Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 21.03.2014

Ещё один герой Достоевского

Нередко случается так, что голодны не отдельные люди, не избранные города и деревни, но голодно само время. Голод времени отличает особое состояние литературы, да и не только литературы: искусства в целом. На смену мощным и сложным романам, искусным повестям и рассказам, которые вдруг начинают казаться слишком отвлечёнными и едва ли не искусственными, приходит разгорячённая повседневность, которая нуждается в своём собственном жанре: примечаниях, словечках, кавычках, разговорчиках. Слишком много анекдотического и нелепого происходит вокруг человека, и, чем плотнее облепляет его эта нелепость, этот почти бредовый контекст самой жизни, тем с большей готовностью ищет он быстрой, но точно схватывающей суть происходящего формы повествования.

Влас ДОРОШЕВИЧ
Влас ДОРОШЕВИЧ

В такие времена на смену романам и повестям приходят фельетоны, частушки, побасёнки, страшилки. «Голубушка, длинного не читают, – писал в одном из своих фельетонов Влас Дорошевич,ведь публика на газету как? Как воробей на окошко. Клюнул и улетел. Воробей! Ему крошка нужна. Крошка, голубушка».

Я бы сказала, что наше время, во всяком случае, психологически, весьма плюрастично. Иррациональные, да и попросту говоря: заумные субстанции способны разрушить ту хоть сколько-нибудь целостную картину действительности, на которую в прежние времена опиралось человеческое сознание. Но крошки простого хлеба, крошки самой что ни на есть обыкновенной ржаной буханки, то есть голые факты и метко замеченные мелочи способны восстановить пошатнувшийся здравый смысл.

Выход именно сейчас небольшой книги забытого автора Власа Дорошевича неслучаен. Сама судьба этого автора выразительна до странности: то ли сцепление «Униженных и оскорблённых» с «Бедными людьми», то ли злой юмористический шарж. А, скорее всего, сцепление Достоевского с юмористическим шаржем, герой которого, отсмеявшись и вытерев выступившие от смеха слёзы, вновь возвращается в пахнущее мокрым бельём, голодом и смертью жилище Мармеладовых.

Родился в Рязанской губернии в 1864-м году, отец умер до его рождения, мать, Александра Соколова, экзальтированная, пробующая себя в литературе, отвергнутая семьёй и сильно нуждающаяся, оставляет младенца в грошовой гостинице с запиской на французском языке: «Ребёнок ещё не крещён, прошу дать ему имя Блез в честь Блеза Паскаля». Младенца усыновили бездетные Дорошевичи и при крещении дали ему русифицированную версию весьма изысканного французского Блеза: Влас.

Через десять лет внезапно вспыхнувшее в Соколовой материнское чувство приводит к тому, что она несколько раз выкрадывает сына у Дорошевичей, но те возвращают его обратно. Судебные разбирательства длились долго, и, в конце концов, юный Дорошевич, скорее всего, смертельно уставший от своего непростого детства и глубоко надорванный им, бросает школу и начинает самостоятельную жизнь.

Наступает череда его «университетов»: землекоп, грузчик, актёр, репетитор, и всё это в постоянной борьбе за кусок хлеба, в чисто «достоевской» мучительной борьбе за то, чтобы доказать самому себе, что он «не тварь дрожащая». Не тварь, а кто? И тут мы произносим это слово: «писатель», которое сразу освещает собою всё, потому что простой человек представляет писателя существом высшего порядка, почти небожителем. Однако взгляд простого человека никак не соответствует действительности.

Зимой 1880-го года к издателю Ивану Сытину пришёл окоченевший от холода подросток и попросил купить у него рукопись за пятнадцать рублей. Рукопись оказалась вольным переложением гоголевской «Страшной мести». Может быть, именно дерзость мальчика, замахнувшегося на великого классика, и расположила к нему Сытина. С его лёгкой руки Влас Дорошевич становится постоянным автором нескольких газет сразу. В «Будильнике» он знакомится с Чеховым. Вот тут бы я перевела дыхание и приостановилась: что-то смущает меня в простом утверждении, что Чехов и Дорошевич «подружились на всю жизнь».

В 1912-м году в печати появляется фельетон Дорошевича «Воспоминания об А.П. Чехове». Начинается он словами: «Я не был лично знаком с Чеховым», и всё повествование ведётся от лица глуповатого обывателя, который, три раза в жизни столкнувшись с Чеховым, заметил только то, что Чехов по слабости своего здоровья не мог выпить на ночь даже слабого чаю, а на представлении «Вишнёвого сада» так и не доел в буфете уже оплаченную им навагу. Смешно? Да не очень.

Вряд ли я ошибусь, предположив, что Влас Дорошевич испытывал весьма сложные чувства по отношению к чеховскому дарованию и невольно сравнивал его со своим собственным. Иначе зачем же он через семь лет после Чехова поехал на тот же самый Сахалин и написал свою книгу путевых заметок, которая так и называется: «Сахалин»? Ведь этот поступок опять уводит нас к Достоевскому, поскольку и здесь тот же войлок смешанных и болезненных чувств: от обожания и признательности до озлобленной страсти доказать человечеству, что он, Дорошевич, – писатель не хуже! Ведь и к нему заглядывала слава. И даже засиживалась в его доме на долгие годы: газеты, в которых сотрудничал Дорошевич, удваивали свои тиражи.

В семнадцатом году Дорошевич приветствовал революцию, но эйфория его продлилась недолго. Судьба героя Достоевского, мощно дышавшая в его затылок с самого рождения, наконец, перестала таиться и положила на плечо короля русского фельетона свою ладонь.

Вот что писал в своём дневнике очень настороженно и критично настроенный по отношению к нему Корней Чуковский: «Я бросился в соседнюю комнату и увидел тощее, мрачное, длинное, тусклое, равнодушное нечто, нисколько не похожее на прежнего остряка и гурмана. Каждое мгновение он издавал такой звук: «Га!» У него была одышка. Промежутки между этими «га» были правильными, как будто метроном отмеренные, и это делало его похожим на предмет, инструмент, а не на живого человека. Я постоял, посмотрел, он узнал меня, протянул мне тошую руку, и я почувствовал к нему такую нежность... Дорошевич никогда не импонировал мне как писатель, но в моём сознании он всегда был победителем, хозяином жизни. В Москве в «Русском Слове» это был царь и Бог. Доступ к нему был труден, его похвала осчастливливала. Тогда казалось, что «Русское Слово», а значит, и Дорошевич командует всей русской культурной жизнью: от него зависела слава, карьера, все эти Мережковские, Леониды Андреевы, Розановы были у него на откупу, в подчинении. И вот он – покинутый, мёртвый, никому не нужный. В комнате была какая-то высокая дева, которая звала его папой и сказала мне после, в коридоре: «Хоть бы скорее!» (То есть: скорее бы он умер!)

Написанные больше века назад «Легенды и сказки Востока» были своеобразным результатом путешествия Дорошевича по восточным странам. Он осваивает жанр восточной притчи, лукавого восточного иносказания и использует его в своих сугубо «русских» целях. К «русскому факту» сделан метафорический восточный подход и разыгран в целую систему. И так же, как тогда, в 1902-м году, когда эти сказки были впервые напечатаны, русские читатели закрутили головами и одобрительно зацокали языками, узнав в них современную им отечественную действительность, так и теперь, вышедшие в издательстве «Глас» небольшой книгой в бумажной обложке, прочитанные внимательными глазами эти, на первый взгляд, пёстрые «безделки» забытого писателя наводят на резкость многое из того, что окружает нас в нынешнем нашем мире, и, извлекая из-под груды разноречивой информации наш природный здравый смысл, заставляют задуматься.


 

Влас Дорошевич. «2 x 2 = 4 с половиной», издательство Glas, 2013.


 


Ирина МУРАВЬЁВА,
г. БОСТОН,
США




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования