Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 23.05.2014

Как поэты крадут деньги у литературы

Два любопытных случая или, можно сказать, факта из бурной жизни людей, пишущих и любящих стихи, привлекли моё внимание за последнее время. Оба они связаны, с одной стороны, с хитроумным превращением кажущейся пустоты (имени поэта) в деньги и, с другой стороны, с тем, что эти самые финансовые средства, слетевшиеся на имя поэта, скорее вредят литературе, культуре, поэзии, чем помогают ей.

 

Первый случай касается прославленного имени Марины Цветаевой. Однажды в 1924 году в Праге она подписала книжку со своей поэмой «Царь-девица» для главы Временного правительства Александра Керенского:

«Дорогому Александру Фёдоровичу Керенскому – русскую сказку, где ничто не сладится. Марина Цветаева...»

И вот, как стало известно, через 90 лет этот автограф был куплен на аукционе неким российским коллекционером... за 8,25 миллионов рублей! Случай этот (точнее сумма) удивил даже видавших виды антикваров. Специалисты говорят, что столь высокую сумму за какой-либо автограф поэта Серебряного века никто и никогда ещё не платил. Я-то про себя думаю, что удивился бы и отнюдь не рекордным суммам в этой области... Но это! Да ведь за такие деньги и трёхкомнатную квартиру в Москве можно подыскать! А человек потратил их на небольшое бумажное изделие, пусть и освящённое прикосновениями поэта и его живым почерком.

На первый взгляд, радоваться надо столь трепетному и возвышенному отношению к памяти знаменитой поэтессы. Но парадокс в том, что нет в этом выходящем из ряда вон поступке трепетности по отношению к поэту и, тем более, к поэзии, а есть сугубая странность и эгоизм. Ведь душа-то поэта живёт вовсе не в его рукописях, а заключена, в его «заветной лире», то есть в самих стихах. Только представьте, сколько можно было за эти восемь миллионов сделать для истинной памяти поэта и для поэзии – издать массу книг, провести литературные чтения, оплатить научно-исследовательскую работу филологов, поддержать библиотечный фонд, да хотя бы рукотворный памятник поставить... Вместо этого всего человек присвоил лично себе незначительный материальный отпечаток памяти и почил на лаврах. Впрочем, надеюсь, хотя бы часть денег, вырученных на аукционе, пошли на нужное дело культуры и просвещения...

Второй случай гораздо менее значительный как по имени поэта, так и по денежной сумме, но зато очень даже замечательный по сюжетной запутанности и нелепости.

Хакасский поэт Сергей Майнагашев, выступающий в печати под псевдонимом Сибдей Том, отсудил у издательства Дома литераторов Хакасии, в котором работает его бывшая жена Ирина Царёва, тоже поэтесса, около 100 тысяч рублей. Это удивительно, но иск он подал за то, что к его же 50-летию, не требуя с него денег, издали книгу его стихов, о чём большинство поэтов, как правило, только мечтает.

Поводом для иска, как передаёт ИА «Хакасия», послужило то, что в предисловии к этой милой книжке на хакасском языке, изданной тиражом всего 300 экземпляров, говорилось о том, что сборник «отличен от предыдущих любовным лиризмом к единственной женщине – жене поэта, матери его двоих детей». Именно это предисловие якобы и оскорбило Сибдея Тома, потому что «на тот момент супруги развелись и у стихотворца появилась другая дама сердца... Поэт решил доказать, что никогда не посвящал стихов бывшей жене, а Хан Хызы – так называется сборник (дословно – царская дочь) – это дочь средневекового царя, которая никакого отношения к его бывшей жене не имеет.

Между тем под таким псевдонимом – Хан Хызы – Ирину Царёву знают читатели хакасской поэзии и коллеги по творческому цеху...».

Местные члены Союза писателей России сообщают в экспертной оценке, приобщённой к делу, что «подача заявления в суд – это ничто иное, как попытка досадить бывшей жене и свести счёты за наличие алиментных обязательств».

Тем не менее, суд, как говорится, принял сторону истца, и теперь «Дом литераторов, в котором Ирина Царёва работает редактором хакасской литературы, обязан выплатить её бывшему мужу 25 тысяч морального вреда и 75 тысяч – за нарушение авторского права. Плюс 2 650 рублей госпошлины.

Рассчитываться за недопонимание между бывшими супругами придётся республиканскому бюджету...».

Случай действительно уникальный. Для нас же интересно ещё и то, что два имени (точнее творческих псевдонима) двух поэтов – автора-истца Сибдея Тома и составителя, его супруги Хан Хызы, – по сути отняли деньги у Дома литераторов. Те самые средства, которые должны были пойти на поддержку и развитие литературного процесса, на издание книг и т. д., по сути оказались эгоистичной волей поэта изъяты из бюджета и, вероятно, направлены на бытовые нужны (в статье предполагалось, что на алименты, а, по другому слуху, Сергей Майнагашев собирался их потратить на свадебные расходы сына). Вот такие странные, метафизические взаимоотношения поэтического и материального: поэты своим гордым именем вольно или невольно отбирают средства у литературы и у той же самой поэзии.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования