Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2014

Жизнь поэта: подробности и целое

«Всесильный бог любви, всесильный бог деталей», – сказал когда-то Борис Пастернак, и был прав: чем сильнее любишь, тем больше видишь подробностей в предмете любви, дорогих сердцу, и в каждой тайной или явной подробности, штрихе, оттенке сконцентрировано всё чудо целого.

Таков феномен жизни: она неоспоримо мозаична, сложена из десятков тысяч дней и миллионов мгновений. Каждое – неповторимо. Вечная жажда художника, автора – зафиксировать его, и это вполне фаустовское желание часто играет с автором плохую шутку: начиная писать о пережитом, он тонет в тех же самых подробностях, что его вдохновили.

Не так с Сергеем Белорусцем. Он обладает должной мерой лаконизма, чтобы не впасть в лирическое многословие, и прицелом чёткого вИдения, когда из бездны событий и положений выбирается нечто главное, определяющее нравственность, идею, работу духа.

Он обладает великолепным чувством юмора, и юмор у него разных тонов: то печальный, то жёсткий, то лиричный, то нежный, и сквозь этот грациозный юмор там и сям просвечивает детство.

Детство – такая всегдашняя загадка: вырастая из него, мы оставляем его близ себя кто как может: и как грустное ретро, и как недостижимую (потерянную!) мечту, и как ориентир чистоты. Авторская интонация Сергея Белорусца чиста и непредвзята, и это подкупает – читая книгу, мы соотносим себя с детством автора, а потом и со своим детством: опыт детского писателя даёт Белорусцу право использовать эти прозрачные и яркие детские колориты во вполне взрослых эскизах и зарисовках.

Есть у художников такой фокус: проиллюстрировать детскую книжку будто бы детскими рисунками (а рисует их взрослый искушённый мастер, подлаживаясь под ребячью стилистику). Сергей Белорусец не стилизует и не копирует: он раскрывает нам свои собственные детские тайны, демонстрируя незыблемость и мужество души, пожелавшей остаться, при всех «взрослых» наработках, внутри драгоценной детской шкатулки.

Метафора всей жизни автора здесь слеплена из множества миниатюрных реалити-сказок. Да и с виду реалистическая книга складывается в почти сказку – из целого веера зарисовок, этюдов, рассказов, похожих на стихи, и воспоминаний, похожих на притчи.

Характерное название сборника – «Песни для чтения» – подчёркивает взаимосвязь двух мелосов – литературного и музыкального. Хотя мы оказываемся лицом к лицу с, казалось бы, прозаическими и даже бытовыми воспоминаниями автора, он может подать их, как настоящую сказку (со знакомой интонацией: «Жили-были...»):

«Иду я себе.

А она лежит.

Прямо на дороге.

На моей.

В луже.

Брошенная (жизнью мне?) перчатка.

Некий символический вызов.

Тот, который, видимо, следует незамедлительно принять.

Для начала подняв эту самую перчатку.

Из лужи.

Или, может она, перчатка, просто-напросто кем-либо

утеряна?

Тогда точно поднимать не надо.

Тем более, что при ближайшем рассмотрении очевидно: перчатка – и не перчатка-то вовсе.

Рукавичка.

Лежит на дороге.

Сама же знак мне подаёт:

– Закрой, парень, свою варежку!

Да поскорей.

Ту безразмерную, которая здесь внутренним диалогом именуется.

Если можешь, конечно…»).

Стихи сменяются прозой, потом опять стихами – поэт в любые свои времена остаётся поэтом.

Автор – человек культуры, и читателю, свободно плывущему в море культуры, книжная дистанция «Песен для чтения» покажется нетрудной, естественной. И на пользу писателю будет играть момент узнавания: ровесники автора заглянут в зеркало эпохи и, возможно, увидят там себя.

У Сергея Белорусца лёгкое дыхание: он противник красивостей, но он владеет главным для художника: умением показать сложное через простое. Через одну чёткую деталь. Через одну красочную подробность.

А это всегда дорогого стоит: и в детстве, и в зрелости.


 Сергей Белорусец. «Песни для чтения. Прозаическая ретропись». Москва, Союз писателей Москвы, «Academia», 2013.


 


Елена КРЮКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования