Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 07.03.2014

COLOURитное кино

 Последняя картина Алексея Германа-старшего действительно представляет собой экранизацию. Но только не знаменитого одноимённого романа братьев Стругацких, а тех текстов детского фольклора, которые, разумеется, знакомы почти каждому и которые эксплуатируют поэтику физиологического отвращения («Шёл петух по льду, насрал говна с кровью. Кто первый скажет, тот слижет; кто второй, тот остаточки залижет»; «Ах, какая благодать, кожу с черепа сдирать и жевать, жевать, жевать, тёплым гноем запивать...»; «Как приятно у трупа смердящего перегрызть сухожилия ног и вонючего мяса скользящего откусить на пол-фунта кусок...»).

Герои картины с вожделением нюхают внутреннее пространство пропитанных потом сапог, давят и пробуют на вкус различных кровососущих насекомых, шастают между висящими трупами удавленных собак, долго и с большим удовольствием мочатся, пускают ветры, хлопают себя по заду, норовят ухватиться за чужие яйца, выдавливают перстами глаза собеседнику, пальпируют истлевшие лицевые ткани крошащихся черепов, падают в грязь, лежат в лужах, дразнят покойников, принципиально не моют посуду, малоэстетично жрут, ещё менее эстетично пьют, рыгают, воют, заикаются, мокнут под дождём, вспарывают животы, выпускают кишки, рубят головы, срезают с мертвецов наиболее сочные куски мяса, страдают припадками, воняют, безуспешно пытаются совокупиться, дерутся, блюют, натыкаются взглядом на возбуждённый ослиный фаллос и т. д. и т. п.

Ну, а доминантой этого художественного мира, его смыслоообразующим центром и главной несущей конструкцией является, безусловно, дерьмо. Почти каждый персонаж фильма считает своим высоким нравственным долгом прилюдно справить большую нужду, причём с видом очень серьёзным и крайне ответственным. Но с появлением на свет божий приключения человеческих экскрементов не заканчиваются, поскольку их стремятся максимально утилизировать. Кто-то дерьмом случайно пачкается, кто-то дерьмом сознательно мажется, кого-то в дерьме топят (не фигуральным, а самым что ни на есть прямым образом), кого-то в дерьме валяют, из анального отверстия одного трупа дерьмо переносится на палочке в ротовое отверстие другого, словом, дерьмоворот говна в природе не прекращается ни на минуту, заставляя видеть в «Норме» Сорокина и «120 днях Содома» Пазолини трусливое и малодушное воплощение бескрылого копроминимализма.

Если мы вспомним, что Блок называл кинематограф «электрическим сном наяву», то «Трудно быть богом» Германа-старшего следует воспринимать как непомерно растянутый сон, субъекту которого постоянно грезится только одно — стихийное или, как сказал бы Лев Николаевич Толстой, «роевое» движение народных каловых масс.

С другой стороны, всё, что человек видит во сне, служит, как известно, предвестием чего-либо или кого-либо. Выпадающие зубы снятся к смерти, дождь — к слезам, соль — к ссоре, ружьё — к визиту мужчины, а столь милое сердцу Германа-старшего дерьмо снится, как правило, к деньгам. И деньги эти, надо отдать должное онейрокритическим способностям режиссёра, после завершения киноповествования буквально проливаются на зрителя золотым дождём, «перекодированным», правда, в обманчиво скромную надпись в одном из финальных титров: «Спасибо Алексею Кудрину и Михаилу Прохорову».

Единственная стратегия восприятия, которую можно предложить зрителю фильма «Трудно быть богом», заключается в том, чтобы отождествить время, которое он проведёт в зале кинотеатра, с обрядом инициации. Любая инициация подразумевает переход из одной социальной группы в другую, более престижную. В культурах архаического типа обряды инициации сопровождаются довольно-таки болезненными вещами: выбиванием передних зубов, отсечением фаланг пальцев, прокалыванием носовой перегородки, кровопусканием, лишением сна, пищи, отдыха и т.п. Однако тот, кто не пройдёт через эти садистические процедуры, никогда не сможет стать не только, например, вождём или шаманом, но даже простым членом своего племени. Точно так же обстоит дело и с просмотром последней картины Алексея Германа-старшего. На неё, конечно, можно и не тратить сто семьдесят семь минут своей единственной и неповторимой жизни, тем более что на всём их протяжении получить удовольствие практически невозможно (хотя человеческая природа, понятное дело, таинственна и непредсказуема). Но люди, которые их всё-таки сумеют выдержать, из разряда наивных синефилов автоматически перейдут в категорию матёрых синефагов, способных в дальнейшем проглотить абсолютно любое зрелище. А это иерархическое перемещение, закаляющее к тому же характер и волю, безусловно, дорогого стоит.


Алексей КОРОВАШКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования