Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 21.02.2014

Кого жалеть – автора или читателя?

Доброжелательный автор расписывает, как инженер Блинов приехал в Ростов Великий «с прибором для обнаружения пустот в подземных и внутристенных помещениях», а прежде отправился в библиотеку и там «вышел на личность Марии Михайловны – супруги ростовского князя Василька Ростовского, героически погибшего с войсками Батыя. Овдовев, княгиня Мария постриглась в монахини суздальского Ризположенского монастыря под именем Евфросинии и стала, как считается, не только подвижницей веры Христовой и вдохновительницей борьбы с иноплеменным нашествием, но и вероятным автором нескольких текстов, которые затем вошли в летописный свод под названием «Повесть временных лет». Здесь хочется перевести дух от фантастических сведений, сообщённых нам Владимиром Сутыриным вместе с инженером Владимиром Блиновым.

Поездка Блинова состоялась в Ростов Великий «четверть века назад в составе Свердловского (тогда) архитектурного института. Нас пригласил местный историко-архитектурный музей-заповедник для поиска с помощью приборов возможных подземных и тайных внутристенных помещений, скрытых от глаз современных исследователей», – рассказывает нам Блинов. «Открытия Блинова» действительно были скрыты «от глаз современных исследователей», потому что большей мешанины фактов трудно себе вообразить.

Четверть века назад – это 1988 год. За пять лет перед этой экспедицией (1983) – в издательстве «Молодая гвардия» тиражом в сто тысяч экземпляров вышла моя книжка «Сильнее бедствия земного. Очерки о женщинах русской истории» с очерком о летописице княгине Марье из Ростова Великого, где я впервые воссоздала биографию этой выдающейся женщины – княгини Марии Михайловны, дочери Черниговского князя Михаила. Он погиб в Орде, замученный слугами хана Батыя, так как отказался исполнить языческий обряд. Было это в 1246 году.

В 1989 году в издательстве «Советская Россия» вышла моя книга «Сила слабых. Женщины в истории России ХI–ХIХ вв.)» тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров – и тоже с очерком о княгине Марье. Знаю, что в Ростове Великом они были прочитаны.

В моих «Великих женщинах Древней Руси» (2009; тираж десять тысяч экз.) также есть очерк «Летописица княгиня Марья из Ростова Великого». Так что В.Блинов не зря ждал столько лет. Однако взять-то он взял, но что с этим сделал – вот в чём вопрос, как говаривал классик.

Отец княгини Марьи князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Фёдором, погибшим вместе с ним, давно прославлены были на Руси в лике святых. Память их совершается ежегодно 3 октября, так что когда в этот день в 1993 году происходил расстрел парламента, а из церквей доносилось пение панихид, журналисты многих газет писали в недоумении: что такое? Почему панихиды? Что хочет нам сказать Церковь своим погребальным пением? Православная церковь же отмечала память князя Михаила Черниговского и его боярина Фёдора, замученных в Орде.

Гибель мучеников восприняли на Руси как патриотический подвиг. Мощи Михаила Черниговского ныне покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

Родная старшая сестра княгини Марьи – Феодулия – в 1233 году была просватана за брата Александра Невского Фёдора Ярославича. Но когда невеста приехала из Чернигова на свою свадьбу, жених неожиданно скончался. «И бысть в веселия место плач и сетование», – написал суздальский летописец (но не в «Повести временных лет»). Феодулия не вернулась к родителям в родной Чернигов, а приняла монашеский постриг в суздальском Ризположенском монастыре с именем Евфросиния.

Предание рассказывает, что когда к Суздалю подошли отряды хана Батыя, он не смог разглядеть монастырь, где лечила людей и учила детей и была настоятельницей Феодулия-Евфросиния: он как будто исчез из виду. Свирепые пришельцы всё предали огню и мечу, но монастырь остался целым и невредимым. Евфросиния скончалась 25 сентября 1250 года и давно прославлена в лике святых. Мощи её до сих пор находятся в Суздале вот уже 763 года, и из-за них там доныне происходит борьба: то их уносят из собора Ризположенского монастыря, то возвращают обратно.

Брат княгини Марьи и монахини Евфросинии князь Ростислав вместе с отцом пытался собрать за рубежом войско против татаро-монгол. Он женился на дочери венгерского короля Анне. Когда войско татаро-монгол подошло к Будапешту, король Венгрии Бела IV дал обет: если враги уйдут от стен города, то родившегося в семье младенца посвятят Богу.

 Татаро-монгольская конница побывала под стенами Вены, вышла к Адриатике, но силы её были истощены остававшейся в тылу истекающей кровью, но сопротивляющейся Русью. В 1242 году войско Батыя оставило пределы Венгрии, а родившаяся дочка короля была отдана в монастырь, на острове посредине Дуная. Теперь он зовётся «Маргит» – в честь королевской дочери Маргариты. Сейчас там лежит надгробная плита с надписью «Святая Маргарита. 1242–1271. Дочь венгерского короля Белы IV», а будапештцы с удовольствием пьют минеральную воду «Маргит» из источников на острове.

После ухода отрядов Батыя Бела IV сделал русского князя и своего зятя владетелем сербского княжества Мачвы и Босны. В Белграде у него была своя резиденция. Так что княгиня Марья могла бы в гости к брату ездить. Но не до того было...

После героической гибели в битве на реке Сить 4 марта 1238 года её мужа Василька Константиновича княгиня Марья похоронила мужа в соборе Ростова. Тело его было доставлено с места сражения. Надо было поднимать двух сыновей и всё Ростовское княжество.

Семилетний её сын Борис стал князем Ростова, годовалый Глеб был у неё на руках. Фактически княжеством управляла княгиня Марья. В монастырь она не пошла. Князь Василько также прославлен в лике святых – 4/17 марта.

Академик Д.С.Лихачёв обратил внимание на то, что в Симеоновской летописи часто повторяется имя ростовской княгини Марьи, что для летописей Руси было необычно. Характер ростовской летописи середины ХIII века носит своеобразный характер: рассказ о князе Васильке, его героической смерти, как и рассказ о судьбе города Чернигова, взятии его татаро-монголами, смерти в Орде князя Михаила Черниговского. Неизменно отмечает ростовский летописец и приезды в город Александра Невского, двоюродного брата князя Василька – мужа княгини Марьи. Он встречался с княгиней Марьей. Как известно, Александр Невский скончался внезапно в полном расцвете сил на пути из Золотой Орды, скорее всего он был там отравлен.

Особенность летописи состоит в том, что это не сухие записи по годам, а связанные сюжетом повествования о событиях. Весь характер её заставляет считать автором ростовскую княгиню Марью Михайловну, вдову святого Василька Константиновича, дочь святого князя Михаила Черниговского и сестру святой Евфросинии Суздальской.

Княгиня Марья пережила свою сестру на 21 год и скончалась в основанном ею Спасском монастыре (прежде назывался Княгининым) на берегу озера Неро в Ростове Великом 9 декабря 1271 года. Возможно, там она и писала свою летопись. Могила её потеряна, но сохранился храм Спас на Песках, где, возможно, она была погребена.

Не такого уж большого труда стоило бы Владимиру Блинову обо всём этом разузнать, а не кормить читателя нелепыми и нарочитыми выдумками. Однако он не успокоился на том, что слил воедино две совсем разные личности, ему этого показалось мало, и перед воспламенённым пустотами взором возникло «Слово о полку Игореве».

«Идея идентичности сочинителя этих событийных сводов и «Слова» – уже плод розмыслов екатеринбургского исследователя», – пишет В.Сутырин. В чём же суть этих «розмыслов»? А в том, что автор «Слова» «если это действительно Евфросиния, пишет об Игоре, имея в виду своего мужа князя Василька, который был убит». То есть княгиня Марья, монахиня Евфросиния и Ярославна из «Слова о полку Игореве» – одно и то же лицо, притом, что автор поэмы есть Ярославна. Хочется дух перевести.

Что на это можно сказать? Лучше бы писать фантастические опусы. Но и там нельзя допускать столько нелепостей и примитивных выдумок. Давайте провозгласим, что Карамзин, Пушкин и Серафим Саровский одно и то же лицо и будем услаждаться своим «розмыслом». Уровень «розмыслов» В.Блинова показывает и из «логических коррективов в устоявшийся смысл некоторых мест в «Слове»: «в Путивле» он предлагает читать как ...» В пути в лес». По-моему, пояснения излишни.

О том, что плач Ярославны написан женщиной, у меня содержится в статье «Ярославна рано плачет», которая была опубликована в книге «Сила слабых» и вошла в Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» (энциклопедия). Цитирую: «А что, если плач Ярославны – это создание неведомой нам русской поэтессы-трубадурки ХII века, которое было вставлено в поэму, подобно присловьям и песням Бояна?» У меня речь идёт о том, что женщиной скорее всего написан был плач Ярославны, а не вся поэма, богатая именами князей, географических названий, военных эпизодов, описаний природы, древних славянских богов.

Как известно, Ярославна – это отчество, по имени отца Ярослава Галицкого Осмомысла. Традиция так величать жену князя Игоря идёт от Екатерины II, которая была любительницей русской истории и много работала над своими «Записками касательно русской истории». Они были доведены ею до конца ХIII века. Екатерина назвала первому издателю «Слова» графу А.И. Мусину-Пушкину и имя жены князя Игоря: будто её звали Евфросиния. Доказательств этому нет никаких. В поминальной книге всех черниговских князей и их супруг Любечском синодике встречается имя Евфросиния, но нет указаний на то, что оно относится к жене князя Игоря.

Вся эта история описана у меня подробно (см. кн: Судьбы великих русских женщин. 2005. С.50). Вот В.Блинов и отыскал Евфросинию в лице суздальской святой и пришпилил к ней Ярославну. Так сказать, заполнил пустоту.

Позднее я отыскала среди близких князя Игоря в ХII веке женщину не с отчеством Ярославна , а с именем собственным – Ярославна. Его имела невестка князя Игоря, жена его сына Святослава, который не упоминается в «Слове». В поэме князь Игорь попал в плен к половцам вместе с сыном Владимиром, и вернулся он из плена уже с молодой женой – дочерью половецкого хана Кончака. Второй сын князя Игоря – Святослав – в «Слове» не присутствует.

Однако в Лаврентьевской летописи сказано, что в походе на половцев князя Игоря участвовали «Игорь с двумя сыновьями из Новгород-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска».

Летописец точно указывает: «Князей всех в плен взяли». Потом «вскоре бежал Игорь от половцев... А остальных держали строго и сторожили, угрожая цепями и муками». Возможно, был среди них и князь Святослав Игоревич. В Ипатьевской летописи он уже с 1183 года числился зятем киевского князя Рюрика, соправителя великого князя Святослава, – героев «Слова». Его супругу звали Ярославна Рюриковна.

Дедом её отца был Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха и Гиты, англосаксонской королевны, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 году при завоевании Англии норманнами. Гиту боялись взять к себе все европейские правители, и её отослали на Русь, где она стала женой русского князя. Много лет он правил в Смоленске, там Гита и умерла. Юрий Долгорукий также их сын, внук последнего англосаксонского короля. Так что Москва – наследница... английских земель.

Возможно, что Ярославна Рюриковна и была той трубадуркой – волховой-поэтессой, что сочинила плач Ярославны, а автор «Слова» взял его в поэму. Опровержений вымыслам В.Блинова ещё много, но просто не стоит больше тратить на это время и место

Теперь о другом назревшем историческом вопросе, который следует обсудить.

Недавно нас ошеломили с экрана телевизора тем, что термин «татаро-монгольское иго» отменяется, как и «татаро-монголы».Вместо них велено употреблять «Золотая Орда» и «золотоордынцы». Нам дали понять, что сделано это ради «дружбы народов», поскольку на экране возник возбуждённый житель Казани, который прокричал, что он не верит в существование «татаро-монгольского ига».

На это хочется сказать, что жители Казани и всей бывшей Татарской АССР(Татарстана) зря беспокоятся: они не имеют к нему прямого отношения. Как так? А вот как.

Недавно ехала в такси, и мой водитель сказал, что он по национальности татарин, родом из-под Нижнего Новгорода. На это я ответила: – Ну какой вы татарин? Вы – булгар!

Он повернулся ко мне сияющий, даже чуть руль не выпустил от радости: – Да, булгар, да вы-то откуда знаете?! Об этом не говорят, и мало кто это знает...»

Но давайте всё-таки не будем отменять историю, летописи, наших русских и иностранных историков, иностранные хроники. Давайте взглянем истории в лицо.

Итак, татаро-монголы появились на русских землях в 1223 году, состоялась битва 31 мая на реке Калка, которую русские проиграли.

Путь был открыт, и спустя 14 лет войска хана Батыя (1208–1255) начали завоевание русских городов. 21 декабря 1237 году после пяти дней штурма была взята Рязань. «Вси вкупе мертви лежаща» – все жители города были убиты.

Батый двинулся на Владимир через Коломну и Москву. В феврале 1238 года пал Владимир. 4 марта 1238 года состоялась битва на реке Сить, в которой погибло войско великого князя владимирского Георгия Всеволодовича и ростовского князя Василька Константиновича, мужа княгини Марьи. Киев, в котором княжил тогда Михаил Черниговский, был взят штурмом 6 декабря 1240 года. Он бежал в Венгрию, чтобы собрать войско, и стал заклятым врагом хана Батыя. Поэтому и был потом убит.

В это время на территории современного Татарстана существовало государство Болгария Волжско-Камская, с которым воевал ещё Андрей Боголюбский. Столицей его был город Болгар (Булгар) с X-го века. Остатки столицы сохранились около села Болгары (Булгары): ремесленные, жилые, торговые кварталы с банями, мечетями, мавзолеями. В Большом Энциклопедическом словаре 1991 года сказано, что государство было заселено волжско-камскими болгарами, финно-угорскими народами «в Среднем Поволжье и Прикамье в 10–14 вв. Торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Военное и торговое соперничество с Киевской Русью, позднее – Владимиро-Суздальским княжеством. Покорена монголо-татарами к 1241 году. Во 2-й половине 13 в. образовались Болгарское и Жукотинское княжества, в 90-х годах 14 в. разгромлены Тимуром» (Т. 1. Стр. 150–151). А где было Жукотинское княжество? Остатки его сохранились около современного города Чистополя.

Кто такие волжско-камские болгары? «Тюрко-язычные племена, кочевавшие в Приазовье в 7 в., затем переселились в Поволжье. В 10–14 вв. основное население Болгарии Волжско-Камской. Их потомки – чуваши, казанские татары и др.» ( Т. 1. С. 151).

Хан Батый только в 1243 году основал Золотую Орду.

«Золотая Орда, монгольско-татарское феодальное государство, основано в начале 40-х г.г. 13 в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак.С первой половины 14 в. Сарай-Бёрке (Нижнее Поволжье). В 15 в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и др. ханства».

Разгромил Золотую Орду хан Тимур (Тамерлан) (1336–1405).

В 1480 году после стояния на Угре при Иване III русские перестали платить дань татаро-монголам (уже Большой Орде), татаро-монголское иго кончилось.

Так что Казань была покорена татаро-монголами так же, как и Русь. Название «татары», видимо, осталось им после распада Орды на ханства. Но Русь даже на картах иногда называли Татарией. Однако мы остались русскими. Татаро-монгольское иго состояло в том, что мы платили ежегодную дань, но не были оккупированной территорией.

Казанское ханство (1438–1552) выделилось из Золотой Орды, с 1524 года было в вассальной зависимости от Турции. В 1552 году ханство было завоёвано, Поволжье присоединено к России. Говорят, что прошлое России непредсказуема. Отнюдь нет. Просто не нужно относиться к нему, как говорили в 1930 е годы: «История – это политика, опрокинутая в прошлое».

Привет, булгары-болгары – казанские татары! Все мы пострадали от нашествия татаро-монгол, но давайте не будем расправляться с прошлым, как со своим врагом. Прошлое нужно помнить и понимать. Уважать его и принимать, как доброго гостя в свой дом: ведь ему есть что рассказать нам.


Светлана КАЙДАШ-ЛАКШИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования