Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 20.06.2014

Унижение сердца

Всю свою сознательную жизнь Виталий Петушков был писателем. В его книжном шкафу и сейчас стоят несколько переплетённых в зелёное сукно томов со статьями из «Литературной учёбы», начиная с середины 70-х годов, с подчёркиваниями и комментариями. Та же участь постигла и книги, так или иначе связанные с писательским трудом. К примеру, от «Литературного редактирования» Д.Э. Розенталя он не оставил живого места. То, что бралось и возвращалось в библиотеку, он щадил. А ворованные книги повторяли судьбу купленных. Однажды, много лет спустя, во время застолья, которое устраивало литературное объединение «Трёхгорка» в день рождения Пушкина, Вадим Кожинов расписался в добытой таким вот нечестным путём книге. Виталий рано приобрёл вредную, свойственную профессиональным писателям привычку, прежде всего видеть в тексте, как он сделан, где у него «швы». Тома Чехова, с помощью которых он эту привычку приобретал, выглядели чудовищно. Как-то он, что называется, «с листа» разложил по полочкам текст Паустовского. Тем не менее в зрелом возрасте рассказов Виталий не писал. Он был убеждён, что для их сочинения нужен огромный талант: чтобы каждое слово «работало» на замысел, не было ничего «проходного», случайного. Поэтому он решил стать романистом. Вторым его решением было – продолжать традиции Достоевского в отечественной литературе.

 

После школы Виталий поступил в МГУ им. Ломоносова на факультет Вычислительной математики и кибернетики. Будущая работа программистом представлялась наименее обременительной на писательском поприще. Виталий не мог заниматься физическим трудом из-за серьёзных проблем с позвоночником. Значительно позднее в центре протезирования воинов-афганцев ему изготовили специальный корсет, и его возможности существенно расширились. Не бесконечно. В «нулевые» годы после ночной смены на складе печатной продукции он лежал часами, стараясь не двигаться. В университете Виталий создал свой первый текст, который не критиковал в будущем: литературный перевод книги Юстаса Чёсера «Любовь без страха», одно из первых научно-популярных сочинений, пробивших брешь в викторианской морали. Его приятель охарактеризовал содержание прочитанного одной фразой: надо страстно любить жену и много зарабатывать. Увы, когда наступило время кооперативов, Виталию стали предлагать за перевод столь мизерные деньги, что книга так и осталась в рукописи.

Кроме специальности в университете Виталий получил опыт неразделённой любви. Будучи человеком скрытным, он почти не говорил на эту тему.

– После знакомства со мной девушки быстро беременеют и выходят замуж. Если бы я жил в диком племени, то меня почитали бы как символ плодородия, – как-то заметил он.

После учёбы Виталий добывал хлеб насущный трудом математика-программиста в области кристаллофизики. Вскоре открылся доступ в Ленинскую библиотеку, и он всё свободное время проводит там, особенно в Спецхране. Он читал и конспектировал труды философов Серебряного века и западных мыслителей, публикация которых оборвалась с Октябрьской революцией. Наряду с этим он погрузился в беллетристику конца XIX начала XX века. Он следил за событиями в литературном мире, и чтобы быть к нему ближе, начинал посещать литобъединение «Трёхгорка» (рук. Вадим Кожинов).

В 1989 году Виталий взялся за первый роман. В начале 1992-го он закончил его пятую редакцию. Роман назывался «Старик». Перемены в общественной жизни, которые вообще-то, были всего лишь бледными проявлениями изменений в природе, в космосе, пробудили в пенсионере, ну, если не монстра, то «героя романов Достоевского».

 

Вдруг – его тело...

Он услышал. Глухой, страшный стук.

Опять, что-то возвратилось в него.

Близ самого сердца – распрямляясь, готовясь начать борьбу.

Требовало, рвалось наружу.

<...>

– Я не прощу,– хотел прокричать, отчаянно, но что-то внутри теперь молчало, не выговаривалось словно.

– Не прощу.

Он хотел, хотел сказать...

Но, посмотрев вокруг, понял, что это было неважно.

 

конец романа

 

Было сделано более 20 копий. Виталий разослал (разнёс) их писателям, которые, как он считал, смогут оценить его труд, и пошёл по редакциям...

Павел Горелов тогда сказал, что готов был бы сразу отправить роман в печать, если бы не развал в издательском деле. Хорошо отозвался Валентин Курбатов и среди прочего дал совет: чтобы выжить, сажать картошку. Много дельного дали Виталию встречи с Иваном Панкеевым. Дмитрию Галковскому конверт с рукописью был положен под половичок перед дверью. Конверт вернулся нераспечатанным. Этот жест укрепил Виталия в ещё большем уважении к Д.Г.

Через «Трёхгорку» писатель знакомится с молодой англичанкой-филологом, влюблённой в русскую литературу, и она загорается желанием сделать перевод. Как далеко зашло дело в этом в этом смысле – неизвестно. Визиты в редакции журналов не дали ничего.

Чтобы интенсивнее работать, Виталий стал искать жильё. С 1997 года и до катастрофы (сознания) в конце «нулевых» снимал квартиры в Подмосковье.

До этого времени он обитает в отгороженном книжными полками закутке однокомнатной квартиры. Под спальное место он переделал нишу стенного шкафа. Между нишей и книгами стояли стул и письменный стол. Виталий болезненно не выносил шума и до 1997 года предпочитал работать в библиотеках, а в выходные и праздники – в своём институте, благо, за это давали отгулы и их тоже можно использовать для дела (к примеру, за дежурство в ночь Нового года полагалось пять выходных).

В это же время Виталий начал искать свою Анну Григорьевну Достоевскую, Жену Писателя, и даёт объявления в газеты.

Здравствуй! Я знаю, что ты есть, – добрая, верная, отзывчивая душа, которая будет неравнодушна к зову моего сердца. А сердце моё – яркое, никем не занятое, преданное и не терпящее фальши. Мне 38 лет, 178/71, русский, москвич, но без машины и возможности водить тебя по ресторанам. Надеюсь, это не пугает? Если пугает, то можешь не отвечать. Если нет, то я жду твоего ответа. Ты получишь любовь интересного, образованного, непохожего на других человека, который расскажет тебе о Достоевском и Лавкрафте, о древних греках и шумерах, о планетах и звёздах, о философии и музыке. Надеюсь на долгие отношения и понимание. Я москвич, но снимаю жильё, поскольку с родителями жить негде. Мне всё равно, сколько тебе лет, 20 или 40. Главное – твоя душа, свободная для новых чувств. Буду ждать ответа, моя родная. До встречи.

 

Время от времени ему удаётся встречаться с той или иной женщиной более-менее длительное время (от нескольких месяцев до полугода). Принципиальное условие: ни малейшей попытки навязать писателю чего бы то ни было. Однажды девушка, едва поздоровавшись, начала «учить жить».

– Я иду направо, вам прямо. – реакция была мгновенной.

В те времена, когда произошла катастрофа, Виталий встречался с очень набожной женщиной, что исключало любые отношения кроме духовных. Он не скупился и покупал её детям разные вкусности. При этом он сетовал, что сбежать от контролёров на перегоне Гагарин – Вязьма нет никакой возможности, тем более с многочисленными пакетами, и траты на билет его разорят. Другая женщина, когда узнала, в каких условиях он работает, предложила два варианта: кругосветное путешествие или занятия литературой в её собственном доме на Кипре столько, сколько он сочтёт нужным. Полагая, что рано или поздно придётся расплачиваться независимостью, Виталий отклонил предложение.

Распорядок дня в эти годы был следующим. Подъём в пять утра и работа до 12, или пока пишется. Если надо было добывать деньги, то подъём в три, работа до семи, далее добыча денег: моделируя свойства кристаллов, а позднее – разнося бесплатные журналы по офисам. В благословенный промежуток, когда Виталий уволился из института и до того, как стали заканчиваться накопления, он всегда вставал в пять. После занятий литературой он несколько часов гулял, а вечером читал или смотрел фильмы.

Чтобы питаться, писатель покупал мешок макарон и дешёвые сосиски, или мешок пельменей. Пил цикорий, а для гостей держал чай в пакетиках, тоже купленный на оптовом рынке. Крепкое пиво, а впоследствии и дешёвую водку. После физического труда у Виталия болела спина, он не мог читать и внимательно смотреть видео. Без стакана он не мог заснуть.

Кроме поиска спутницы жизни он тратил много времени, чтобы пристроить свои произведения. Романы издательства не брали. Статьи – только после правок, меняющих суть написанного. Исключение – «Литературная Россия».

Помнится, он был потрясён, когда его статью опубликовали в «ЛР» без изменений, и с 2002 года почти всё писал только для этого издания. Здесь же опубликована первая глава его главного романа «Унижение сердца или Повесть о последней любви (роман для отчаявшихся мужчин)». В альманахе «Литрос» напечатан последний законченный роман «Меченосец в кружевах (история несостоявшегося рабства)». Этот факт настолько вдохновил Виталия, что он за восемь месяцев (небывалый для него срок) написал черновик второй книги «Меченосца...» и сделал по меньшей мере одну существенную переработку текста. Поскольку он считал, что перерабатывать рукопись нужно не менее трёх раз, то роман этот не закончен.

К сожалению «Унижение сердца...» уже не помню, в каком издательстве печатать отказались. Формальная причина – эротические сцены.

В конце «нулевых» разразилась катастрофа. После выпитого он на несколько дней выпал из реальности. Проснулся и, ничтоже сумняшеся, пошёл на работу – разносить журналы. И узнал, что уволен за прогулы и какое сегодня число. Этот опыт и другие, последовавшие за ним, он собирался изложить в сочинении под рабочим названием «Записки пьющего алкоголь» и опубликовать в журнале «Трезвость и культура».

Вскоре после катастрофы Виталий навсегда возвратился под родной кров. Однажды утром он позвонил и «никаким» голосом сказал, что мама умерла, и у него нет денег на похороны. Когда после долгой паузы дверь открылась, я увидел на пороге Викторию Васильевну, живую и здоровую. А Виталий был никаким и впоследствии доказывал, что ничего такого не было.

Через некоторое время мама Виталия заболела и стала лежачей. Это обстоятельство драматически повлияло на его жизнь: впервые другой человек подчинял его себе. В этот период он стал собраннее и контролировал себя, ведь от него зависела другая жизнь.

После смерти матери Виталий снова «расслабился». В последнюю встречу он в который раз говорил, что прожил уже в два раза дольше, чем ему пообещал в своё время доктор. 


Евгений ЧЕРЕМУШКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования