Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 30.05.2014

Причинность через свободу

Иммануил Кант смотрел далеко в будущее, предрекая возможность зарождения новых линий эволюции. Иными словами, появление нового путём развития очень малых микропричин-возмущений. Таково развитие Природы. Но воля как возможность свободного выбора из альтернатив не предопределена видимыми в данный момент причинами. К тому же развитие и память о поведении систем позволяют предугадывать события и принимать решения с определёнными целями, в том числе моделированием будущего. А это главная цель человечества.


 

«Урал» № 3 2014

Снег станет пеплом и теплом

 

В третьем номере журнала «Урал» опубликована достойная подборка стихотворений Кирилла Азёрного «Снег станет пеплом и теплом». Все стихи отмечены талантом, что их даже невозможно цитировать – истинное впечатление достигается только при чтении целиком. Богатый внутренний мир автора, философская подготовка позволяют заглянуть в неоценённые доселе глубины духа. Автор даже ни с кем не спорит, словно лично разговаривает с небом и облаками, так всё дышит красотой и осмысленностью. Постигая замысел поэта, важно не соскользнуть в зыбкий мир литературного счастья, твёрдо ощущать твердыню под ногами. Окружающий мир всегда вовремя напомнит о себе. Но пока стихи, мир фантазий и образов, а также спасительная соломинка в виде души самого автора не дадут заскучать, ведь нам важно на весах вечности снова оказаться невесомым. В этом и есть сила большого искусства, или скорее безыскусственности, так как невозможно скрыться за арсеналом поэтических средств от встречи с глазу на глаз со своим родным строгим российским читателем.

 

Мрачный приговор

Рецензия на книгу Анны Каван «Механизмы в голове»

 

В этом номере интересен взгляд Сергея Сиротина на феномен Анны Каван в частности и нравственные проблемы, освещаемые современной литературой, в целом. Достоинствами статьи считаю дотошность, проникновение в самые труднодоступные тайны и глубины как личной жизни А.Каван, так и целого пласта сюрреалистической литературы. Упоминая «кафкианский стержень прозы» писательницы, С.Сиротин обнажает вечную дилемму философской «начинки» художественных произведений. Доступно популяризируя идеи мира, книги сталкивают вместе мудрость и красоту, философию и эстетику. И важно почувствовать меру, не переполнив терпение читателей. Опыт граничит здесь скорее с фантазией. И подобное творчество открывает иной взгляд на мир, в объятия которого лучше не попадать. И вывод С.Сиротина, что «книга Каван будет интересна только тем, кому интересна она сама – её образ, особенности её личности и биографии и эволюция её творчества от реализма к мрачному сюрреализму и иррациональности» только подтверждает правило – жизнь интересна и многообразна, но нет надобности всё испытывать на себе.

 

«Бельские просторы»  № 3 2014

Современная уфимская женская проза

 

Привлекает внимание статья Ирины Прокофьевой «Современная уфимская женская проза». Не потому, что сегодня редко встретишь подобные обзоры, просто разобранные автором тенденции ценны тем, что они, зародившись в провинции, дают импульс развитию всей отечественной литературе. Да и приведённые факты о том, что «представительницы уфимской прозы, публикуясь как в региональных, так и в российских журналах, номинируясь на различные литературные премии, получая положительные отзывы критики и маститых писателей, занимают своё достойное место в постоянном движении, называемом российская литература», позволяют судить об их творчестве, как не просто о заявке на будущее, а на долгую творческую жизнь.

Но обо всё по порядку. И.Прокофьева подробно анализирует творчество Светланы Чураевой, Ольги Елагиной, Раили Шаяхметовой. Все суждения доказательны, достоверны, будят мысль, ненавязчиво приглашают погрузиться в первоисточник.

Автор оперирует понятиями – «парадоксальность мышления», «образная система произведения». Многочисленные цитаты не отягощают читательское восприятие. Все по месту, от простого к сложному. Текст из произведений в статье логично структурирован и с ещё большой силой подтверждает доводы критика. Аналитические выкладки помогут всем, даже мужчинам, более детально и глубоко проникнуться достоинствами уфимской женской прозы. Психологически точные аргументы и образы, подвластные восприятию живым женским умом, дополняют богатство литературных полотен современной Уфы. И непременно хочется добавить, что прошли уже те времена, когда Жорж Санд приходилось скрываться за мужским псевдонимом. Писательницы сейчас могут творить свободнее, прокладывая дорогу к сердцам людей. Главное, что сегодня реалистическая литература даёт читателям чувство уверенности в жизни, подбирая различные модели поведения, а женская проза как отдушина для сознания представительниц прекрасного пола служит и временным освобождением от повседневного быта.

 

Дружба народов 2014 № 3

Словно Сатин и Лука в одном лице

 

В мартовском номере выделяется журнальный вариант романа Марии Ануфриевой «Карниз». Трудно объяснить в рамках рецензии, на каких положениях строится повествование. К тому же и автор склонна разрываться между обоюдоострыми точками зрения. Словно Сатин и Лука из пьесы М.Горького «На дне» в одном лице. Название романа как эквивалент опасности свалиться в пропасть или спасительного обретения свободы, подразумевает и вывеску клуба только для девушек, имеющих влечение к своему полу. Несмотря на эпатаж сюжета, герои приземлены, отчётливы в своей правдоподобности, как зеркало, обращают внимание на себя схожестью с современной молодёжью.

Целые жизни, семейные биографии проносятся перед читателем. И всё обрамлено узором независимого языка-росчерка автора. Выплёскиваясь за жанровые лекала романа, идеи и образы высвобождают огромную энергию, воссоздавая своеобразный «джаз» литературы. Каждый читатель найдёт близкое по духу наполнение из тематического многообразия, словно помещается в своё собственное «лукошко» контекста, глубоко осознав как нужное место в жизни, так и будущие мечты и наработки на жизнь.

Из схожих книг по теме, разработанной в романе, можно вспомнить «Товарища Анну» Ирины Богатырёвой. Сложные перипетии жизненного пути вступающего в жизнь человека даже не надо выдумывать. Они на поверхности, и зоркому глазу писателя не составит труда отобразить всё на бумаге. Настойчиво насаждая свежие идеи о свободе, уникальности и неповторимости человека, молодые авторы берут на себя смелость судить будущее страны. Мечты, личные планы на счастье отдельного человека и всего народа. Когда во главу оценок ставятся призрачные далёкие перспективы, невыносимо и думать, что лишения за это уже сейчас немедленно коснутся именно тебя. Можно долго претерпевать страдания во имя Родины, но что делать, когда происходит слом эпох, и власть переходит из рук в руки, и непонятно какой Отчизне служить. Полагаться в таких случаях необходимо только на себя, своё личное пространство, семью и окружение. Это не суженный до типовой квартиры мир, а целая вселенная. Где найдёт счастье и заблудившийся в исканиях человек, и мятежный пассионарий. 


Николай ПАЛУБНЕВ,
г. ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования