Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 27.06.2014

Я выбираю государственность, и не считаю это рабством

Всеволод НЕПОГОДИН
Всеволод НЕПОГОДИН

Всеволод Непогодин – молодой писатель из Одессы (родился в 1985 году в Белоруссии), автор романов «Generation G» и «Французский бульвар», в последнее время получил известность как политический публицист, в том числе своим репортажем о трагических событиях в Одессе.

 

 

 

– Какой вам видится ситуация в современной русской литературе? Дмитрий Быков, к примеру, считает, что наша литература в кризисе, русские авторы не создают что-либо значительное и никому за рубежом не интересны. Между тем книги наших писателей активно переводятся и даже номинируются на престижные литературные премии.

– Мне кажется, что литература находится в прямой зависимости от состояния общества. Большие произведения появляются в эпоху потрясений. Произведения наших нобелиатов Шолохова и Солженицына – это плоды больших человеческих драм. Сейчас этого нет, и слава Богу. В стране стабильность. Довлатов говорил, что «писателями от хорошей жизни не становятся». Когда в стране всё хорошо и люди могут обеспечить себе досуг, становится естественным, что они уделяют меньше времени литературе. Быков для меня, в принципе, не авторитет. Думаю, Россия всем интересна и она занимает важное место в современном мире. Так что могу сказать, что у нас всё не так печально. Публика, конечно, стала меньше читать, люди хотят потреблять какой-то визуальный контент. Но это нормально. От себя могу добавить, что всё время появляются очень интересные произведения, которые радуют и даже приводят в восторг. Мне, к примеру, очень понравилась книга Евгения Чижова «Перевод с подстрочника», а в этом году я прочитал в журнале «Волга» абсолютно гениальный роман «Выбор натуры», его написал Сергей Четвертков, известный как сценарист Киры Муратовой. Он описал кризис русской интеллигенции, её чаяния, то, как люди спиваются.

– Значительные книги, по-вашему, создаются в период гонений? Это полезно для литературы?

– Да, безусловно, должны быть потрясения, смута. А о чём писать? Появляются какие-то пиар-тексты, которые восхваляют моцареллу или что-нибудь в этом духе. Это же не литература.

– А можно ли современный литпроцесс сравнить с «серебряным веком», к примеру? На мой взгляд, сегодня такое же буйство красок.

– Я против таких параллелей. Меняется общество, меняются люди…

– Всегда интересно спросить у автора о литературных предпочтениях. Кого вы особо цените?

– Я бы не стал говорить о предпочтениях. Создаётся много интересного, но на то, чтобы всё прочитать, просто не хватает времени. Я, например, до сих пор не могу прочитать последние книги своих друзей Сергея Шаргунова и Захара Прилепина.

– В одном интервью вы сказали, что эпоха больших книг прошла и сейчас время коротких произведений. Действительно, эта тенденция налицо, но вот Прилепин написал «Обитель», и это большой во всех смыслах роман, который восстанавливает утраченные связи с великой русской литературой. Может, проблема в том, что нет писателей, готовых стать в один ряд с Толстым, Достоевским, Шолоховым? Или это всё же проблема уходящей формы?

– Проблема в другом. Когда у тебя контракт с издательством, то можно позволить себе долгое время работать над большим романом. Материальный фактор имеет немалое значение. Но я, безусловно, рад за Прилепина, который написал большую книгу, удостоенную столь лестных отзывов.

– Ваш роман «Французский бульвар» буквально пропитан любовью к Одессе. Вслед за Хемингуэем вы назвали Одессу «праздником, который всегда с тобой». Одесса действительно такая особенная? И в чём эта особенность проявляется?

– Много факторов: сочетание тёплого климата, итальянской и французской архитектуры, греков и евреев, которые изначально составляли население города. Русский дух, украинский колорит. Всё это вместе и создаёт неповторимую ауру.

– Вы часто цитируете Генри Миллера. Чувствуется, что с почтением относитесь к этому автору…

– Это правда.

– Тем не менее, знаменитый американец называл цивилизацию «гниющей выгребной ямой мира», его Париж – клоака. Вас сложно представить вне цивилизации, вне города. Никогда не возникало желание вслед за Генри Миллером «засунуть бомбу в задницу мира и поджечь фитиль»?

– Буковски как-то высказался, что Генри Миллер местами был гениален, а местами просто невыносим. Всё зависит от того, в каком состоянии он это сказал. Иногда он просто блистал оптимизмом, порой был излишне депрессивен. Он мог в Париже несколько дней ничего не есть – отсюда и такие высказывания. А фитиль поджечь… Нет, не хотелось.

– Во «Французском бульваре» вы критикуете креативный класс и всё общество потребления в целом за отсутствие «настоящих ценностей цивилизованной Европы». Каковы они, эти настоящие ценности?

– Всё просто: уважение к каждому человеку, к его индивидуальности.

– Вы по-прежнему предпочтёте по русской традиции пропить тысячу долларов, нежели купить айфон?

– (Достаёт из кармана бумажник и старенький сотовый телефон.) Вот смотрите – здесь примерно тысяча долларов, я думаю. А это – телефон долларов за сорок, не больше. Так что я за свои слова отвечаю.

– «Французский бульвар» откровенно автобиографичен. Бытует мнение, что довольно легко можно написать пару романов на собственном жизненном опыте, а вот дальше может начаться кризис. Шаргунов, к примеру, преодолел эту склонность и написал роман о переломной эпохе – «1993». Не планируете вырваться из рамок автобиографической прозы?

– Некоторые пишут о том, что хотят помнить, некоторые – о том, что хотят забыть. Я отношусь к последней категории. У меня пока ещё есть запас личного опыта, есть впечатления, которыми хочется поделиться с миром. А потом уже можно взяться за конструирование отдельных миров, не имеющих никакого отношения к личной жизни писателя.

– В своей книге вы нападаете на провинциалов, люмпенов. Считаете обывателя человеком низшей категории?

– Не в этом дело. Просто не люблю, когда лезут с суконным рылом в калашный ряд. В Одессе сплошь и рядом наблюдается следующая картина – люди свои сельские обычаи пытаются закрепить в городе, превращая его в большую выгребную яму. Нормально, когда народ приезжает из села в большие города, но нужно цивилизовываться, соответствовать. Не стоит нести свою «навозную» культуру в город. Из-за чего случился евромайдан? Это конфликт села и города. Кто был на майдане? Селюки, которые навязывают свои сельские нравы, и пытаются эти обычаи возвести в абсолют.

– Не могу не затронуть тему политики. Вы стали очевидцем одесской трагедии, много людей погибло в Доме профсоюзов. Очевидно, что трагедия подобного масштаба не может не отразиться на личности, тем более творческой. Что значат эти события для вас, как для писателя? Будут ли они отражены в книгах?

– Да, то, что случилось – настоящая катастрофа. Возможно, это событие будет отражено в моём творчестве.

– Либералы упрямо твердят о рабском сознании русских, и свободе украинцев. Вы знаете ситуацию изнутри. Причём и в одной, и в другой стране. Прокомментируйте.

– Я не прислушиваюсь к мнению либералов. Это люди слов, а не поступков. Что конкретно подразумевается под рабским сознанием, они как-то не расшифровывают. То, что есть строгая субординация? То, что есть уважение к власти? Да, это есть. Когда этого не бывает, тогда наступает анархия. Надо выбирать: либо анархия, как в Украине, либо строгая государственность, как в России. Я выбираю государственность, и я не считаю это рабством.

– Свобода для вас категория гражданская или нравственная? Дайте своё определение слову свобода.

– Терпеть не могу слово «гражданский». Так что, скорее нравственная. Свобода, это когда ты можешь говорить, что хочешь, делать, что хочешь, самореализовываться. Всё это в рамках закона, конечно. Эти возможности есть в России.

– Во «Французском бульваре» вы довольно пренебрежительно высказываетесь о профессии журналиста. Для вас это по-прежнему лишь способ заработать на жизнь, или что-то изменилось? Ведь сейчас вы довольно востребованный политический публицист.

– Я совершенно не позиционирую себя журналистом. То, что я делаю в последнее время – это, скорее, поэзия в прозе на политические темы. Я сторонюсь от мира журналистики, потому что само это слово себя дискредитировало. Я, скорее, свободный художник. Не скрываю, что хочу реализовать себя как киносценарист.

В Украине журналистика – среда невежд и непрофессионалов. В советское время в журналистику шли самые лучшие, самые высокообразованные. Это была престижная, высокооплачиваемая профессия. Сейчас в журналистику попадают те, кто не смог пробиться в прокуратуру, милицию или в банки. Поэтому, я не уважаю украинских журналистов и не считаю их своими коллегами. Они каждый день унижаются, занимаются идиотизмом и получают за это гроши. Но это их проблемы, пусть живут своей скотской жизнью.

 

 

 

 


Беседу вёл Евгений ФУРИН
г.УСТЬ-ЛАБИНСК,
Краснодарский край




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования