Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17. 25.04.2014

Надо собирать Политбюро

Эта история произошла в одной чёрной пречёрной котельной, где томился чёрной андеграундной тоской по искусству художник Владимир Шинкарёв, вынужденный зарабатывать на чёрный день и холсты газооператором. Долгими и тёмными ленинградскими вечерами на стаканчик крепкого чёрного чая (а может и не чая) к нему заходил его друг и собрат по искусству Дмитрий Шагин, умильно качал чёрной пречёрной бородой и печально произносил: «Дык, елы-палы, Митька… брат… помирает… Ухи просит». Наливали они чёрный чай поровну, но иногда по-братски, и тогда Шинкарёв записывал в чёрную пречёрную тетрадь положения «об истинно русском психотипе добродушного, ленивого и пьющего художника Митька».

И потянулись к ним художники, поэты, писатели и музыканты и сказали: «Дык, тоже хотим быть митьками, разделяем вашу скорбь по настоящему искусству и сочувствуем». Так в 80-е годы прошлого столетия в Ленинграде возникла группа «Митьки», быстро переросшая в массовое движение дружественных по духу и таланту людей. Росла популярность книги В.Шинкарёва, а воспетые им словечки и выражения Мити Шагина ушли в народ, который в свою очередь приходил на выставки художников и квартирники музыкантов и тоже становился митьками.

И вот однажды на выставке картин двое молодых людей из народа с чёрными пречёрными бородами подошли к митьку Володе Шинкарёву и сказали: «Дык, того самого, хотим вам газету издавать, елы-палы», и расцеловали его по-братски троекратно, как и было в книге написано. Звали бородатых – Юра Молодковец и Игорь Курас. Подумал немного Шинкарёв и согласился. И вышла чёрная пречёрная «Митьки-Газета» с рисунками, стихами и рассказами по-митьковски, и стала она столь популярна в те далёкие чёрные годы перестройки, что люди экономили на булке (белый хлеб. – Прим. авт.), водке и колбасе, но газету покупали.

Прошли годы… Подросло молодое поколение белых воротничков, вспоённое на пепси-коле, читающее глянцевые журналы и считающее мужские бороды недопустимым атавизмом предков. Теперь у молодёжи свои психотипы, кумиры и словечки. Но интерес к истории не угас.

Сегодня я беседую с известным художником Владимиром Шинкарёвым; с ведущим российским фотографом, главным фотографом Государственного Эрмитажа Юрием Молодковцом; поэтом и писателем Игорем Джерри Курасом (США).

 

Первый номер «Митьки газеты»
Первый номер «Митьки газеты»

– Владимир, вот такое впечатление может возникнуть о Митьках по информации, найденной в интернете – статьи, книги, рисунки, мультики… Насколько такое представление – миф, насколько – правда?

Владимир Шинкарёв: Да, считайте, что всё точно так и было. В смысле: это самая краткая разновидность мифа. Что же до строгой исторической правды – в минуту просветления, нет, точнее, помрачения – я записал её в самой объёмистой части книги «Митьки». Эта часть называется мрачно: «Конец митьков». Вряд ли мне когда-нибудь захочется её перечитывать или пересказывать.

– Давайте тогда поговорим о том, как всё начиналось. Расскажите историю возникновения «Митьки-Газеты».

Владимир Шинкарёв: Где-то в конце тяжёлого 1991 года на выставке подошёл ко мне юноша, одетый бедно, но чисто (так митьки любят, но не умеют), представился: Юрий Молодковец. После краткого безудержного восхваления движения митьков и меня лично начал уговаривать выпускать митьковскую газету. Политбюро митьков, насколько помню, отнеслось к этой инициативе с недоверием и глухим недовольством – зачем потревожил, и так дел не расхлебать – но Юрин энтузиазм оказался сильнее митьковской лени. «Митьки-газета» возникла и существовала благодаря пассионарности Юрия Молодковца, его умению работать с людьми. Делать что-нибудь вместе с товарищами – это, может, лучшее, что бывает в жизни – но нелегко заставить себя и товарищей начать что-нибудь делать... При этом фамилия Молодковец даже не упоминается в выходных данных первого номера «Митьки-газеты», вот какой это благородный человек!

– Игорь, как возникла идея создания «Митьки-Газеты»? Расскажите свою историю знакомства с Митьками.

Игорь Курас: Как-то, давным-давно мой друг В. позвонил мне и сказал, что в ДК имени кого-то проходит выставка митьков. Кто такие митьки я понятия тогда не имел, но мой друг сказал, что это интересно. Мы пошли. Прямо у входа в зал я встретил своего знакомого – большого комсомольца. Оказывается, комсомолец был не один, а с группой товарищей. Их прислали на выставку, чтобы потом со знанием дела говорить о тлетворном влиянии. Этот знакомый очень удивился, увидев меня, как удивился бы присланный на овощебазу молодой специалист, увидев знакомого, добровольно занимающегося погрузкой капусты. Выставка меня потрясла какой-то весёлой простотой и странным соответствием настроению того времени. Но в этом соответствии не было сиюминутности, свойственной работам конъюнктурщиков. Наоборот, в них ощущалось полное отсутствие желания соответствовать. Т.е. не они соответствовали настроениям времени, а само время как бы вдруг захотело соответствовать этим работам. И это очень здорово ощущалось. Очень сильно чувствовалось сразу же. Миф о митьках тогда только начинался. Книга Шинкарёва начала ходить в списках. Потом появился отрывок из книги в «Смене» (если я ничего не путаю). Но мне бы не хотелось сейчас изображать из себя историка митьковского движения. Ни в коем случае! Поэтому, я просто ещё раз скажу об ощущении чего-то очень значимого при первом же моем знакомстве с работами художников группы. Никаких мыслей о том, что я как-то потом окажусь среди них, буду с ними общаться, наблюдать их «изнутри» у меня тогда и в помине не было.

Идея создать газету возникла спонтанно. Вообще говоря, была просто идея что-то делать. Это было время, когда всем хотелось что-то делать, но мало кто умел вообще что-то сделать, организовать. Мы с Юрой Молодковцом работали вместе в институте «Гипроцемент» и очень дружили. Я проектировал котельные, Юра управлялся с огромным таким станком-фотоаппаратом, который мог фотографировать большие чертежи. Но это была наша работа. А для души мы делали что-то ещё. Я писал стихи, а Юра писал сценарии, снимал фильмы, делал замечательные фотографии (о том, как я однажды держал для Юры свет над сфинксом, балансируя холодной зимней ленинградской ночью над «исполинскою Невой», можно написать отдельную историю). Кроме того, у Юры на тот момент уже был снят один фильм про змею и напечатан один рассказ про лошадей (в эстонском журнале, в котором, по-моему, сам Довлатов публиковался ещё до отъезда). У нас с Юрой были амбиции, но не в русском понимании этого слова, а, скорее, в американском – т.е. без какой-то негативной коннотации. Нам тоже хотелось что-то делать. Так и появилась идея издавать художественную газету или журнал, которые сами были бы «произведением искусства» – как те, что издавались в начале XX века. Хотелось печатать что-то из «андерграунда». Имя Олега Григорьева сразу же приходило на ум. Но как на него выйти? К тому моменту уже был буклетик со стихами Олега и картинками Флоренского. «Митьковский миф» в тот момент был всё ещё очень силён в Питере (это был 1992 год). Идея обратиться к митькам с предложением издавать газету возникла вполне естественно. Но как к ним обратиться, что называется «с улицы»? Казалось, что это можно по всей логике мифа. Поэтому, насколько я помню, Юра просто подошёл к кому-то из митьков на выставке и рассказал о нашей идее. И его послали. Но после повторного обращения, митьки заинтересовались и приехали к Юре в фотолабораторию в подвале Гипроцемента. Я помню этот момент, когда все сели за большой стол (мы с Юрой сделали «проставку») и начали обсуждать детали, т.е., на самом деле, просто выпивать вместе, изредка обсуждая, как и что можно сделать. Потом эти встречи стали повторяться: похоже, что митькам нужно было как-то поверить, что это не очередная ерунда (а у них, как я понимаю, были уже какие-то истории, где их подставляли или обманывали), а искреннее дело. Вот эта Юрина и моя искренность (почти наивность) в желании сделать что-то интересное (без какой-либо возможной выгоды для себя), как мне кажется, в конечном итоге и убедила митьков в том, что с нами можно иметь дело. И дело пошло.

– Юрий, а какие у вас воспоминания о том славном времени и начале работы над «Митьки-Газетой»?

Юрий Молодковец: Если мой младшенький сын когда-нибудь спросит: «Папа, а правда, что Митьки и ты издавали МГ? Я отвечу: «Понимаешь, сынок, время было такое!» Действительно время было такое, наполненное сумасшедшей энергией во всех направлениях и в Петербурге особенно, и особенно в Искусстве. Я вышел на дембель, поступил на подготовительное отделение в институт культуры и был практически везде, смотрел фильмы, снятые с полок, бегал на рок-концерты, на которых БГ «вызывал капитана Африка», а Цой «сажал алюминевые огурцы», ходил на выставки андеграундных художников в ДК и сквоты, читал толстые журналы, глазел в лениградский телевизор и т.д., и т.д… Тогда-то я и прочитал «Максима и Фёдора» в самиздате, а потом и первые главы «Митьков», я был не просто в восхищении, очаровании… я поверил в Митьков! Я искренне решил, что не просто на Белом Свете, а здесь в Ленинграде-Петербурге есть такие необыкновенно прекрасные искренние талантливые люди, которые говорят друг другу «дык-братушечка-сестрёнка», делают «опаньки» и пишут картины и стихи! Я тут же стал в душе митьком…

Жизнь продолжалась, я узнавал Петербург в его бесконечной красоте, и во всех выставках и прочих событиях особенно отмечал Митьков, слава которых росла с каждым часом, и когда Шинкарёв, в очередном тексте объявил, что Митьки – это массовое молодёжное движение(!) я опять же в это поверил, тем более, что по улицам города и весям страны мотались прекрасные юноши и девушки в тельняшках… Думаю, тут-то и родилась идея делать МГ, т.к. любое движение нуждается в печатном органе)))… И Володя, и Игорь точно и главное подробно описывают историю создания МГ. Конечно, у нас с Игорем и Андреем Быховским (третьим участником нашей компании) не было никакой концепции, а просто ощущение, что это должно быть, во-первых, Красиво и до краёв наполнено христианским смирением и добротой, и что Мир в нетерпении ждёт такую газету. Первая встреча была на выставке Митьков на Охте, я подошёл то ли к Семичеву, то ли к Тихомирову и попытался растолковать нашу светлую идею, и был очень удивлён, что митьки не запрыгали от радости, как ожидалось, а даже, наоборот, закручинились. Но тут появился Митя, взял инициативу в свои руки, и мы договорились о встрече в подвалах моей роскошной фотолаборатории в Гипроцементе на Волховском переулке Васильевского острова. Мы подготовили «проставку», Митя пришёл как должно с опозданием, поел и похвалил пирожки, внимательно по-ленински выслушал наши смутные и чистые мысли о жизни вообще и о движении митьков в частности, очаровательно вздохнул и сообщил «надо собирать Политбюро»!

– И Политбюро, как я понимаю, дало добро. Как Вы работали над первым выпуском? Насколько это технически было сложно сделать, ведь в начале 90-х ещё не было компьютерных программ для вёрстки…

Юрий Молодковец: И вот пришло Политбюро, Шагин-Шинкарёв-Флоренский. Надо пояснить, что это было ещё героическое время митьков, то есть все пили и называли друг друга братушечками, хотя мировая слава требовала другого поведения. Митя был настроен оптимистично и радовался как ребёнок, что передавалось и нам, Шинкарёв был в состоянии очень скептическом, понимая, что в газету надо писать слова, и это бремя обрушится на него, а Флоренский, как – то по рабочему, сходу стал задавать ясные вопросы, на которые мы не знали ответов. Название, формат, тираж, главный редактор, на какие деньги… Не помню, пили ли мы портвейн или спирт рояль, но как-то лихо появилось название «МИТЬКИ-ГАЗЕТА» (по моему, это заслуга АФ), приняли решение, что она будет печататься на очень плотной офсетной бумаге, что газетная шапка будет рисоваться по новой для каждого номера, что обложки будут чередоваться «белая-чёрная», что печатник не будет жалеть краски, и что главредом будет Вася Голубев… И тут же поехали его назначать к нему в коммуналку.

А программы уже были, тексты набивались на компе Геной Лапушкиным, выводились на лазерном принтере на бумагу, вклеивались в макет с живыми иллюстрациями, потом я всё это переснимал своей гигантской форматной камерой, получался негатив, через который я засвечивал форму, покрытую альбумином, промывал её, втирал краску и отдавал на печатный станок. В общем, сложностей никаких не было, потому что мы о них даже не догадывались.

– И вот вышел первый выпуск Газеты со стихами Олега Григорьева и рисунками Васи Голубева – на чёрном фоне белыми затейливыми буквами было написано «этот номер уже стал библиографической редкостью». Так и получилось – сейчас все номера «Митьки-Газеты» не только редкость, но и библиографическая ценность. А что было тогда? Как восприняли читатели вашу Газету? Где вы её распространяли и хорошо ли она продавалась?

Игорь Курас: Когда выпускали первый номер газеты, вообще не думали о том, как всё это будет распространяться. Я не помню, чтобы это даже как-то обсуждалось. Обсуждались совсем другие вещи. Надо сказать, что Юра гораздо легче вписался «в митьков», чем я или Андрей Быховский. В отличие от нас, Юра как-то сразу стал «своим». Не знаю, как это было у Андрея, но у меня на первых встречах с митьками было какое-то идиотское смущение, которое я никак не мог в себе побороть. Помню, как совершенно неожиданно для самого себя, на одном из обсуждений первого номера, я спросил у Шагина, рисуют ли митьки акварели. Митя пожал плечами (сочувственно посмотрев на не шибко умного братка) и сказал что-то типа: «Ну да. В принципе. Почему бы и нет...». Вот у Юры этого совсем не было. Он как-то сразу стал своим без смущения. Это вообще один из Юриных талантов, который у человека либо есть, либо нету.

Хотелось бы тут же вспомнить ещё один момент, когда все перессорились из-за материала для первого номера. Все кричали, ругались, мол, не хотим больше делать газету. И вдруг Юра очень как-то убедительно, но тихо сказал: «А я хочу делать газету!» И это был такой почти кинематографический момент – как сцена из советского фильма. Искренне было. Все успокоились, сели по местам и продолжили обсуждение.

Когда Юра начал техническую работу над первым номером, абсолютно вся работа по ручной вёрстке легла на него. И если где-то в самом начале (когда обсуждался дизайн или какие-то интересные элементы будущей газеты – например, идея сделать статью «Из Дневника писателя Шинкарёва» с исправлениями в тексте и с кляксами) я ещё мог принимать участие, то на этапе изготовления газеты всё делал один Юра. И тут возник определённый конфликт. Я спускался к Юре в подвал и обкуривал некурящего Юру беломором, а он в этот момент (не поднимая на меня глаз) склеивал тексты и картинки скотчем, возился с громадной камерой, смывал на большом негативе стыки и склейки палочкой с ваткой. Возникала ситуация «мы пахали», которая даже сдержанному и терпеливому Юре должна была в какой-то момент начать действовать на нервы. И этот момент настал: Юра вежливо объяснил мне, что если я не буду что-то делать для Митьки-газеты, я ей буду не нужен. На вопрос, а что я могу делать – Юра резонно ответил: придумать, как это всё распространять. И вот тогда я впервые задумался, что это как-то всё нужно будет продавать – и это для меня неплохая возможность остаться с газетой.

Молодому поколению придётся объяснить, что это были удивительные времена. Газеты в те времена продавались в государственной организации Союзпечать, которая имела ларьки по всему городу. В этих ларьках работали совершенно разные люди. Одни из них были ещё «советскими» и на предложение поставить на продажу газету, с негодованием отвечали немедленным отказом (хорошо ещё в милицию не звонили). Другие же были уже более предприимчивые: спрашивали про цену, договаривались о своей части, брали газету «на пробу». Ларьки выбирались так, чтобы они были вблизи ВУЗов и вдоль «туристических» маршрутов Питера. Найти «правильные» ларьки было довольно интересной работой. Слово «маркетинг» тогда ещё только входило в разговорную речь, и когда мы с Юрой обсуждали, например, что нужно побольше номеров продавать вокруг ЛГУ, мы понятия не имели, что выявляем «целевую группу» для нашего «продукта». Всё делалось спонтанно, основываясь на энтузиазме и здравом смысле. Всё делалось в радость, в удовольствие.

Слева направо: Юрий Молодковец, Таня Филиппова, Володя  Шинкарев, Вася Голубев, Андрей Филиппов, Игорь Курас.
Слева направо: Юрий Молодковец, Таня Филиппова, Володя
Шинкарев, Вася Голубев, Андрей Филиппов, Игорь Курас.

Кроме ларьков, газета продавалась на всевозможных праздниках и тусовках. Первые номера, предназначенные для тусовок, были пронумерованы. Помню какой-то праздник у Петропавловской крепости, где у меня скупили все номера, которые у меня были с собой. Просто в очередь покупали! Я продал не меньше экземпляров, чем продавцы пива, стоящие рядом, продали «Балтику» (только что появившуюся в городе). Причём они сами тоже купили номера (или обменяли на пиво – уже не помню). Это был такой маленький личный триумф. Но и в ларьках газета тоже неплохо продавалась. Запомнилось, как один из работников Союзпечати рассказывал мне, что люди, покупая газету, говорили: «Мне вон ту – чёрненькую». А газета была не просто чёрненькая, но и довольно сильно пачкалась, т.к. краски при печати не жалели. Помню ещё, что сначала ларьки брали по три-пять номеров. Потом просили принести пятнадцать. И всё раскупалось за день, два. Потом каким-то образом газету переправили и в Москву, где её тоже покупали. Ещё газету брали продавцы книг в переходах (был тогда такой способ продажи книг – не знаю, есть ли сейчас). Ну и на выставках, конечно – и на рок-концертах. Не смогу сейчас сказать, сколько всего первых номеров удалось продать (значительно меньше тиража, с которым по неопытности перестарались), но благодаря продажам (и щедрым подаркам отдельных граждан и гражданок) у газеты даже появился определённый бюджет для второго номера.

Хочу отметить, что много лет спустя в одном доме в Нью-Йорке я увидел нумерованный экземпляр «Митьки-газеты». Я думаю, что газета (в какой-то пусть и небольшой степени) стала символом города и времени. Настолько явственно, что людям, покидающим город, хотелось взять её с собой в другое измерение, в другую жизнь. И если это не успех газеты, то что тогда такое успех?

– Владимир, помните ваши впечатления, когда держали в руках первый выпуск газеты?

Владимир Шинкарёв: Есть у меня фотография: празднование выхода первого номера «Митьки-газеты». Счастливый Юра, Игорь, держат в руках первый номер, как святую реликвию. Под заголовком крупно: «Этот номер уже стал библиографической редкостью». (Истинная правда – у меня далеко не все номера сохранились.) Убедительная, толстая бумага, чёрной краски от души. Продуманная (да и непродуманная) митьковская корявость – словом, нужная вещь, до того митькам совершенно нечего было подарить браткам и сестрёнкам, покупателям и спонсорам.

– Как развивался проект с Газетой и чем закончился?

Юрий Молодковец: Счастье было большое и настоящее. Газета получилась «толстой и жирной», прекрасно пачкалась и ароматно пахла. Помню, как я в Гостином Дворе покупал фотоплёнку ORWO, такой гэдээровский продукт, но мне её надо было много, а в большом количестве её продавали только организациям. И вот я сижу с какими-то подложными документами за столом перед красивой женщиной-товароведом, она выписывает мне кучу блоков дефицитной плёнки, а я в знак благодарности дарю ей «Митьки-Газету». Она берёт её и почему-то прикладывает к своему красивому лицу, очень эротично делает вдох и говорит: «О, какой запах!» Не знаю, прочитала ли она газету, и как изменило это её судьбу.

Другая история: еду я в метро, а напротив сидит такой знаменитый доктор Лев Щеглов, который всех тогда учил сексу по телевизору, в общем сидит и скучает, я ему тоже подарил газету, он её тут же раскрыл и стал с удовольствием читать… Про удачное распространение газеты Игорем ещё одна история. На Перинной линии у Гостинки должен был состояться концерт Поп-Механики с какими-то харлей-дэвэдсонами, зрителей собралась туча, все ждут, Курёхина нет, всё затягивается, народ от безделья раскупает всё, что принёс Игорь… В общем полный триумф «МГ»! Через часа четыре ожидания стало понятно, что концерта не будет, и все массово начали сваливать, и тут-то мы обнаружили, что наша «библиографическая редкость» многими была куплена для того, чтобы не пачкать штаны об асфальт…Ещё важный эпизод про распространение – это переписка с читателями. На наш адрес стали приходить письма, как сейчас выражаются, из регионов, практически с одним вопросом: «Как подписаться на «Митьки-Газету?». Тогда в нашей компании появился ещё один Игорь, он работал учителем в школе и увлекался игрой «Что? Где? Когда?». Он-то и взял на себя бремя переписки. Писем, конечно, было не тысячи и не сотни, но десятки, и со всех концов нашей необъятной Родины…

В общем, проект развивался прекрасно, но разбился о быт… точнее, об интриги, которые, наверное, всегда присутствуют в коллективных историях, но я к ним не был готов. Я и сейчас, спустя двадцать лет, к ним не готов. На обломках выросли два прекрасных издательства «Mitkilibris» и «Красный Матрос», которые и сейчас здравствуют. Воспоминаний много, и я искренне благодарен всем участникам нашей красивой истории про «Митьки-Газету».


Беседу вела Ирина ТЕРРА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования