Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2014

Тошнить или смеяться

Кадр из фильма «Нимфоманка»
Кадр из фильма «Нимфоманка»

«Нимфоманка» Ларса фон Триера, как и всякий его фильм, некое значимое событие в кинематографе. Каждый его фильм новый – в том смысле, что не повторяет предыдущие. Хотя, пожалуй, в «Нимфоманке» есть параллели с прежними работами, например, «Антихристом». Здесь та же Шарлотта Генсбург, играющая человека, тщетно ищущего сексуального удовлетворения. Но в «Нимфоманке» тема секса, неустанного, безостановочного, главенствующего надо всеми другими темами, безусловно, превалирует. Это рассказ из первых уст о жизни, начиная с детства и до пятидесятилетия, женщины, страдающей нимфоманией. Она именно страдает, воспринимая своё ненасытное влечение как грех. Она рассказывает свою историю герою удивительного Стеллана Скарсгарда, который подобрал её, избитую, на улице. Рассказ её нарочито неправдоподобен, он выстроен как роман, с искусственными совпадениями, намёками, путеводными стрелками и знаками. Главный слушатель, Скарсгард, всё время демонстрирует зрителю эту искусственность, комментируя её рассказ. Для наглядности комментарий сопровождается иллюстрациями. В её первом сексуальном опыте он находит последовательность Фибоначчи, в дальнейших эротических приключениях прямую аналогию с процессом рыбной ловли, в детских воспоминаниях образы Валерии Мессалины и Вавилонской блудницы. Таким образом, Триер откровенно иронизирует над понятием сюжета, формы художественного произведения. Однако делает он это не так грубо, как, например, Тарантино или Родригес, в данном случае интеллектуальная игра превалирует над простым незамысловатым смехом. И дело даже не в эрудированности фильма, а в том, как можно шутить над знанием и способами его воплощения.

«Нимфоманка», в самом деле, фильм местами очень смешной, и, наверно, наиболее остроумные моменты тесно связаны с присутствием в кадре персонажа Скарсгарда. Удивительно, но, пожалуй, именно в этой картине Скарсгард раскрыл свой поистине великий комедийный талант. Каждое его появление в «Нимфоманке» способно вызывать взрыв хохота, но не такого, который некогда сопровождал комедии Чаплина, а такого, который выражается лишь смутной улыбкой.

Однако не стоит считать «Нимфоманку» исключительно комедийным проектом. Это было бы в корне неверно. Фильм изобилует глубоко трагическими эпизодами, в которых крайне сложно отыскать что-то смешное (хотя сам режиссёр, похоже, отыскивает – вспомним, к примеру, интимную сцену с мёртвым отцом героини). Пожалуй, это одна из самых сильных сторон Триера – уметь в деталях, возможно, мелочах, иногда во взгляде, в жесте или позе, показать глубочайшую драму существования.

О чём же фильм? Мне кажется, о самом Триере. Главные герои – это он сам. Кстати, Скарсгард в одном интервью заявил, что считает Ларса сказочником, вроде Ганса Христиана Андерсена. Только сказки его для детей старше восемнадцати. И в этом есть большая доля правды. Хотя, быть может, лучше никогда не достигать совершеннолетия, чем слушать такие сказки.

Вот что о своём участии в фильме рассказывает Скарсгард: «Расскажу вам, как Ларс позвал меня в этот фильм. Позвонил и сказал: «Стеллан, я снимаю порнофильм. Хочу пригласить тебя на главную роль. Только предупреждаю, трахаться не придётся». Я говорю: «Ладно, что поделать». – «Но учти, придётся показать твой пенис, и он должен быть маленьким и жалким!» Я ответил: «Хорошо, но я буду говорить всем, что это не мой пенис, а пенис Ларса фон Триера». И это не шутка, большим количеством пенисов, чем этот фильм, не сможет похвастать наверно ни один конкурент.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования