Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 07.02.2014

Как поумнеть за 24 часа

 Нил Саймон. Дураки. Театр на Юго-Западе. Режиссёр-постановщик и автор сценографии Валерий Белякович.

Комедия «Дураки» была написана знаменитым американским комедиографом Нилом Саймоном в 1981 году в несколько курьёзных обстоятельствах. При разводе с одной из своих жён он обязался передать ей весь доход от своей следующей пьесы, поставленной на Бродвее. Поэтому комедия была написана с нехитрым сюжетом и с тем расчётом, чтобы на Бродвее она поставлена была, но удержалась на сцене недолго. И в самом деле, спектакль по ней выдержал 40 представлений, и больше пьеса на Бродвее не ставилась. Однако её полусказочный сюжет и изобилие незамысловатых шуток и гэгов сделали произведение очень популярным среди провинциальных, особенно любительских и школьных театров, где оно до сих пор частенько ставится. Говорят, ни один фестиваль школьных театров не обходится без этой комедии.

Произведение имеет подзаголовок «комическая басня» и повествует о событиях конца 19 века в полумифической украинской деревне Куличовка (в оригинале – местечко Куленчиков). За двести лет до описываемых событий один из жителей не выдал свою дочь за бедного неграмотного юношу Юзекевича, и тот от отчаяния покончил с собой. Отец юноши, Владимир Юзекевич, наложил заклятие на всех жителей деревни: они рождаются и живут дураками. Заклятие может быть снято только в двух случаях. Первая возможность: если одна из девушек рода Зубрицких выйдет замуж за потомка Юзекевичей, которые стали графами. Вторая возможность: если найдётся учитель, который в течение 24 часов сможет заставить девушку поумнеть; если же приезжий учитель возьмётся за это дело, но не справится с задачей за 24 часа, то он сам станет дураком до конца своих дней.

Русско-украинский колорит сделал пьесу привлекательной для постановок на постсоветском пространстве. И если в американских постановках национальный антураж мало связан с порой абстрактно-абсурдистскими диалогами, то в постановке В.Беляковича на особенности отечественной жизни сделана едва ли не главная ставка. Староста Куличовки (Д.Нагретдинов) носит на голове казачью папаху, а в руке – милицейский жезл. Другие герои тоже как будто выскочили из «Кубанских казаков». Жена доктора Зубрицкая (О.Иванова) – типичная боевая матрона-казачка, так же как и торговка Янка (Г.Галкина). Сам доктор Николай Зубрицкий (А.Горшков) представляет собой что-то среднее между доктором Пилюлькиным из повестей о Незнайке и доктором Айболитом. Граф Юзекевич (М.Белякович), соответственно, смахивает на Бармалея. Постановщики достаточно уверенно отошли от характеристик, предоставленных автором, не искушённым в российских реалиях. Староста выглядит значительно моложе своих 79 лет, а Янка и дочь Зубрицких Софья – наоборот, значительно старше того, что предусмотрено в тексте.

Наиболее содержательно воплощена центральная роль учителя Леона Степановича Толчинского (С.Бородинов) – он и страдает от влюблённости в Софью, и страшится, что тоже превратится в идиота, и хитрит, уговаривая Юзекевича усыновить его. Толчинский ловко притворяется дураком, и они с Юзекевичем таскают Софью за ноги туда-сюда по сцене.

Остальные мизансцены примерно того же свойства – актёры прыгают и носятся по сцене, изображают танцевальные па. В декорациях нет ни мясной лавки Словича (Е.Сергеев), ни почты, где работает письмоносец Мышкин (А.Задохин), ни балкона, где, пародируя Ромео и Джульетту, должны объясняться Леон и Софья. В деревне, в сущности, нет ничего, кроме луны, часов и двух вывесок, указывающих въезд в Куличовку и выезд из неё.

Значительная часть представления состоит из долгих хороводов и песнопений жителей Куличовки. Несмотря на то, что добрая половина реплик сказочных глупцов опущена, спектакль продолжается значительно дольше полутора часов, на которые рассчитана пьеса, и выглядит, особенно во второй половине, несколько растянутым.

Как уже сказано, глупостей в спектакле осталось немного, зато дураки все, как один, говорят афоризмами, высказывают меткие замечания (что дураком нельзя стать без собственного согласия, что дураками легче управлять и т.п.). Такое доброжелательное отношение к персонажам, вкупе с задорной КВНоподобной стихией, делает спектакль достаточно привлекательным для публики, и он, несомненно, будет пользоваться успехом.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования