Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 11.04.2014

МУЗЕЙ В ТЕАТРЕ / ТЕАТР В МУЗЕЕ

В минувшие выходные Музей современного искусства на Гоголевском 10 превратился в театр: там проходил спектакль «Shoot/get teasure/repeat», участвующий в фестивале «Золотая маска» в номинации «эксперимент». Дмитрий Волкострелов и Семён Александровский снова потрясли публику, на этот раз они завели её в исполинский лабиринт постмодернистских смыслов, в котором зритель должен складывать свою собственную картину из многочисленных проекций, проекций этих проекций, симуляций и симулякров, многоголосых рефлексий, перфомансов-инсталляций, разворачивающихся одновременно в разных залах.

Спектакль «Shoot/get treasure/repeat» поставлен по одноимённой пьесе эпатажного английского драматурга Марка Равенхилла и по праву назван музеем шестнадцати пьес – Волкострелов с Александровским заходят, как никогда, далеко в разрушении классического театрального искусства, и, надо отдать им должное, на этих руинах они воздвигают нечто в высшей степени захватывающее.

В данном случае поражает масштаб. Речь идёт не просто об отрицании старых канонов, но о постулировании новых. Режиссёры предлагают совершенно новый театральный язык: они переосмысливают место актёра в спектакле, уводя его с центральных позиций, создают необычный характер взаимоотношений актёр-зритель и новое понимание сцены, которой может стать даже открытая страничка Фейсбук. Актёры перестают играть, они становятся сухой составляющей многослойного действия, сюжет которого раскрывается посредством звукозаписи, многочисленных экранов, телевизоров или безмолвных чатов. Иными словами, актёры лишены индивидуальности, они – часть бесконечного мысленного потока, то бесчувственно-монотонного, то надрывно-исповедального.

Постановка по замыслу и воплощению эпическая. Речь идёт о мире после 11 сентября 2001 года, о новом тысячелетии, главные проблемы которого отражены в шести часах спектакля. Перед нами шестнадцать коротких пьес, несколько из них идут одновременно в разных залах. Маршрут может быть составлен самостоятельно, однако зрителю указывают задуманную последовательность просмотра. Среди спектаклей есть «Война и мир», «Преступление и наказание», «Война миров», «Одиссея», однако говорить о репродукциях классических шедевров и их перепрочтении нельзя. Очевидно, что это просто некие отголоски старого мира, для которых не находится параллелей в мире нового тысячелетия.

В короткометражных действиях сосредоточены, кажется, все болезни современного общества: тяга к насилию, нетерпимость, бесчувственность к чужому горю, к которому нас приучили бесконечные телевизионные кадры жестокости, страх перед расширяющимся и множущимся миром, на фоне которого появляется преувеличенная привязанность к обычным радостям – к булочке и кофе, шоппингу – зашкаливающий эгоизм и обострённая потребность в любви… В этом обществе свобода и демократия становятся чумой, подкашивающей своих представителей. Цивилизация восстаёт против цивилизации. Мир рушится. По сути, это Хантингтон в его постмодернистском исполнении.

Заканчивается театральный эпос (если следовать предложенному маршруту) пьесой «Рождение нации». Актёры безмолвно сидят за длинным белым столом и общаются через айпады, смартфоны и ноутбуки,– знакомая сцена, не правда ли? На стене проецируется страничка театра «Post» в Фейсбуке: кто-то комментит, кто-то лайкает. Зрители могут подключаться. Актёры устраивают чат. «Способен ли художник врачевать раны и воскрешать уничтоженные миры? Может ли искусство существовать на руинах цивилизации? Возможно ли возрождение нации из духа искусства?» – как следует из аннотации, последнее действие поднимает именно эти вопросы. Зал смеётся – то ли от психологического перенапряжения, то ли от веры в лучшее...

При переводе названия на русский язык – «Стреляй/захвати сокровище/повтори» – открывается и ещё один смысл. Игровой. Название как будто взято из компьютерной стрелялки. В этом боль или радость современного «общества спектакля» – в отсутствии смыслов игра обретает новый смысл. Может, и завершение спектакля на страничке Фейсбука с многократным повторением «Dance, dance, dance…» и смехом зрителей тоже об этом. В мире, в котором ты уже не содрогаешься от обезглавленных террористов и жертв терактов, в котором ты стал бесчувственен к телевизионным образам, а твою жизнь творят беспорядочные новости, остаётся только танцевать. Постановку «Shoot/get teasure/repeat» в исполнении молодых режиссёров можно без натяжки назвать и философской, и эпической, и, действительно, остросоциальной.


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования