Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 21.02.2014

Смена идёт, вакансии заполняются

Хоронить литературную критику – занятие привычное и вечное, эдакий фон жизни сообщества в любые эпохи.

Другое дело, что сегодня оно снова актуализуется в разговорах о смерти русской литературы вообще. Даже в дискуссиях, заканчивающихся более менее оптимистично – «пациент скорее жив, чем мёртв», критике мало что светит. Она должна выглядеть куда мертвее, чтобы на её скорбном фоне худлит казался хотя бы относительно существующим.

Спору нет, да и ждут от меня банальностей вроде констатации сворачивания площадок для традиционно-критических форматов, скажем, обзорной или проблемной статьи, когда под заявленную концепцию подвёртываются кипы текстов и плеяды авторов. Явно уступает свои позиции и классическая рецензия, повсеместно заменяясь репликой или откликом. (А то и вовсе «гонзо»-рецензией, так же, как проблемная статья пасует перед «телегой», где книжки и писатели – только расходный материал для авторского самовыражения).

О безгонорарье – это вообще «лошади едят овёс».

 

Всё так, однако критика прошла тот же путь, что и весь русский литературоцентризм – гонишь в дверь, она в окно. Сетевые издания вместо книжных, ЖЖ и фейсбук-сообщества как замена «толстяков»; понятно, что при таких метаморфозах приходится жертвовать многим, прежде всего объёмом и стройностью мысли – но тут беспощадная логика времени.

 

По-другому едва ли будет: литература сделалась хобби, а критика – и вовсе, по-довлатовски, демаршем энтузиастов, но ведь и получать за любовь деньги – явление, полное избыточных коннотаций.

Конечно, напрягает чуть ли не массовое выбывание замечательных профессионалов из обоймы – впрочем, тут не биологическая история, а, скорее, психологическая – люди устают публично разбирать каждую прочитанную книжку. В конце концов, они не подписывались на амплуа литературных завскладов. Но кто сказал, что естественная смена поколений лучше вот такой, не очень естественной? А смена идёт, пустующие вакансии, пусть не ажиотажно, но заполняются.

 

Лично у меня критика идёт спорадически – когда вдруг возникает понимание, что в литературе сегодня начинает происходить самое интересное.

 

У меня был в конце 90-х период, так сказать, «патриотический», когда я обильно печатался в «Волге», реже – в столичных толстых журналах, с рецензиями на преимущественно саратовских авторов – тогда ещё существовала литературная регионалистика. С обзорами толсто-журнальных новинок – тогда это было ещё актуально. Потом – с середины нулевых, по возрастающей: сложился круг интересных мне современных авторов, плюс – пришёл опыт и, смею надеяться, мастерство, позволяющие высказаться о таких масштабных фигурах как Высоцкий, Довлатов, Лимонов, Пелевин, Проханов…

Сейчас собираюсь в той или иной степени подробно написать о юбилярах этого года – Аркадии Гайдаре (110 лет) и Василии Шукшине (85 лет)…

Относительно разбора молодых писателей – я не бросаюсь волком на языковые ляпы и стилистические огрехи (естественные в ситуации отмирания институции литредакторов), не самоутверждаюсь за чужой счёт, а пытаюсь определить феноменологию текста – если она в нём присутствует, конечно.

Набор важных и авторитетных для меня имён предсказуем: Лев Данилкин, покойный Виктор Топоров, Лев Пирогов, Сергей Боровиков, Павел Басинский, Никита Елисеев, Владимир Бондаренко, Андрей Рудалёв, Валерия Пустовая, Кирилл Решетников… Дмитрий Быков и Захар Прилепин – замечательные критики. Захару, правда, ближе определение «читатель» – я бы и себя так предпочитал называть.


Алексей КОЛОБРОДОВ,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования