Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 04.04.2014

К списку Акунина

В интернет-издании «Частный корреспондент» появился очередной «рекомендательный список» Бориса Акунина. На сей раз в списке, названном «Литература трудных времён», любимые акунинские произведения советской литературы. Произведений немного, привожу полностью:

 

«Василий АКСЁНОВ. Жаль, что вас не было с нами

Михаил БУЛГАКОВ. Белая гвардия

Сергей ДОВЛАТОВ. Заповедник

Василий ГРОССМАН. Жизнь и судьба

Булат ОКУДЖАВА. Путешествие дилетантов

Владимир ОРЛОВ. Альтист Данилов

Юрий ТРИФОНОВ. Старик

Юрий ТРИФОНОВ. Дом на набережной

Юрий ТРИФОНОВ. Время и место

Евгений ШВАРЦ. Дракон».

 

В предисловии к списку Борис Акунин оговаривается, что он «субъективный», видимо, давая понять, что удивления и недоумения, попытки вторгнуться в его перечень неуместны. Лучше, мол, составьте свой список. («А что с любимыми советскими книгами у вас?» – подначивает автор в завершении публикации.)

Не буду составлять свой список. По крайней мере, не сейчас. Вместо этого всё же рискну выразить некоторое недоумение. И согласие.

Во-первых, по-моему, как-то некорректно в десятку ставить три произведения одного автора. Даже если это Юрий Трифонов. Тем более что Трифонов очень цельный писатель, недаром его повести и романы легко укладываются в циклы. И мне хотелось бы спросить автора списка: «А чем хуже «Обмен» или «Долгое прощание»? Или «Другая жизнь»?»

Наверняка в подборке Акунина не могло не быть произведения Василия Аксёнова. Но выбор рассказа «Жаль, что вас не было с нами» действительно удивляет. Специально сейчас перечитал, и снова не очаровался. Акунин, комментируя свой выбор, сообщает, что рассказ был написан «в самые безвоздушные времена засилия «секретарской литературы». У меня в книге стоит дата «1964». Вроде бы ещё воздух тогда оставался, сад советской литературы ещё не зачах…

Впрочем, у каждого свой вкус, свои резоны. И не вызывает удивления присутствие в десятке «Путешествие дилетантов» Окуджавы и «Альтист Данилов» Владимира Орлова. Хоть Акунин в комментариях говорит, что давно их не перечитывал, но они явно живут в нём. Из этих романов, судя по всему, и родился писатель «Б.Акунин».

В списке должна была присутствовать эпопея, и она есть. «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана… Я давно заметил, что наше более или менее культурное общество делится на тех, кто выбирает или «Доктора Живаго» Пастернака, или «Тихий Дон» Шолохова, или «Жизнь и судьбу». И взаимопонимания между этими тремя группами почти нет. Впрочем, на глазах растёт четвёртая группа культурных вроде бы людей, которая утверждает, что все три романа не способствуют здоровой атмосфере в обществе. Как и многие другие романы.

«Белая гвардия» и «Заповедник», по-моему, совсем из другой оперы… Акунин в своём предисловии объясняет некие критерии выбора: «Я имею в виду книги, написанные в советский период, когда цензурные ограничения или просто инстинкт самосохранения вынуждали авторов осторожничать, эзопничать, бунтовать на коленях, прятать в кармане фиги и т.п.

Русским писателям советского периода было очень трудно работать. Поэтому те из них, кто всё же сумел создать выдающиеся произведения, вызывают у меня уважение и восхищение».

Эти два произведения, по-моему, такому критерию не соответствуют. Пусть надо мной посмеются помнящие слова булгаковского Воланда о «свежести», но всё же рискну утверждать, что степени свободы бывают разные. И «трудные времена» наступили для литературы не в ноябре 1917-го, они наступали постепенно, видимо, для самих писателей не очень заметно. Иначе как объяснить, почему Булгаков так самоубийственно-настойчиво добивался публикации «Собачьего сердца», и прекратил попытки лишь после того, как в его квартире в 1926 году произвели обыск?

«Белая гвардия» писалась в самое, пожалуй, плодотворное для русской литературы советского периода время, – в первой половине 20-х годов. Каких только шедевров в тот короткий период не написали и не опубликовали. Среди них и роман «Белая гвардия». Правда, опубликовали в СССР не целиком – журнал был закрыт из-за других материалов, – но в Париже роман был издан в 1927–1929 годах в двух томах, и гонорар Булгаков получил. Тогда публиковать за рубежом не совсем советские вещи советских граждан ещё не являлось абсолютным преступлением.

«Заповедник» Довлатова вовсе притянут в список за уши. Первый вариант, говорят, был написан в Ленинграде. Но кто его видел? Впервые повесть была издана в США спустя лет пять после высылки Довлатова из СССР. Впрочем, сам Борис Акунин признаётся: «Довлатовский «Заповедник» – очень нерусская литература. Высшее стилистическое щегольство: минимализм, андерстейтмент. Правда, ничего советского и трудного в повести нет. Автор плевал на цензуру, печататься в совжурналах не собирался, поэтому я его сюда вставил не совсем честно. Разве что по предмету описания и ландшафту».

Хорошо, что в списке нет «Мастера и Маргариты», хотя, на мой взгляд, это одно из главных произведений русской литературы советского времени. Но дело в том, что Булгаков почти с самого начала понял, что опубликовать роман не удастся, писал в стол, на будущее… Не знаю, пытался ли опубликовать «Котлован» Андрей Платонов. Если да, если действительно носил повесть в редакции в тот момент, когда в стране грохотала индустриализация (и автор был одним из её инженеров), то это можно считать подвигом.

Подвигом я считаю и то, что писатели в советское время в прозе (без фиг в карманах) показывали ту действительность, поднимали те темы, которые были немыслимы, скажем, в публицистике. Поднимали и доходили с ними до читателя. И чаще всего это были небольшие по объёму (жанры рассказа, повести, очерка у цензуры вызывали, видимо, меньше подозрений, чем романы) произведения вроде «Нестора и Кира» Казакова, «Для пользы дела» Солженицына, «Сапожек» и «Алёши Бесконвойного» Шукшина, «Денег для Марии» Распутина, «Путёвки на юг» и «За тёплым хлебом» Екимова

Бесспорна в списке Акунина пьеса Евгения Шварца «Дракон». Не знаю, прятал ли драматург «в карманах фиги» или нет (написана была во время войны), но пьеса получилась страшная, сильная, отчаянная. И попытки поставить её на сцене заслуживают уважения. На мой взгляд, если даже Шварц имел в виду действительность сталинской эпохи, то взял куда шире – отвесил оплеуху государственному устройству вообще. Хорошо, что после этого жив остался. И даже продолжил творить.

В заключение, несколько слов по поводу двух высказываний Бориса Акунина из предисловия к его списку «Литература трудных времён».

«С одной стороны, для свободы творчества состояние подцензурности ненормально. С другой стороны, внешнее давление сжимает в талантливом писателе некую пружину, которая не может полностью распрямиться, что придаёт тексту особенную внутреннюю силу».

Это верно. Писатель должен ощущать внешнее давление. Впрочем, до определённой степени. И почти не оставивший литературы период с середины 1930-х (чудо, что последнюю книгу «Тихого Дона» напечатали) до середины 1950-х показывает, что государство способно задавить свободу творчества на сто (или, скажем, на девяносто пять) процентов. И нельзя утверждать, что с нашей литературой этого не повторится.

Впрочем, по мнению Бориса Акунина у нас и нет нынче настоящей литературы. Вот его второе высказывание:

«Чего греха таить, наша нынешняя художественная проза заметно уступает по качеству лучшим образцам советской литературы. (Правда, имеет значение и то, что в посткоммунистические времена роль литературы и вообще писателей сильно скукожилась. Мы перестали быть властителями дум и остались только инженерами человеческих душ. Или массовиками-затейниками.)»

Хочется задать вопросы, уточнить. А не вы ли, Григорий Шалвович, под личиной сначала Б.Акунина, потом ещё и Анатолия Брусникина и Анны Борисовой полтора десятилетия своей складной «беллетристикой», в которой при желании можно было увидеть пресловутые фиги и эзоповость, а при желании нет, оттягивали внимание читателя от пусть корявенькой, рахитичной, но всё-таки пытавшейся говорить о серьёзном, важном, сегодняшнем «нынешней художественной прозы»?А теперь вдруг обнаружили, что у нас в России происходит нечто напоминающее шварцевского «Дракона» и сняли маски Акунина и прочих, отложили «Фандорина», написали «Аристономию», серьёзное. Но многолетние упражнения в беллетристике, судя по этой книге, не проходят бесследно…

К тому же, а вправе ли вы судить о «нынешней художественной прозе»? Несколько месяцев назад на вопрос, видите ли вы сегодня выдающихся писателей, вы ответили так:

«Насчёт выдающихся писателей. Вижу ли я их?.. Видите ли, в чём дело: меня про это спрашивать не надо по другой причине. Потому что вот Эдуард Лимонов их не видит, а я и не смотрю. С тех пор как я начал писать художественную литературу, а это уже пятнадцать лет, я её совсем перестал читать».

Неужели, перед тем как вынести приговор «мы (достойная самокритичность! – Р.С.) перестали быть властителями дум и остались только инженерами человеческих душ. Или массовиками-затейниками» вы перелопатили русскую литературу последних пятнадцати лет? Вряд ли.

Смею утверждать, что выдающиеся писатели у нас есть. Они действительно сегодня не властители дум и даже не инженеры человеческих душ. Скорее, черви, не дающие почве превратиться в камень. Но когда та часть народа, что будет помнить буквы, устанет в своих норах принимать льющийся из телика в уши и глаза сладкий понос и попробует понять, что происходит, она обратится к книгам. Главное, чтобы они существовали в природе.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования