Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 14.03.2014

Виссарионы, потерявшие неистовость

Прочёл статью Р.Сенчина о критике и критиках («лр», 2014, № 4), и решил немного поразмышлять на эту же тему. Кто же он, сегодняшний критик, и какова его роль в текущей литературе?

 

В юности, прочитав книги Белинского, Добролюбова, Чернышевского, я изобразил в своём дневнике романтичный образ критика:

«Он, критик, даёт оценку прошлому и настоящему, выступая зачастую не как оценщик, а как публицист, умеющий видеть в рамках анализируемого произведения будущее Родины. Критик выполняет пушкинский пророческий завет: и виждь, и внемли! Критик — это рыцарь с открытым забралом, Дон Кихот литературного пейзажа. Он мчится на усталом полумёртвом Пегасе с копьём на перевес, сражаясь за Правду и Справедливость, за Любовь и Честь. Критик всегда начеку, на границе Добра и Зла, и на всё происходящее у него непреклонный Гамбургский счёт».

В любом деле есть нечто иррациональное, как тонкий аромат в вине, который позволяет дегустатору определить натуральность того или иного напитка. Критик — тот же дегустатор, эксперт высшего класса в своей сфере. Истина во все времена была не очень востребованным товаром, а наше время, зачастую, никому не нужна, кроме самого критика. Русские критики традиционно «неистовы», в своих суждениях они зачастую максималисты, хотя далеко не каждый из них независим и «несгибаем».

Помимо таланта критику приходиться тратить много времени для чтения, и размышления, память у него должна быть на уровне компьютера. Я знавал несколько критиков, все они могли выдавать цитату за цитатой, хорошо знали историю, тексты классической литературы, основы философии, культуры различных народов мира, разбирались в текущей политике. Настоящему критику, работающему по «гамбургскому счёту», трудно рассчитывать на ответную благодарность, и, соответственно, на комфортную жизнь. Критик в какой-то мере доброволец, или, как говорят сейчас, волонтёр, человек не от мира сего.

Если несколько лет назад я не пропускал ни одной критической статьи П. Басинского, В. Лютого, К. Кокшенёвой, В. Пустовой, А. Рудалёва (назвал лишь некоторые имена), то сейчас пыл к прочтению статей ведущих критиков у меня поугас. Теперь же предпочитаю вылавливать и читать отклики на литературный процесс современных писателей, обладающих определенным авторитетом, на мнение которых вполне полагаюсь.

Но почему же происходит «угасание» интереса к современным критическим работам? В своей статье Р. Сенчин в какой-то мере дал ответ на этот вопрос. От себя добавлю, что из работ критиков ушло главное — общественное звучание, критика стала как бы «искусством для искусства», читающий народ в большинстве критических статей не находит ничего нового, социального, пищи для размышления. Ещё больше поверхностной критики в Интернете, часто она походит на рекламу, в лучшем случае на расширенный синопсис книги. Толстожурнальная критика, при всей её основательности, традиционной академичности стиля, также сделалась в массе своей малоинтересной.

Лет двадцать назад читатели стояли в очереди в библиотеке, чтобы получить толстые журналы с критическими статьями ведущих авторов, сегодня критические голоса звучат как бы «за сценой», они выключены из контекста текущей жизни. Критический пафос кажется излишним в наше прагматичное время. В тоже время критика призвана создавать новые имена, рулить литературным потоком, отлавливая из не только книги друзей и «нужных» авторов, но и произведения, определяющие суть эпохи. Воистину мессианская задача, которую невозможно решить при гигантском объёме текстов! Ушёл в прошлое советский «цех критиков», каждый творит в небольшом кружке коллег, пишет так, чтобы не обиделись друзья. Впрочем, «кружковщина», келейность, замкнутость групп литераторов исторически закономерна. Литература — единственная отрасль, где «коррупция» узаконена на протяжении веков, где признают только «своих» — по духу, по идеологии, по общественному положению. В литературе отсутствуют так называемые социальные лифты.

В советские времена была секция критики при СП, критики общались, спорили, проводили семинары всесоюзных и более мелких уровней. Были критики, поднимавшиеся над своим партийно-догматическим кругом, как, например, тот же Игорь Дедков (с ним мне довелось накоротко познакомиться в Костроме, где он тогда жил и работал), сумевший своей смелостью и талантом покорить многомиллионную аудиторию советских читателей... До сих пор читатели старшего поколения помнят его статью «Когда рассеялся лирический туман», определившей на какое-то время настроение тогдашних интеллектуалов, ставшей темой многочисленных дискуссий.

Были критики-специалисты по производственной, деревенской, детской и прочей литературе. Как всегда, не обходилось и без «дружеской» критики, по принципу «ты мне, я тебе».

В прежние времена, открывая толстый журнал, я искал, прежде всего, критический раздел, теперь лишь просматриваю критические разделы. Как пишем, так и читаем — поверхностно. Литература лишилась идеалов и моральных принципов, разрушены духовные основы, на порубленном винограднике дегустатору делать нечего…

Критики, возможно, ощущают в себе т.н. «общественную» жилку, они во все времена хотят стать ближе к читающему народу, но их одинокие утлые кораблики, желая открыть Новый Землю в литературе, безвозвратно теряются в океане по имени Интернет.


Александр ТИТОВ,
село КРАСНОЕ,
Липецкая обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования