Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 14.02.2014

Личное присутствие

О романе Татьяны Булатовой «Бери и помни», Эксмо, 2014

 

Книгу Татьяны Булатовой можно назвать романом, а можно и просто: повестью. Но ни количество страниц, ни чёткое определение жанра не дадут представления о том, насколько сильно прочувствована в этой небольшой по обьёму книге каждая мысль. Булатова пишет внимательно, и, обладая редкой способностью к извлечению собственного опыта из любого, мелкого, на первый взгляд, события или поворота судьбы, предлагает читателю среднюю человеческую участь в качестве самого достойного объекта.

Большинство произведений современной литературы отражают стремительный процесс, который мне очень хотелось бы сравнить с успешным бизнесом: человек пишет, и при этом развивается его мастерство, но душа остаётся незатронутой. Парит, так сказать, независимо. При этом не только книга, но и разработанное артистическое поведение грозит стать самостоятельной дисциплиной, как это лучше всего доказывает талантливый пример Дмитрия Быкова.

Татьяна Булатова нигде и ни в чём не «пережимает», не позирует, нигде не кричит «волки, волки!», но не потому, что ей не хватает голоса на эти эффекты, а потому, что она бережёт дыхание: оно должно быть чистым, глубоким и ровным с первого и до последнего слова. На первый взгляд, сюжет её книги «Бери и помни» не отличается ни обилием ярких красок, ни внезапными ударами по доверчивым головам читателей, ни загадочными подтекстами, от которых «хладеет в жилах кровь»/ А пусть не «хладеет», читайте спокойно. Семья: муж, жена и две девочки. Сначала они младенцы и лежат в одной красной коляске, предназначенной для двойни, потом вырастают, вытягиваются, в самом конце выходят замуж. Жена – маленькая, крикливая, нервная, часто озлобленная, муж, скорее, никакой, обычный, привычный, как многие, и есть ещё женщина, уже стареющая. Некрасивая, неловкая, никогда не знавшая любви. Крикливой жене – не подруга, не родственница. Но она почему-то так привязывается к чужой семье, так прикипает к этим недоласканным девочкам, что отдаёт им и свою квартиру, и все свои скромные сбережения. Становится им то ли тётей, а то ли прислугой. А, может, и то, и другое. Зачем? Не повторение ли это чеховской « Душечки», чудесного рассказа о щедрости одинокого и бесхитростного женского сердца? Но нет, не об этом. Татьяна Булатова, спокойно и внимательно пишущая свою книгу, на самом деле лепит художественное чудо: она повествует о чуде любви. А лучше сказать: чуде жалости. И это не только жалость и любовь старухи-соседки к чужим недоласканным девочкам, это ещё – что гораздо серьёзнее – жалость самого автора к жизни неброской, обыденной, полной бытовой неразберихи, преждевременной старости, внезапных кончин. Поэтому Булатова уделяет так много внимания бараку, кухне, огороду, будничной нервотрёпке и редким минутам согласия. В одном из своих интервью Бродский как-то обмолвился, что ему жалко людей, потому что «все они умрут». Татьяне Булатовой, похоже, жалко людей, потому что «все они живут». Да, в этой прозе, безусловно, чувствуется Чехов, хотя автор, может быть, и не задумывается об этом. И Платонов в ней чувствуется, хотя пульс его напряжённой метафоры не всегда слышен. Но ещё сильнее в ней чувствуется писатель, которому предстоит непростой и долгий путь, потому что она не следует никаким современным литературным канонам, а ценит только своё «личное присутствие» во всём, что произносится ею, готова замолвить словечко за всякую малость, за всё, что живёт, дышит, бьётся, и с лёгкостью угадывает нравственные чудеса внутри кухни, огорода, ободранной квартиры, болезней и распрей, домашних скандалов.

Я надеюсь, что книга «Бери и помни» отзовётся в читателях с тем самым сочувствием, о котором мечтал Баратынский, и произойдёт это гораздо раньше, чем её оценит избалованная одними и теми же писательскими именами и стереотипными литературными произведениями критика.


Ирина МУРАВЬЁВА,
г. БОСТОН,
США




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования