Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2014

Саркози арестован. А ведь Фёдор Михайлович предупреждал

«Преступление и наказание», экранизации, реалити-шоу

 

1 июля впервые в истории Франции бывший глава государства взят под стражу. Обвиняют его в создании системы по развалу предыдущих уголовных дел портив него. Это и каддафиевские миллионы на избирательную кампанию и «Дело Бетанкур», гремевшее в 2013 году. Словно к столетию первой экранизации «Преступления и наказание»(1913) режиссёра Ивана Петровича Вронского, актуальные новости из Франции напомнили о романе Достоевского, сложились в некое подобие вольной интерпретации в жанре «реалити-шоу». Впрочем, вольность трактовки отличала и первую французскую экранизацию, 1956 года, ту самую, что с Жан Габеном, Мариной Влади, Бернаром Блие, Лино Вентурой в главных ролях. Действие там было перенесено в послевоенную Францию: убивали и каялись французы эпохи Петена и Де Голля. Марина Влади играла Лили Марселин, французскую версию Сони Мармеладовой.

Упомянутое «реалити-шоу» сезона 2013, отступив от оригинала Достоевского в сторону смягчения нравов, тем не менее сохранило важные сюжетные линии. На главную роль привлечён человек всемирно известный: экс-президент Николя Саркози.

Итак, по версии французского следствия, он тоже ограбил старушку. Но… Родион Раскольников, как известно, «свою» убил, зарубил топором, а Николя Саркози только: «злоупотребил слабостью… воспользовался состоянием деменеции (слабоумия) 90-летней Лилиан Бетанкур» (официальное обвинение).

Часть журналистов возмущена: из-за политических интриг, к сильным мира сего и «подкапываются» сильнее. Что вполне сходит с рук «простым людям» – становится основанием для преследований. Вспомним невинные оральные шалости пары Клинтон-Левински, гостиничную подставу Стросс-Кана (это один человек), «наезд» на «бунга-бунга вечеринки» Берлускони. Реальные подробности «VIP-Дел» то раздуваются, то затушёвываются – всё в угоду политике.

Николя Саркози – экс-президент, возможный кандидат на выборы 2017 года, чем объясняют «придирки». А Родион Раскольников был: политик несостоявшийся. «Свою», старушку он ограбил, напомню: ради будущей карьеры, возможности осчастливить или просто изменить человечество. Десятки раз на протяжении романа Раскольников повторял имя другого известного французского политика, Наполеона Бонапарта.

Спасибо Word-у, и его функции «Найти»! Проверяю: 46 раз упоминается в тексте «Преступления и наказания» (с «Примечаниями»), имя этого славного предшественника Саркози, главы Франции начала 19 века.

Далее. Всемирно известным роман Достоевского сделали как раз «вечные вопросы», над которыми бился Раскольников: А если б Наполеону в начале карьеры пришлось не Тулон брать, а именно убивать мерзкую старушонку-процентщицу? Пошёл бы он на это? – вёл свой мысленный эксперимент Раскольников, и сам себе отвечал: «Непременно бы пошёл!»

Даёт ли история сегодняшней Франции ответ на вопрос Раскольникова? Попробуем сравнить. Во-первых. Личности жертв очень влияют на восприятие. (Феминизм. Помните плач мировой прессы по бедной африканской беженке, горничной так сексуально угнетённой в отеле Стросс-Каном)… «Старушка Саркози», Лилиан Бетанкур – богатейшая женщина Франции, владелица всемирной фирмы «Л`Ореаль», её бизнес имеет определённо положительный образ, особенно у прекрасной половины человечества, пользующейся её косметиком. Разве что у самых-самых скупых мужчин слова «Л`Ореаль. Ведь я этого достойна!» вызывает отрицательные эмоции, рефлекторное хватание за бумажник, и звучат примерно как: «Л`Ореаль. Ведь я – этого (кивок в сторону своего мужчины) достала!»...

Алёна Ивановна, «старушка Раскольникова», работала, как известно, в… финансовом секторе, каковой всегда, особенно в периоды кризисов, хуже воспринимается обществом. Признаем, имиджу банкиров, ростовщиков, процентщиц – далеко до «реальной экономики», к тому ж так приятно пахнущей, как у французской старушки. Итак, из двух почтенных бизнес-леди большее сочувствие вызовет жертва Саркози. Соответственно сам Николя – большее осуждение.

Однако ж – убийство! Пункт объективный, выше сопутствующих обстоятельств Дела. В чём сегодня обвинён экс-президент? Воспользовавшись деменецией (слабоумием) Лилиан Бетанкур выудил на «свой Тулон» (президентскую избирательную кампанию) €150 000. Для чего неоднократно приходил к ней в дом. Последний пункт особо важен в уголовном «Деле Саркози». Он утверждал: был у неё один раз, с кратким визитом вежливости. А дворецкий старушки, Паскаль Бонфуа, на очной ставке с Саркози показал: неоднократно и подолгу (до 50 минут). И тут-то опять – большой простор для раскольниковских «А если б?!»

Петербургский случай. Если б старушка-процентщица, впустив Раскольникова в свой офис, вдруг сама бы откинулась в приступе «деменеции» – стал бы он её рубить? И наоборот, в случае парижском: если бы старушка-парфюмерша вдруг вспомнила свою капиталистическую хватку, заупрямилась… захватил бы Николя Саркози на следующий «визит вежливости» топор? Ведь с другим источником денег на свой «предвыборный Тулон», Муаммаром Каддафи – известно как расправился, правда роль топора выполнили эскадрильи «Миражей» французских ВВС, бомбивших Ливию.

Итак, Саркози – «Тварь дрожащая, или – право имеет?»…

Франция замерла, возможно, мысленно попарно сравнивая все типы и прототипы. Ну, Соня Мармеладова, по всем парижским канонам должна быть… хоть на панель, хоть в Мулен-Руж! И прошлой её версии, Марине Влади – никак не уступит нынешняя «Мармеладова» – Карла Бруни (жена Саркози, экс-любовница Мика Джаггера).

А вот судья Жан-Мишель Жантиль, условный аналог Порфирия Петровича, похоже, послабее будет в психологии, провёл совершенно безрезультатные обыски в квартире Саркози. Использованные конверты предполагал найти? Хотя далее его «следственные действия» подняли планку почти до уровня первоисточника: драматичная очная ставка Саркози и дворецкого Бонфуа 21 марта 2013 года сильно уменьшила шансы экс-президента на избирательную кампанию-2017. И… повысила общий литературный градус противостояния. Если возможный кандидат на выборы-2012, Доменик Стросс-Кан был снят с дистанции по уголовному делу, достойному какого-нибудь дамского мягкообложечного романа, а то и порнофильма, то теперь… 90-летняя старушка. «Достоевский рулит!» (как сказали бы мои студенты). 


Игорь ШУМЕЙКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования