Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2014

Тихие эстрадники

Год назад премию «Поэт» присудили Евгению Евтушенко. На церемонию награждения лауреат приехать не смог – тяжело болел. В те дни ему в далёкой Америке ампутировали ногу, и казалось, что Евтушенко уже не оправится – шутка ли, восемьдесят лет… И церемония заочного награждения в Политехническом музее превратилась в вечер памяти. В вечер памяти ушедших друзей-сверстников Евтушенко и его самого, уходящего.

Но год прошёл и Евгений Александрович вернулся. Бодрый, торопливый, даже как будто помолодевший по сравнению с прошлыми приездами. И второй месяц колесит по России, читает стихи, даёт интервью, подписывает книги.

Наблюдая за ним, пожалуй, последним из могикан-шестидесятников (кое-кто ещё жив, но стихов не пишет, занимается другими делами), я думаю о нынешних поколениях поэтов. Они появляются, эти поколения, появляются и растворяются в серой реальности.

Я не раз писал о том, что часто спрашиваю литературных специалистов, как у нас с новыми поэтами. «Есть?» И специалисты отвечают: «Есть, конечно!» А начинаешь добиваться имён, они тускнеют: «Ярких имён нет. Но общий уровень поэзии высок».

Да, общий уровень высок. Откровенной графомании почти не встречается. Почти в каждом прочитанном мной не только в литературных журналах, но и в интернете стихотворении заметен талант автора. Стараешься запомнить фамилию, найти другие произведения. Находишь, читаешь ещё одну подборку, ещё одну, ещё… Талант по-прежнему заметен, но вспышки нет. Ровная талантливость, высокий уровень, напоминающий плоскогорье.

В начале нулевых появилось несколько очень сильных и совсем молодых поэтов. Поимённо называть не буду, я делал это не раз. От них многого ждали. Но прошло больше десяти лет, нынче им уже за тридцать, и они продолжают пребывать на поле литературы. В прямом смысле пребывать, находиться, стабильно выдавая порции по-прежнему хороших, иногда сильных стихотворений. Не больше.

Поколение Евтушенко появилось в пятидесятых. Ворвалось в литературу и в жизнь. Сам Евтушенко, самый ранний из этого поколения, успел пропеть гимны Сталину, и именно пропеть, искренне и горячо. Затем так же искренне и горячо он пел гимны новому времени, оттепели, свободе, великим стройкам… Ему вторили не только Вознесенский, Рождественский, Окуджава, но и Куняев, Рубцов, Передреев. Рвались в море, на целину, на Братскую ГЭС, на Байконур. Потом уже, когда стало подмораживать и костенеть, когда сами повзрослели, пошли разными дорогами.

Но хор был, общая нота звучала, и достигала чуть ли не каждого уха в СССР.

Сегодня часто вспоминают о той моде на поэзию, о стадионах, забитых слушателями… Говорят, что такое не повторится. Скорбно качают головами.

Но почему не повторится? Почему нынешние молодые поэты приходят в литературу тихонько, робко, занимают свой пятачок и боятся с него сдвинуться. А уж чтобы начать бегать и прыгать, резвиться, дразнить собратьев, старших по возрасту и думать не смеют.

Поколение Евтушенко резвилось вволю. Получало за это, но не унималось. Сам Евгений Александрович, оклемавшись после болезни, не выглядит остепенившимся. Дразнится, вскрикивает, машет руками…

В поэте обязателен инстинкт публичности. У нынешних он есть, но настолько слаб, что почти незаметен. Их тянет на сцену, на эстраду, к микрофону, но оказавшись там, нынешние начинают шептать, а не кричать. Боятся приподнять руку, хлестнуть строкой. Этакие тихие эстрадники.

Ещё недавно в Москве были десятки литературных клубов, каждый вечер где-нибудь читали стихи. Собирались возле памятника Маяковскому, бесконечно устраивали слэмы, турниры. В последнее время процесс этот стал угасать. Да и не мудрено – рано или поздно ровность такого рода мероприятий надоедает. А взрывов не было, скандалов почти не случалось.

Поколение Евтушенко государству было не остановить. Государство остановило или отшлифовало следующих за ним. Свободных и при этом публикующихся поэтов не появлялось несколько десятилетий. Поэтов отучили быть дерзкими, смелыми, своенравными. Выпячивать грудь и говорить «Я». И видимо, у тех, кто приходит в последние десять - пятнадцать лет, робость и тихость наследственная. Как эту наследственность изменить, как оживить поэтов – вопрос.

Помню, мы, студенты Литинститута, в 2001 году посмеивались над Евтушенко, который пришёл получать диплом. «Семидесятилетний выпускник! Причём переживший поистине всенародную славу без всякого диплома». Сейчас я, кажется, понимаю, что подобные поступки необходимы поэту. Необходимы, чтобы чувствовать себя живым, не окостеневшим. Поэты, это не только стихи, поэты, это ещё и поступки. Биография.

К сожалению, большинство нынешних молодых уже изначально полуживые. И рождают они пусть талантливые, но полуживые стихотворения. Пора встряхнуться!


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования