Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 18.04.2014

Бессмертный Можаев

Писатель Борис Можаев стал настоящим брендом Пителинского района Рязанской области. О его памяти здесь заботятся и стар и млад, и власти и простые люди. Но этот район – необычный пример и того, как земляки и при жизни Можаева с пониманием относились к его творчеству и даже сотрудничали с постоянно, казалось бы, критиковавшим их писателем.

Я только-только начал работать собственным корреспондентом областной газеты по Пителинскому району. В 1983 году в авторитетнейшем сатирическом журнале «Крокодил» вышел самый острый критический очерк Можаева о районе «Говорит «Браслет-16». О земляках там сказано так: «Странно, у меня было такое ощущение, будто здесь обитают уже не те постоянные жители, любившие своё село, а временные постояльцы, согнанные для какой-то трудовой повинности и ежедневно отлынивающие от неё». Мне, новичку, казалось, что всё начальство будет убито горем.

Однако первый секретарь райкома А.Д. Кокорев выглядел празднично, поинтересовался у меня, со всеми ли произведениями Бориса Можаева я знаком, порекомендовал: «Осмотрите сегодня район, как следует. Борис Андреевич, кстати, во всех его уголках побывал». А председатель райисполкома А.Н. Артюхин, сияя так, будто одержал победу, добавил мне: «Нас, конечно, есть за что критиковать. Но делать это нужно с доскональным знанием обстановки. Вот Можаев – знает жизнь». Всё это меня заинтриговало, и я последовал рекомендациям.

Так я оказался на окраине района, на крутом глинистом берегу Мокши. В глине были выкопаны, точнее – искусно выточены обширный стол, а по трём сторонам его стулья с ровными сиденьями, изящными спинками. «Но ведь эта картина была описана в рассказе Можаева «Как мы отдыхали»!» – удивился я вслух.

«Правильно, именно здесь и писался рассказ в 60-е годы, – согласился Иван Михайлович Шашурин, сопровождавший меня в этой поездке. – Это своего рода наш колхозный вечерний клуб. И районное начальство сюда заглядывало, как у Можаева сказано, то и дело, и люди повыше бывали. А я, кстати говоря, прототип главного героя рассказа – Батурина».

Удивлению моему уже не было границ. Рассказ, значит, был списан прямо с жизни! Это подтвердил и второй сопровождавший – один из лучших строителей области, руководитель Пителинской МПМК Юрий Васильевич Конышев: «Там все герои имеют реальных прототипов. Взять Семёна Семёновича Бородина, который, как замечено Можаевым, один в Пителине знал наизусть письмо запорожцев турецкому султану, и поэтому его приглашали на всякого рода попойки. Он там и увеселял всех чтением: «Вавилонский ты кухарь, македонский колёсник, ерусалимская бравирьня, александрийский козолуп…». Так вот прототипом для него послужил двоюродный брат автора Иван Иванович Можаев. Всё так и было в жизни».

Рассказ был напечатан за 14 лет до нашей встречи. Сгорбившийся от старости, казавшийся, при слабом голосе, очень интеллигентным Иван Михайлович Шашурин внешне мало напоминал Батурина – председателя богатейшего колхоза-миллионера, очень сложную натуру: человека временами крайне грубого, но вдруг становящегося добродушным, очень властного, до самодурства, и тут же превращающегося в рубаху-парня, руководителя, знающего своё дело до тонкостей и при этом высокомерного по отношению к соседям. Однако стоило мне заговорить колхозах, влачащих в 1983 году жалкое существование в районе, как Шашурин заговорил словами из рассказа Можаева: «У меня работа из рук не валилась, не то что у нынешних председателей-иждивенцев, захребетников несчастных». И я узнал легендарного Батурина!

После этого речь у нас сразу пошла не об одном рассказе, а о целом цикле пителинских произведений Можаева – о таких его шедеврах, как «Тихон Колобухин», «Петька Барин», «Старица Прошкина», «Живой», «История села Брехова», уже опубликованная к тому времени, в 1976 году, первая часть романа «Мужики и бабы», множество напечатанных этюдов. В «Тихоне Колобухине» Батурин появляется как лицо эпизодическое: и его самого, и приближённых жёстко и болезненно критикует садовод-энтузиаст. И вообще герои-пителинцы переходят из произведения в произведение, появляясь там то на первых ролях, то на второстепенных.

«Всё это, как правило, списано с реальных людей, – замечал Шашурин. – Я же сам и рассказал, например, Можаеву о конфликте с садоводом. У писателя своя точка зрения, у меня – своя. И другие истории он узнавал сначала от знакомых, а потом уже ехал, как говорится, на место происшествия. Борис Андреевич говорил с сотнями земляков очень подробно, собирая материал для тех же «Мужиков и баб», и никто, кроме глупцов, не избегал бесед. И в стране в целом только глупцы могут считать его чуть ли не диссидентом – критиканом, работающим, мол, по собственному произволу да по вдохновению. У Можаева – важная государственная функция».

Из пояснений моих собеседников я эту функцию тогда увидел впервые. И мне, 27-летнему, тогда впервые и навсегда работа на Советский Союз представилась умной и сложной, а сама страна – очень серьёзной. Вот какие основания для этого я получил.

Первое. Талант Можаева, как все знали, имел действительно критическое направление. Но дело ещё и в том, что Пителино критиковалось фактически на каждом пленуме обкома партии, на каждом областном совещании вместе с Кадомским, Ермишинским, некоторыми другими отдалёнными районами. Это были районы-изгои в СССР. «Уж я-то как строитель знаю ситуацию, – говорил мне тогда на берегу Мокши Ю.В. Конышев. – Чуть ли не каждое передовое хозяйство Рязанского района получает ежегодно капвложений больше, чем весь наш район. Об этом нигде не пишут, но централизация имеет такие вот колоссальные издержки. А вину за них область на нас сваливает!». Можаев же направлял талант по-особому. В очерке «Говорит «Браслет-16» Можаев обращал внимание именно на издержки централизации: пителинцев именно она сделала «временными постояльцами»! Да и в других очерках он, как правило, изображал местную власть и жителей жертвами обстоятельств.

Второе – и самое главное. Произведения Можаева, касавшиеся жесточайших социальных конфликтов, умело пробуждали добрые чувства. Анна Ивановна из рассказа «Старица Прошкина» – человек, сформировавшийся в 1937 году, по её доносам уже погублены невинные, а она пишет и пишет их и в 1960-е. Репрессии по отношению к ней местная власть употребляет жесточайшие: и в тюрьму сажали, и средств к существованию лишили – а героиня не унимается, и плакать хочется от жалости к ней всякий раз, когда перечитываешь рассказ, и любой антагонизм кажется неуместным А у упомянутого выше рассказа «Как мы отдыхали» суть не в «копании в грязном белье», а в том, что районная номенклатура – это обычные русские люди: и в быту, на примере дома секретаря райкома, и в укромном уголке на берегу Мокши, где, как сказано у Можаева, «не было среди нас больше ни начальников, ни подчинённых: мы сроднились, слились в каком-то тихом и праздничном восторге, как дети одной семьи за большим родительским столом».

…Вот и последствия очерка «Говорит «Браслет-16» оказались самыми гуманными. Впервые в истории Пителинского района при помощи областных властей ускоренными темпами был построен шикарный Дом культуры, налажена, наконец-то, работа почты, некоторых других социальных учреждений. И наоборот, ни один, что называется волос не упал с голов представителей районной власти. Своей критикой, как обычно, Можаев вывел пителинцев из-под удара!

Умница, настоящий литературный титан, Можаев тогда, в 1980-е годы не укладывался ни в какие официальные идеологические и управленческие схемы.

Да и сейчас, в XXI-м веке, нужно ли его в схемы укладывать?


Юрий ЕВСТИФЕЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования