Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 20.06.2014

Кто дежурит у дверей литпремий?

На прошлой неделе в рамках Московского книжного фестиваля был объявлен длинный список номинантов на литературную премию «Ясная Поляна» 2014 года. Напомним, что это одна из наиболее консервативных литературных премий в России, которая, имея ориентиром Льва Николаевича Толстого, считает своей миссией поддерживать в отечественной литературе гуманистические традиции и высокий дух русской классики.

Премия вручается в трёх номинациях: «Современная классика», «XXI век» и «Детство. Отрочество. Юность». К тенденциям современной литературы и к текущему литературному процессу имеют отношения две последние номинации, по которым и оглашены длинные списки (соответственно 42 и 18 авторов-произведений).

На встрече с журналистами организаторы заметили, что основная работа, конечно, впереди – на стадии формирования уже короткого списка. Так что мероприятие имело бы совсем формальный характер, если бы не выступления двух из членов жюри – Льва Аннинского и Игоря Золотусского, которые решили не отделываться общими словами, а поделились кое-какими животрепещущими соображениями в связи с презентуемыми длинными списками. Из этих выступлений мы в том числе узнали о собственных предпочтениях литературных критиков-аксакалов, которые с большой вероятностью повлияют на итоговый короткий список.  

Лев Аннинский начал с характерно хмурого размышления о том, что хотя «в современной прозе есть попытка и желание каким-то образом понять, что с нами происходит», но поскольку «эпоха, в которую мы существуем, – переходная, и в ней сталкиваются равнодостойные и равнонесовместимые концепции мироздания и места в нём России, то, конечно, довольно трудно ответить на все эти вопросы однозначно и убедительно». «Поэтому, – признаётся критик, – я ни разу за все последние годы не мог назвать произведение, которое возвышается над всей массой прозы, концентрировало бы всеобщее внимание, определяя развитие литературы. Нет такого произведения и сейчас, но есть крепкие, интересные тексты, которые вызывают у меня полную поддержку». Среди тех, кто вызывает у него «полную поддрежку», Аннинский в первую очередь назвал Владимира Бутромеева (в список включена его книга «Земля и люди»), «который пытается осознать то жуткое прошлое, которое кровавым образом начертано у нас за спинами в XX веке. Что происходило здесь, где мы сейчас пытаемся соединить народы в гармоничном единстве, а народы или дерутся, или готовы драться. Бутромеев пытается понять, что с этим делать. Очень интересная, острая, пробуждающая мысль проза».

Но настоящей изюминкой казалось бы дежурной пресс-конференции, благодаря которой, как говорится, «вечер перестал быть томным», стало выступление Золотусского:

«Я не могу не согласиться с моим другом Аннинским, когда он говорит о серьёзном обмелении потока литературы, которая поступает к нам в качестве претендентов на премию «Ясная поляна».

Вы знаете, был какой-то момент, когда вдруг стали появляться книги состадательные и исторические, посвящённые русской семье. Это было года два назад, наверное. И мы очень радовались, что вдруг писатели обратились к собственному дому, к избе, к матери, к отцу, к бабушке, к дедушке. В этом году я этого не вижу. Более того, я вижу здесь таких авторов, которые как бы дежурят у дверей всех премий и приносят туда свои сочинения. Стоит возле дверей с книгой и тут же её передаёт на очередную премию.

Я помню, у нас в прошлом году случилась такая история, когда мы дали премию за детскую книгу какому-то господину Сергееву, по-моему, а потом смотрим – он тут же появляется на премии «Букер» и получает там эту премию (На самом деле речь наверняка идёт об Андрее Дмитриеве с его «Крестьянином и тинейджером», который в 2012 году стал не победителем, а финалистом «Русского букера». – Евг. Б.). Я не против того, чтобы люди получали много премий. Но просто товар не стоит того, вот в чём дело. И когда я вижу здесь в списке фамилию Каледина (в лонглист «Ясной Поляны» попала книга Сергея Каледина «Чёрно-белое кино» – Евг. Б.), мне просто становится даже как-то не по себе. Потому что я, работая в «Литгазете», читал его сочинения, которые он присылал мне из Америки, и возвращал их ему за счёт государства по почте. Мне звонила его мама и говорила: «Как же так? Почему вы не печатаете моего талантливого сына?» А я говорю: «Потому что он писать не умеет».

Аннинский совершенно прав в том смысле, что мы, хоть и поощряем действительно талантливых людей (они есть и в этом списке тоже), всё-таки не сумели поднять над головами публики талант, который светил бы всем и в свете которого отражался бы свет Льва Николаевича Толстого. Это правда. Не буду называть отдельных фамилий вот этих самых дежурных сторожей премий. Скажу только кого бы я предложил на суждение жюри.

Это Арсен Титов из Екатеринбурга. Представляете себе, человек написал по существу книгу масштаба «Тихого Дона»! Он написал книгу о судьбе русских офицеров, казаков, солдат, которые воевали в Азии, на Дальнем Востоке и в Сибири. Это большая, капитальная книга, написанная прекрасным языком. Арсен Титов, по-моему, может поднять планку нашего строгого отношения к кандидатам. Ещё есть книга Анатолия Михайлова, которая называется «У нас всюду жулики». Советую вам её прочесть. (Тут председатель жюри Владимир Толстой, еле сдерживая хохот, поправил: «Они всюду, конечно... Но у А. Михайлова «в саду»; книга на самом деле называется «У нас в саду жулики». – Евг. Б.).

Что касается детской литературы... В последнее время стали появляться по какому-то призыву, идущему сверху, из каких-то учреждений установки о том, что нужно любить, лелеять детей. И посыпалось, как из лукошка, огромное количество детских книг, очень сильно раскрашенных, разрисованных, где дети залетают куда-то в космос, водят отношения с чертями, ведьмами и т. д. Например, одна книга называется «Ведьмины круги». Эта книга предназначена для детей. Я выбрал книгу Антона Лукина «Антошка». Это молодой писатель из Нижнего Новгорода, но, поверьте, он пишет, как взрослый, подлинный литератор...».

За литераторов, «дежурящих возле дверей премий», вступился взвешенный и миролюбивый Алексей Варламов: «Просто действительно есть писатели с именами, которые участвуют в различных премиях. Это их право. И было бы странно, если бы «Ясная Поляна» работала бы только с неизвестными авторами. Как раз интрига и заключается в том, чтобы сталкивать авторов уже в хорошем смысле раскрученных, чьи имена на слуху, и писателей неизвестных...»

Варламов (как и присутствовавшие на мероприятии Владимир Толстой и Владислав Отрошенко) не стал называть своих фаворитов из длинного списка, но «пригрозил», что каждый из членов жюри мог бы предъявить кого-то ещё не отмеченного (напомню, что в жюри «Ясной Поляны» входят, помимо названных людей, также Павел Басинский и Валентин Курбатов). Между тем из сорока двух номинантов на протолстовскую премию в короткий список должны попасть лишь четыре. Цыплят будем считать по осени (в октябре). Отметим только с удовлетворением, что в длинный список претендентов на детско-юношескую номинацию попал сотрудник «ЛР» Роман Сенчин со своей повестью «Чего вы хотите?» («Дружба народов», № 3, 2013). Пожелаем ему удачи.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования