Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 27.06.2014

Вернуть серп и молот

Вот уж точно не ностальгическая эмоция. Это не о прошлом, а реальность нашего настоящего и будущего. Стране требуются руки. Рабочие руки. А также большое дело, объединяющее общество, через которое и сама страна докажет свою состоятельность. Мародёрское время менчендайзеров, челноков прошло.

Ещё в середине нулевых, после посещения северодвинского «Севмаша», сложилось стойкое ощущение, что предприятие-гигант опутано какими-то трубами-шлангами, которые настойчиво выкачивают из неё соки, оставшиеся после рассвета в советские годы, когда из цехов, будто с конвейера, регулярно выходили грандиозные подводные махины. Но эти энергии постепенно иссякали, вакуум заполняла ржавчина, разложение, упадок. Так жила и страна на остатках былого резерва, на том, что ещё осталось после дикого размена, а то и предательства, взамен на яркие безделушки и бубенцы.

Но какое-то время назад ситуация изменилась. Началась борьба с ржавчиной. Существование на иждивении прошло. Стала зарождаться жизнь. Новая.

Стали возвращаться мужчины, на плечах которых в своё время держалась великая страна, и гордость, чувство собственного достоинства которых было растоптано в девяностые.

Стали возвращаться такие богатыри, как Виктор Брянцев – герой романа Сергея Шаргунова «1993». В советской стране он приложил руку к созданию лунохода, а в новых реалиях чинит трубы под землёй да мастерит на даче телескоп из консервных банок. У него остановилось сердце в октябре 1993 года на улицах Москвы. Если бы не случайная и нелепая смерть, то, скорее всего, он бы попросту спился или наложил на себя руки – тогда это был типичный вариант исхода мужчины. Но вот теперь сердце, остановившееся в 93-м, вновь начинает биться. Стране без этого сердца никуда. Ей необходимы деятельные мастеровые руки, люди с внутренней крепостью и осознающие свою необходимость, включённость в общий процесс.

В моём родном Северодвинске недавно было озвучено, что в ближайшую пятилетку будет принято на работу больше 12 тысяч человек рабочих специальностей, производственно-промышленного персонала. Не менчендайзеров, не супервайзеров, не менеджеров и даже не юристов, а обыкновенных работяг, инженеров. Уже давно говорят о необходимости восстановления сильного профессионально-технического образования. Так вдруг всем стало понятно: без людей с условным серпом и молотом в руках никакого движения вперёд и развития быть не может, а только освоение и переосвоение уже созданного.

Вектор поменялся кардинально. Если в своё время работа на заводе воспринималась как показатель лузерства, свидетельство о человеке, что он ничего в этой жизни совершить не может, показатель его низкосортности. Он – робот в плане жизни от звонка до звонка ни на что не претендующий. Те, кто ещё на что-то надеялся в жизни, жаждал что-либо от неё ухватить, бежал от заводской проходной, чтобы начать, к примеру, собственное дело: как правило, перевести из пункта «А» в пункт «Б» тот или иной товар и получить свою маржу, ничего не производя. Подобная жизнь симулякра манила вожделенной свободой, когда всё зависит от тебя, пусть и не всё и не зависит, но, по крайней мере, так казалось. Я никому ничего не должен, ну и мне соответственно. Не парься, а только знай, что человек человеку волк…

У отличного писателя и публициста Германа Садулаева есть рассказ-притча «Смерть менчендайзера». Герой Станислав Неженский работал менчендайзером в современном святилище – гипермаркете на «окраине хмурого города». Он – живое существо, «частица абсолюта» погрузился в искусственный морок, «чудовищную нелепость». Его верх мечтаний – стать менеджером, через которого открывается «путь к заснеженным вершинам». Но, в конце концов, и этот морок проходит. Герой вспоминает, что у него есть «диплом электрика и допуск к аппаратам в 360 вольт». Неженский понимает, что он и не является никаким менчендайзером вовсе. Это лишь ересь, навязанная ему. Он начинает переживать настоящее непластмассовое чувство – любовь к девушке-промоутеру, с которой «они пошли в заснеженную степь микрорайона, держась за руки. Оставив мёртвого мерчендайзера хоронить мёртвого промоутера. Они же были живые. Так умер мерчендайзер, а Станислав Неженский остался».

Так у Садулаева произошло возвращение человека. Избавление его от личин, скоморошьих рож, навязанных стереотипов и предрассудков от всего ненастоящего и иллюзорного. Началась живая жизнь – что может быть лучше?!..

Время менчендайзеров, симулякров, размена по мелочам прошло. Ощущается потребность дела, большого дела. Настоящего.

Такого дела, в котором нужно скрестить условный серп и молот и заполнить безликую пустоту в полосатости государственного флага. И это не попытка возвращения вспять, не игры реконструкторов, а насущная необходимость настоящего.

Серп и молот – необычайно красивый символ, а самое главное – актуальный, примирительный и выражающий нацидею в необходимости реального большого дела.

Это и символ мужской силы. Силы страны. Богатырство Виктора Брянцева из романа Сергея Шаргунова наполнялось под этим перекрестием, через него шёл прорыв вверх и вперёд к тому же луноходу.

Не секрет, что история новой России многими воспринимается как навязанная реальность, возникшая после системной ошибки, от которой всё пошло наперекосяк, – распада СССР. К ней до сих пор огромное недоверие. Иногда возникает желание ущипнуть себя, чтобы эта иллюзия растворилась сама собой. Но…

Мы долгое время жили, будто в двух параллельных измерениях: в несовершенной и случайной реальности-ошибки, и желаемой, но потерянной возможности. Это переживание новой России как чего-то чужого, не родного, подменного следует преодолевать. Подобное отношение – один из основных тормозов в её развитии. Но с другой стороны, и сама новая Россия должна доказать то, что она – настоящее, а не осколки, волею случая собранные в причудливую постмодернистскую мозаику, где люди каждый в отдельности сам по себе и государство – также вещь в себе. Страна должна стать магнитом, собрать вокруг себя, вокруг своего дела. Можно бесконечно стенать по поводу потерянного, а лучше осознать самоценность и реальность настоящего, чтобы с помощью его серпом и молотом созидать будущее.

Русский философ Евгений Трубецкой в своей работе «Новый и старый национальный мессианизм» писал: «Увлечение Россией воображаемой помешало нам рассмотреть как следует Россию действительную и, что ещё хуже, русскую национальную идею; духовный облик России хронически заслонялся фантастической грёзой «народа-богоносца»». Увлекаясь идеальной грёзой, мы часто готовы забыть о реальности, а то и растоптать, выкорчевать её под самый корень. Вот и сейчас нам необходимо осознать самоценность настоящего, новой России, вписать её в единую тысячелетнюю историю. Так повелось, что значение настоящего мы утверждали через противопоставление прошлому, через брань с ним, а можно и многим продуктивнее применить стратегию творческого принятия этого прошлого, через переваривание его, переосмысление. В тот же серп и молот следует вдохнуть новое содержание, связанное с прошлым, но не детерминированное им, чтобы начать развитие, начать движение.

Актуальность этого символа для страны сейчас состоит ещё и в том, что он должен стать противовесом мечу, который нам навязывают. Общество не в состоянии жить мечом, бранью и враждой. Но так может получиться, что через непродолжительное время мы сами начнём думать, будто единственная наша возможность – это меч и иной альтернативы нет. Есть – серп и молот. Созидательная симфоническая работа всего общества, всех его страт и членов, которые начнут воспринимать себя частью целого.

Да и немаловажное понятие – социальная справедливость, социальный мир, который также несёт этот символ. Общество наше не структурировано, а разделено, раздроблено, причём совершенно стихийным образом. Деление даже не по критерию «богатые – бедные». Социальное неравенство внедряется глубже, становится доминантой мировосприятия. Есть элитарная, «просвещённая», передовая часть общества и прочий народ. Ситуация полностью напоминает ту, которую описывал в начале 20-го века итальянский философ Антонио Грамши, который писал, что в глазах определённой части нашей «просвещённой» публики «люди «из народа» не обладают внутренним миром, лишены неповторимой индивидуальности. Они – что-то вроде животных». Этакое бессловесное стадо, «бесформенная животная масса», погружённая в пучину низменных инстинктов, один из которых – инстинкт подчинения начальнику, вертухаю. Подобный, даже не аристократический взгляд, а определённый социальный классовый расизм – отличное оправдание дистанцирования от народа и ещё большего закабаления и удаления в резервацию, которое, в конце концов, приводит к «англо-саксонской санитарной миссии о людоедах папуасских джунглей». Но всё это возможно в рамках колониальной системы, нацеленной не на развитие, а на потребление существующего. В такой системе пребывали и мы, но время её прошло. Через серп и молот все слои общества смогут осознать свою включённость в общее дело и свою значимость в нём.

Серп и молот должен появиться в пустоте российского триколора, чтобы вдохнуть в него содержание, придать ему смысл и идею. Это не возрождение прошлого со всем скарбом его пороков, не поклонение ностальгии, а единительный, творческий и прекрасный символ.


Андрей РУДАЛЁВ
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования