет. Я думаю, что есть и будущее. Конечно, учитывая современный мир, новые технологии и т. д., очень сложно сейчас предсказать по какому пути развития пойдёт литература, но, думаю, что книги на бумажных носителях в любом случае останутся, а, учитывая общий уровень нашей культуры и великие примеры прошлого, мне кажется, русская земля не оскудеет талантами.

– Вы являетесь ещё и вице-президентом футбольного клуба «Динамо» (Москва). Есть мнение, что спорту сейчас уделяется слишком много внимания, и бюджетные средства и эфирное время в СМИ всё больше перетягиваются к спорту, возможно, в ущерб культуре, искусству, литературе. Не кажется ли вам, что спорт, с одной стороны, и литература, искусство, с другой, являются своего рода конкурентами?

– Я не могу назвать это конкуренцией, потому что, по-моему, это две сферы деятельности современного человека, которые в равной мере характеризуют его внутренний мир и отношение к жизни. Культура – это одно, спорт – другое. Прекрасно и то, и другое. Не думаю, что есть какой-то перекос. Если мы говорим о тех людях, которые сейчас две недели будут сидеть у экранов телевизора и болеть за нашу сборную на Олимпиаде, это ведь не значит, что за эти две недели они забудут, допустим, о чтении книг или просмотре каких-то фильмов или передач о литературе и искусстве... Развитый человек потому и является многогранным, что ему в этой жизни интересно многое. Я с детства увлекаюсь спортом, причём многими видами спорта. Но с детства обожаю и читать. У меня мама всю жизнь работала в библиотеке и она меня с малых лет брала в библиотеку. Я по сути вырос в краевой детской библиотеке города Ставрополя. Меня знали все её подруги, сотрудницы и т. д. Поэтому для  меня, например, никакого разделения никогда не было и не будет. Спорт, литература или культура. Я с удовольствием, болею и на футбольном матче, и на хоккейном... Тем более, что мне довелось поработать за границей, в Канаде и в Штатах, я присутствовал и на Кубках Канады, и на Челлендж Капе, когда он был, в Квебек-сити болел за наших хоккеистов. Так что одно другому не мешает.

– Есть статистика, согласно которой за последние годы в России в пять раз (с 7,5 тыс. до 1,5 тыс.) сократилось количество книжных магазинов. Есть ли у вас ощущение кризиса книжной торговли, книгораспространения? Остались ли на вашей малой родине, в Ставрополе, книжные магазины? Где лично вы покупаете книги?

– Мне сложно сказать. Те крупные книжные магазины, которые я знал, как я вижу, по-прежнему существуют, как в Ставрополе, так и в Москве. В то же время, допустим, я вижу что в Москве появилось немало новых книжных магазинов, которых раньше не было, потому что появляются новые книжные серии. Так что у меня нет ощущения кризиса. Кроме того, очень много книг сейчас продаётся в Интернете. В прошлом году у меня вышло три книги детские. И, например, мои книги, я смотрел, продаются в паре десятков интернет-магазинов как минимум, причём не только в России, но и на Ураине, в Белоруссии. Возможно, какие-то книжные магазины закрылись, но, мне кажется, что на смену им приходят новые.

 

С ЛАУРЕАТАМИ БЕСЕДОВАЛ ЕВГЕНИЙ БОГАЧКОВ,

ФОТО АЛЕКСАНДРА ДОРОФЕЕВА


 

УДИВЛЯЙТЕСЬ ЕГО ТРУДАМ

 

Владимир ЛИЧУТИН, лауреат премии «Золотой Дельвиг» 2012 года:

 

– Вячеслава Огрызко я знаю много лет. По-моему, он уже на моих глазах из пелёнок вырос и зрелым сошёл, и даже уже начал стариться. И слава Богу, что награда его вовремя догнала. Это величайший труженик! Таких тружеников вообще мало на свете. Вот здесь сидят Проханов, Бондаренко, Поляков... И среди этого тщеславия – Вячеслав Огрызко! Большая часть таланта – это именно труд. Для этого надо иметь влюблённость сердца. И действительно сердце Вячеслава Огрызко посвящено литературе – исследованию литературы через психологию народа, через многообразие русского народа. Он исследует те стороны русской жизни, которые всегда остаются где-то в тени. Это творчество, самобытная душа малых племён, малых народов – ненцев, хантов, манси, юкагиров и т.д., которых множество на пространстве Русской земли. И так оказалось, что вроде бы мы исповедуем среди них национализм – любовность к отечеству, любовность к своим сородичам, любовность к малым народам, но эти малые народы, малые племена всё равно остаются как бы застланы, вне нашего внимания. Хотя у них есть передовые в общем-то люди, со своей историей, со своими нравами, своими характерами. И вот эти характеры и нравы и их выход в культуру любовно исследует десятки лет этот человек. И он достоин, конечно, самой высокой премии. Он делает это бесконечно любовно. Любить себя-то трудно, а любить другие народы, внешне вроде неказистые, приземлённые, пригробленные, приклонённые к земле условиями жизни – их особенно сложно принять к сердцу. И этот человек – Вячеслав Огрызко – он тоже вроде бы незаметный внешне, а имеет огромное сердце. И я очень рад, что ему вручена премия «Литературной газеты». Пусть «бронзовый» пока «Дельвиг», но наверное в будущем будет и «Золотой Дельвиг». Он заслуживает всех премий! Смотрите на этого человека и удивляйтесь его трудам!

 

Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор «Литературной газеты»:

 

– Я хочу добавить несколько слов к сказанным очень справедливым словам нашего лауреата «Золотого Дельвига» прошлого года. Дорогие друзья, знаете, иногда складывается впечатление, что у нас литература пишется только на русском языке. Это неправильно. У нас литература пишется почти на ста языках! И когда мы пытаемся, привлекая поддержку государственных органов, сказать, что у нас только русская литература, мы обижаем наших друзей, которые живут по всему нашему пространству. И вот Вячеслав Огрызко один из немногих, кто действительно много лет занимается серьёзно нашей корневой нерусской литературой. И когда мы в нашем жюри решали вопрос с лауреатами, мы ни минуты не сомневались: мы должны всегда отмечать вот эту проблему! Потому что эта нерусскоязычная литература создаёт феноменальные образцы культуры. Слава, я тебя от души поздравляю! 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования