Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 14.02.2014

Жизнь, как отражение искусства

ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР, КИНО И ЖИЗНЬ

 

В конце XVIII века в пруду у Симонова монастыря под Москвой периодически находили сентиментальных барышень – мода топиться там от несчастной любви появилась после выхода в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Во второй половине XIX века в маленьком волжском городке произошла трагедия – не выдержав жизни в «тёмном царстве», в невежестве и жестокости купеческого дома Клыковых, утопилась молодая женщина, жена купеческого сына…

Узнаёте сюжет? Но не по этим событиям написал свою драму «Гроза» А.Н. Островский – всё это реально произошло в жизни уже после того, как спектакль был поставлен на сцене, уже после появления аналитической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Случилось то, что не могло не случиться в те времена и в той социальной среде…

В начале XXI века в московской школе произошла трагедия – вооружившись двумя ружьями, ученик пришёл в школу и застрелил учителя географии.

И по совпадению – как раз в то время, когда убитый географ лежал на полу в классе, исполнитель роли географа в фильме «Географ глобус пропил» Хабенский рассказывал президенту Путину, как надо привлекать детей в театр. Фильм, конечно, не ровня «Грозе» Островского, через полтора века о нём и не вспомнит никто, но, однако, в прошлом году получил главный приз российского кинофестиваля «Кинотавр».

 

ДВА ФИЛЬМА

 

Что же это за фильм, и что это за пропивший глобус географ, образ которого создал на экране артист Хабенский? Как выглядит учитель в фильме, и какие чувства он может вызывать у школьников?

Герою Хабенского – под сорок лет, по специальности – биолог, в географы устраивается от безденежья. С женой, учениками и завучем – конфликты, на стороне – связи и симпатии к «эффектной преподавательнице немецкого языка», и «ощущение бесконечного одиночества». У жены тоже – роман с «финансово обеспеченным» другом географа, которому географ жену и уступает.

Географ играет с учениками в карты, за проигрыш обязуется сводить класс в турпоход, в дороге с учениками же напивается в стельку, за что ученики снимают его с должности командира похода. Разжалованного географа ученики посылают в деревню за продуктами, куда он отправляется с ученицей. Ученица по пути признаётся географу в любви, деревня оказывается пустой, вымершей от «реформ», начинается ливень, а когда географ с ученицей, наконец, возвращаются, видят, как ученики самостоятельно преодолевают самый опасный порог на реке.

Географа увольняют из школы, жена к нему возвращается, «жизнь входит в прежнее русло».

А теперь вспомните «Доживём до понедельника», самый знаменитый советский фильм о школе. Пересказывать его так же невозможно, как перерисовывать шариковой ручкой «Джоконду». Кто видел – у того он в памяти, кто не видел – смотрите, не упуская ни одного момента, вникайте в каждый кадр и каждое слово.

 

Этот фильм – лирический и острый, конфликтный и мудрый – был показан впервые на Втором съезде учителей в 1968 году – делегаты и гости съезда долго аплодировали стоя его создателям, на следующий год он получил главный приз международного кинофестиваля в Москве.

 

Два фильма – два подхода государства к одной проблеме. Точнее – подход к одной проблеме государства социалистического, и государства капиталистического.

Образ Учителя, который создал Тихонов, формировал уважение к этой нелёгкой и ответственейшей профессии, был образцом для подражания, и сколько тысяч ребят и девушек выбрали специальность педагога именно после просмотра этого фильма!

Образ «географа», который создал Хабенский, формирует презрение и пренебрежение к учителям. С таким «педагогом» ученику и в картишки можно перекинуться, и водки нажраться, и по морде ему дать – если плохую оценку поставит. И если бы в конце фильма про «географа» ученики бы его, по путинскому выражению, «замочили» – никто из зрителей особенно не переживал бы.

И лицемерием звучат слова Хабенского о благотворности привлечения детей в театр – как профессионал, он не может не знать, что кино- и телезрителей на несколько порядков больше, чем зрителей театральных, так что эффективность «Географа…» на несколько порядков выше, чем эффективность благих призывов.

 

ЧТО ПЕРВИЧНО?

 

Любимая фарисейская отговорка «творческой лакейской», обслуживающей интересы капиталистов и разрушителей России, сводится к тому, что они, дескать, «только отражают действительность», вот если бы не было плохих учителей – они бы и в фильмах их не показывали. И любимый приём дискуссии – увести в бесконечный лабиринт обсуждения, что появилось раньше, курица или яйцо.

Хотя ответ давно известен и выведен по безукоризненной формуле логики «если – то»: если птицы произошли от динозавров, то динозавр снёс когда-то яйцо, из которого вылупилось новое живое – птица.

Точно так же известен и ответ на фарисейские отговорки: если даже выносимое на публику произведение искусства (или «искусства») не является примером для подражания, то уж точно оно указывает на пределы и границы допустимого. Упрощая – но не меняя сути – мысли великих об искусстве, его главную функцию можно свести к формуле Маяковского – показывать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Вот это, собственно, и является сверхзадачей любого вида искусства.

Есть плохие учителя в школе? Есть. И показаны они и в «Доживём до понедельника», и в «Географ глобус пропил». Но показаны – по-разному, и авторское отношение создателей фильмов – разное, и сверхзадачи, которые решают эти создатели – разные.

Имя Хама стало нарицательным не потому, что в действительности его отец Ной напился в стельку и уснул в непотребном виде, а потому, что он по-хамски, со смешками и ужимками «отразил действительность», рассказывая об этом братьям. А братья – Сим и Иафет – эту действительность постарались изменить, нашли отца и прикрыли его наготу.

Разные были сверхзадачи у Хама и его братьев.

 

УНИЧТОЖЕНИЕ ШКОЛЫ

 

Уничтожение школы было одной из главных задач «демократов» и «реформаторов» горбачёвского помёта, ельцинской закваски, егоргайдаровского пошиба, чубайсовского разлива. Как и Гитлер, они понимали, что наша страна сильна образованием, как и Гитлер, они старались сделать всё, чтобы уровень образования опустить как можно ниже. И то, что они много достигли в этом направлении, убедительно доказывает статистика.

В 1957 году американцы были шокированы запуском cпутника в СССР, и была создана комиссия Конгресса для выяснения причин успехов нашей страны в космической области. Одной из важнейших причин комиссия назвала советскую систему школьного образования, доклад комиссии назывался очень выразительно: «Что знает Ванечка и чего не знает Джонни». И после этого американцы всерьёз взялись за реформы своей школы.

Как выглядела советская школа до «перестройки»?

 

Прежде всего, образование и воспитание были единым и неразрывным процессом. И иначе быть не должно – усвоивший химию не должен использовать свои знания для изготовления бомб или ядов, постигший физику не должен использовать теорию рычага для взлома дверей.

 

Обучение и воспитание невозможно без авторитета – поэтому на авторитет учителя работали все виды искусства, и, уж конечно, кино, как важнейшее из них. Кинематография, литература, живопись, музыка формировали и внедряли в сознание людей образ Учителя, вырабатывали и закрепляли особое отношение к школе.

Особое место в системе воспитания занимали массовые детские и юношеские организации – пионерия и комсомол. Первые навыки коллективизма и дисциплины, первые успехи в настоящих, «взрослых» делах ученик получал ещё в пионерском отряде. Среди миллионов деревьев, высаженных пионерами в 50-е годы есть и несколько моих, надеюсь, что растут и сейчас, украшают землю, охраняют дорогу от снежных заносов. Среди миллионов тонн металлолома и макулатуры есть и моя лепта – значит, и я улучшал экологию, содержал в порядке Землю, приносил пользу.

Эти организации были первыми помощниками учителей – и для многих путь к вершинам педагогического мастерства начинался с должности пионервожатого.

Именно поэтому и были в первую очередь уничтожены «перестройщиками» детские и юношеские организации – учителя лишились одной из важнейших опор в своей работе. Без этой опоры резко возросла нагрузка на учителя – стало труднее поддерживать порядок и дисциплину.

«Реформаторы» превратили школу в торжище – «рынок предоставления образовательных услуг». А услуги предоставляют – услужающие. Так, одним махом, все педагоги, воспитатели, учителя, были переведены в разряд услужающих.

А дети – очень чувствительны к таким тонкостям. И то, что воспетая и священная для старших поколений «учительница первая моя» перешла в разряд обслуги, поняли очень быстро. И началось хамство, и начались избиения учителей, и дошло до убийства – и можно быть уверенным, что и убийство не последнее, и избиения учителей будут продолжаться и шириться.

 

РЕАКЦИЯ ВЛАСТИ

 

Реакция власти на события, ей же и спроектированные, была немедленной и крайне глупой: усилить полицейские меры, тащить и не пущать, обыскивать и контролировать, следить и пресекать.

 

Я уже очень давно не был в школе, поэтому крайне удивился, увидев по телевизору охранника в школьном вестибюле и рамку металлоискателя. Такое и вообразить было невозможно в советской школе!

 

А что будет теперь? Решётки на окна, колючую проволоку по периметру, «при попытке перейти будет открыт огонь», обыски при входе в класс и досмотр при посещении туалета, рентгеновское просвечивание на родительском собрании?

Это что, такими методами власть собирается выращивать «свободных граждан свободной России»? Или с малолетства приучать этих самых граждан, как будущих зэков, к порядкам и нравам зоны?

Полицейщина никогда не решала вопросов социальных. А без их решения ситуация будет только ухудшаться.


Александр ТРУБИЦЫН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования