Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 28.03.2014

Сибирский самородок

Каждый, кто сталкивался с произведениями художника Владимира Распутина, будь то большие живописные полотна на выставках, иллюстрации к книгам или оформление музыкальных дисков, неизменно очаровывался его сказочно-романтичными образами и абсолютно узнаваемой, самобытной манерой письма. Стилистически автор определяет своё направление как сибирский модерн. Основная идея стиля – основанное на авторском видении мастера творческое, конструктивное переосмысление мира для его подтверждения. Основной жанр – сюжетная композиция. Своеобразна декоративность живописи Распутина. Она проявляется в отчётливо структурированных мазках – в форме, подчёркнутой цветом, и в цвете, подчёркнутом формой. Технические приёмы не прячутся, а выявляются, благодаря смелой манере письма. При этом рождённая форма новой земли и нового неба настолько убедительна, что обретённая живописность естественно входит в ткань произведения.

 

Владимир РАСПУТИН
Владимир РАСПУТИН

– Владимир, разреши для начала задать тебе дежурные вопросы: когда, как и почему ты впервые начал рисовать? Что было на первых твоих рисунках? И в какой момент ты понял, что живопись – твоё дело жизни, призвание?

– Рисовать я начал в раннем детстве, помнится, лет с пяти: зарисовывал семейные будни, ну и, как обычно, войнушки, танки, машинки, солдатики… Взрослые удивлялись, как много характерных деталей у моих персонажей. В школе рисовал постоянно, в том числе на уроках. Мне всегда хотелось стать художником, но более серьёзно я к этому стал относиться в институте, с приобретением навыков. Ну а потом, как говорится, дальше – больше.

– Ты сам определяешь своё стилистическое направление как «сибирский модерн». В чём именно ты видишь характерно сибирские черты своего стиля? Есть ли другие представители сибирского модерна, или ты – единственный? И как сочетается чувство Родины, семьи, традиции, которые нельзя в твоём творчестве не заметить, с модернистскими чертами?

– Сибирские черты – это, конечно, условность. Речь скорее идёт о содержании. В Новосибирске действительно есть ещё художники, которых я бы отнёс к этому стилю. Модерн же – всего лишь оболочка, оформление, поэтому традиционное содержание легко уживается в нём. В отличии от европейского, “сибирский” модерн, скажем так, более грубый… Мне так кажется.

– У тебя потрясающее чувство цвета. Кажется, так мощно работали Врубель, Рерих и Ван Гог... Оно врождённое, или это результат многолетнего упорного труда?

– Думаю, есть у меня, конечно, какие-то данные. Плюс, разумеется, результат многолетнего упорного труда. Потому что если это не развивать, оно не работает.

– Те, кто видел твои картины, часто проводят параллели с Врубелем. Что ты об этом думаешь? Действительно ли он на тебя как-то особенно сильно повлиял?

– Безусловно, Врубель оказал на меня влияние. Может быть, послужил где-то и отправной точкой. Он ведь – жемчужина русского искусства. Но учился и учусь я у многих художников.

– Кто из художников прежних времён, из классиков тебе близок? Кого бы ты мог назвать своими учителями?

– В разные времена были революционные художники в искусстве, которые «отбивали» зарубки вех. Это длинный список. Навскидку: Рафаэль, Караваджо, Рембрандт, Брюллов, прерафаэлиты, модернисты, импрессионисты, передвижники, Репин, Серов, Фешин, Филонов, Корин…

– А кого бы ты выделил из нынешних художников? Чего, по твоему ощущению, особенно остро не хватает в современном искусстве?

– Есть много художников, которые мне нравятся, всех и не вспомнить. Например, московский художник Алексей Воронцов, украинец Владислав Ерко. Есть ещё Зорикто Доржиев (офигенный художник, между нами говоря), скульптор Даши Намдаков… Нравится – лёгкость исполнения и то, как они строят композицию, а всё это вкупе и есть мастерство. Последних двух, кстати, можно отнести уже к бурятскому модерну.

Что касается современного искусства, то мне, как и многим, не хватает живости в передаче образов и такое их взаимоотношение между собой в картине, какое было характерно для итальянцев кватроченто или, скажем, для передвижников. А современное искусство, пожалуй, более плакатно…

– Мир твоих полотен населён в основном сказочными, мифическими персонажами и образами. Бывает ли такое, что заказчик требует жёсткого реализма? И если да, как ты с этим справляешься?

Слёзы Лизаветы
Слёзы Лизаветы

– Надо отметить, что у меня не так много заказчиков… Но если уж вопрос встаёт – проблема решаема. А вариантов тут два – либо оказаться, либо отработать.

– Твои картины выполнены в уникальной технике. Ощущение такое, словно каждый мазок обведён. Как ты добиваешься этого?

– Добиваюсь и на самом деле – обведением мазка (или группы мазков). Либо делаю акцентирующий мазок на контрасте. Этот технический приём заменяет лессировку, приводит изображение к общему знаменателю, заставляет цвет мазка за счёт контраста более выразительно звучать. При этом возникает как бы более чёткая огранка объекта. Но не все мои картины выполнены в этой манере. Есть у меня и более «мягкий» подход к передаче образа.

– В чём, по-твоему, суть живописного мастерства? Что важнее – богатство колористической палитры или умозрительное построение композиции (как, например, в древнерусской живописи, иконописи)?

– В зависимости от задачи пропорции того и другого, разумеется, меняются. Но в целом, как мне кажется, это равнозначные величины, которые и лежат в основе мастерства.

– Есть ли у тебя ученики – молодые художники? Что самое главное ты бы посоветовал начинающему художнику?

– Напрямую, кажется, учеников у меня нет. Но, вероятно, кто-то нашёл что-нибудь для себя в моих работах… А главное для молодёжи – не бояться делать и желание делать.

– Есть ли у тебя творческий принцип, благодаря которому ты понимаешь, что то или иное твоё произведение получилось, или что, наоборот, оно не удачно? Какой для тебя главный критерий в оценке художественного произведения?

– Вообще в масляной живописи концовка почти абстрактна, но иногда, сам не знаю почему, ты чувствуешь, что всё – закончено. Однако бывает, когда проходит время, хочется что-то доделать. И ты доделываешь, быть может, даже во вред картине или просто, создавая какое-то иное произведение из предыдущего.

Критерии в оценке художественного произведения известны – это «сделанность», фактура, форма и цвет. Ну и – в подкрепление перечисленных качеств – тема.

– А к каким темам или мотивам тебе чаще всего хочется возвращаться? И что повлияло на такой выбор?

– Мне кажется, что чаще всего в моём творчестве возникает тема любви. Любовь и влияет…

– А есть ли нечто, что вдохновляет тебя в череде будней?

– Даже не знаю, бывает ли у меня вдохновение как таковое… Я уже привык как-то каждый день работать над картинами, даже не замечая, откуда черпается вдохновение… Хотя, наверное, на всплески моей художественной активности влияют определённые моменты и люди…

– Не тесно ли тебе в Новосибирске? Наверное, хочется поехать в путешествие по городам, где ты никогда не был, за новыми впечатлениями? Ведь художнику они необходимы…

– Да, попутешествовать хотелось бы. Особенно хочу во Флоренцию!

А из того, где я был, меня всегда вдохновляют поездки по родным Забайкальским местам. В своё время сильно впечатлила поездка на Алтай…

– Как думаешь, смог ли бы ты стать художником, если бы родился и жил, скажем, в Москве или Питере?

– Забайкалье – в моём сердце. А если бы я родился в Москве, писал бы, видимо, о Москве…

– Ты немало работал над иллюстрациями к книгам, над оформлением музыкальных альбомов. Вникаешь ли ты предварительно в творчество, к которому делаешь иллюстрации? Читаешь ли стихи, вдумываешься ли в тексты песен? Или просто рисуешь то, что тебе заказывают? Какие свои работы в этом роде творчества (оформление альбомов и/или книги) ты считаешь самыми удачными?

Золотое зерно
Золотое зерно

– Да, конечно, перед началом работы я всегда прочитываю, прослушиваю и, насколько хватает смекалки, пытаюсь вникнуть. Отмечу оформление книги стихов Дмитрия Ревякина «Знаки Небес», обложки к альбомам Калинова Моста «Пояс Ульчи» и «SWA», по-моему, неплохо получились. Альбом «Мельницы» «Перевал» (хотя он, кажется, так и не вышел в моём оформлении).

– А какая музыка сейчас в твоём плеере? Ты ставишь что-нибудь, когда пишешь свои полотна?

– В музыке я – всеядный: от Лес Пола до «Калинова Моста». Музыка, на самом деле, в мастерской всегда идёт фоном. В каждый конкретный момент всё зависит от настроения, но что я точно не слушаю, так это российскую эстраду.

– Какие книги тебе удалось прочесть в последнее время? Есть ли любимые литературные персонажи? Может быть, какой-то герой уже смотрит на нас с твоих картин?

– К сожалению, времени как-то вообще не осталось на художественную литературу. В основном это какие-то профессиональные книги… А вообще мне нравятся Достоевский, Кафка, Эренбург (только «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…») …Однако нравится больше фактура письма, а не какие-то персонажи. В этом смысле гораздо большее влияние на меня оказали герои сказок и былин – то, что я вынес из детства. Мои персонажи – это не конкретные люди, а персонифицированные образы явлений природы или свойств, чувств, взаимодействий людей между собой.

– Каждая выставка для художника – результат определённого этапа в творческом развитии. Как бы ты описал свой нынешний этап? Какие художественные задачи хотелось бы ещё поставить и решить?

– Конечно, я чего-то добился, но, по известному закону, чем больше узнаёшь, тем больше ощущаешь, как мало ты знаешь. Основная моя задача – научиться всё-таки рисовать не хуже других.

– Можешь ли ты назвать две-три собственные картины, которые наилучшим образом отражают твой стиль и твоё представление о художественном искусстве? Почему именно эти картины?

– Трудно сказать… Пожалуй, «Полёт одуванчика», «Лес», «Дорожка», «Слёзы Лизаветы»… Эти картины отражают мои стиль и почерк и, как мне кажется, характерны своего рода «сделанностью», если говорить по Филонову.

– Каковы твои творческие планы и пожелания самому себе?

– Буду продолжать заниматься всё тем же – рисовать. Главное для художника, чтобы тема была (бытовуха или война – это тоже, кстати, темы) и чтобы художник видел её. И в этой теме должно быть хоть что-то хорошее. А ещё одно пожелание себе – Время.


Вопросы задавал Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования