Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 28.03.2014

Теория, практика и парадоксы звучарной поэзии

«Звучарность» – так называется новая поэтическая книга Сергей Бирюкова, вышедшая в конце прошлого года в издательстве «ОГИ». «Эти тексты я рассматриваю как некие партитуры», – заявил сам автор, поэт, литературовед, доктор культурологии, основатель Академии Зауми, на презентации книги в московском кафе «Дача на Покровке». «Звучарность, – пояснил он дальше в своём вступительном слове, – это русский синоним терминов саунд-поэзия (по-английски), лаут-поэзия (по-немецки), сонорная поэзия (по-французски)».

Следуя за Бирюковым, теоретиком и практиком авангарда, поговорим вначале немного о теории и… парадоксе. В рецензии на его на предыдущую книгу «POESIS ПОЭЗИС POESIS» (М., 2009) автор этих строк позволил себе замечание, что «бирюковскую «колосистую заумь» надо один раз услышать в исполнении автора, и тогда зацепит навсегда», и что «в самих текстах, как можно заметить, нет никаких «крючочков», никакой партитуры». Первое утверждение по-прежнему точно (и в очередной раз подтверждается), а вот второе явно противоречит высказыванию самого поэта! Но лишь на первый взгляд. Теория, если её представить «на пальцах», примерно такова. Звуковая (звучарная, по Бирюкову, именно он ввёл этот термин) поэзия, как правило, считается неким антиподом визуальной поэзии (visual poetry). Таким образом авангардистами, как говорят, актуализируется (лучше сказать: абсолютизируется) один из аспектов слова. То его фонетическая оболочка, интонация, музыкальность и т.д., то начертание букв и прочее. И только большинству традиционалистов (и не только из графоманов) плевать и на то, а порой и на другое, поскольку над ними довлеет третий – и главный (тут они правы!) – компонент – смысл. (Как мне кажется, теория и парадокс – это и есть главнейшие темы творчества С.Бирюкова.)

На самом деле бирюковская поэзия, как и положено всякой настоящей поэзии, синтетическая. В ней задействованы все три компонента. Визуальность, если так можно выразиться, не выходит за границы привычных букв, не скатывается к рисункам и кляксам; смысловой компонент выступает как некая переменная «х», или сумма действий с такими переменными, и решению уравнения способствует озвучивание (не терплю это слово, но здесь подходит именно оно) автором своего текста.

Но перейдём, так сказать, к практике и конкретике. В сборник вошли «относительно новые» и «относительно старые» тексты (без соблюдения хронологии), разные по стилю и жанру, представляющие, к тому же, разнообразную географию (к которой автор тоже делал пояснения, читая, инсценируя – а то и пропевая! – тексты из книги на презентации в Москве).

Интригуют даже названия вещей: «Теоретическое», «Семиотическое», «Концептуальное», «Мифопоэтическое», «Когнитивное», «Теоретико-литературное» и т.д. (см. выше), «Побудительное», «Раз-решительное», «Модернизационное» (да-да, «осколки сколково» – на злобу!), хрестоматийные по заявленным темам «Инструментальное» («инструменты поэзии/быстро забросить/ в походную сумку…»), «Ностальготное» и «Романтическое» и, конечно, «Самокритическое».

Интригует география – что называется с автобиографией: «TARTU», «Польское», «На могиле Аполлинера», «Время Велимира (встреча в Риме)», «Пер-Лашез», «В доме Магритта», «На отъезд Акифуми Такеды из Тамбова» и т.д. Живя в Германии, Сергей Бирюков участвует в различных проектах, зачастую являясь инициатором культурных мероприятий (например, является одним из организаторов Пушкинских чтений в Берлине), много путешествует. На презентации ещё прозвучали стихи, навеянные недавними поездками в Токио, Рим, в Румынию и Израиль, а также великолепная юмористически-макабрическая миниатюра на французском («страхостих», как определил критик), где лирический герой просыпается в холоде и в ужасе в парижском отеле – будто в советском… (Кстати, активные действия Сергея Бирюкова по представлению отечественной словесности в разных странах в 2013 году были отмечены Всероссийской премией имени Ф.И. Тютчева «Русский путь» в номинации «За вклад в продвижение русской литературы за рубежом»).

Историческое и пространственное макровидение («Полёт динозавра», «Скифы», «Исчерпывающая картина осени») неотделимо от переживаний лирического героя, от иронического и скептического взгляда автора. Темой стихотворения (если не поэмы!..) может стать даже исчезновение артикля в немецком языке («Die abschaffung des artikles») – нечто в ритме современной жизни мелочное, незаметное и неважное – якобы неважное! – но на самом деле глобальное, достойное минималистической бирюковской звуковой эпики. Как, впрочем, и другое, не менее литературное, культурологическое и онтологическое исчезновение:

нос видит сон

в котором

нос впадши в сон

опять же видит сон

в котором он гуляет

и паныча встречает

который на него

кидает взор

тот паныч футурист

его зовут кручен

ых

(стихотворение «Сон и нос»; на ту же тему – «Гоголиана»).

Мнение о присущих поэзии Сергея Бирюкова иронизме и скептицизме ёмко и удачно высказано рецензентом журнала «Волга» (№ 1–2, 2014): «Таково пространство бирюковской поэзии – мы никогда наперёд не знаем, имеет ли значение то или иное слово или же его лишили всяких привычных функций, или же лишили нескольких, а какие-то оставили. Мы находимся в лабиринте, где каждый поворот поставлен под сомнение, поскольку может быть не всерьёз». Правда, пример можно привести ещё более простецкий, чем те, которые приводит и анализирует в своей рецензии Д.Безносов:

Анаграматическое (обозначено в книге как «Приложение»)

АВТОР

ОТВАР

ТАВРО

ТОВАР

РВОТА

Тут и анализ, и синтез. И теория, и парадоксы. Этот же подход автора можно назвать философским.

Но главное для Бирюкова-поэта не концептуализм-минимализм, который всё же не так редко можно встретить на страницах поэтических книжек и литературных кафе, особенно в Москве, Питере или в Европе. Главное – та самая звучарность: стихия звука, звуковое «опевание», «лилутавение», стихия хлебниковской музы зауми:

день это динь

динь это день

динь-день

деньно

но день!

 

Воистину это должно звучать, это надо слышать!


Алексей А. ШЕПЕЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования