Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 18.07.2014

На Cрок навесили замок

Документальный фильм «Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова, по мнению политизированной общественности, должен был стать хроникой протестного всплеска в России 2012 года. И появлявшиеся в Интернете ролики вроде бы подтверждали это. Планку задал сюжет задержания Алексея Навального 6 мая 2012 года. Наверняка многие видели, как оппозиционера с заломленными руками уводят с Болотной. Сильные кадры…

Подлил масла в огонь интереса к будущему фильму обыск у Павла Костомарова, изъятие компьютеров (затем их вернули).

Создатели «Срока» в программе «Собчак живьём»
Создатели «Срока» в программе «Собчак живьём»

Ролики сыпались в Интернет как из рога изобилия. Но чем больше их становилось, тем больше у зрителей возникало вопросов. Главный – зачем это всё?

Известно, что режиссёры, в том числе и документалисты, снимают для фильма много сцен, планов, а потом выбирают действительно, по их мнению, важное. Конечно, что-то жаль, без чего-то слегка меняется идея, тональность, но так устроено искусство – приходится жертвовать материалом.

Казалось, создатели «Срока», делая полнометражную версию, пожертвуют так называемой «водой». Но оказалось, что нет. Наоборот, быт лидеров оппозиции, их сбивчивые кулуарные разговоры, застолья, личные отношения стали солью фильма.

С одной стороны, узнавать о жизни любого человека, наблюдать за контактами представителей разных полов – дело, может, и не очень-то интересное, но полезное. С другой, лидеры оппозиции (как либеральной, так и остальной) в «Сроке» предстают в довольно-таки комическом свете. Впрочем, и Цезаря с Чингисханом, Ленина с Че Геварой можно, не преломляя реальность, показать в таком свете. Вопрос, с какой точки их показывать.

По-моему, точно оценил взгляд создателей «Срока» Дмитрий Быков:

«Я сразу заметил – ещё по выкладываемым на «Эхе» многочисленным роликам, из которых составился в итоге фильм, – что Расторгуев продолжает в этом проекте свою линию, намеченную ещё в «Жаре нежных»: снимать хронику жизни милых и смешных дураков.

Так он видит людей, ничего не поделаешь, иногда это выходит обаятельно, даже трогательно, но снимать в таком ключе фильм про оппозицию – это, как бы сказать, неадекватность (слово «мерзость» я, как вы заметили, стараюсь не употреблять).

Люди рисковали, у них, может, это были вообще самые интересные минуты, и вообще, значение русской оппозиции не исчерпывается тем, как эти люди ведут себя в быту.

У создателей «Срока» была такая практика – прикреплять к оппозиционеру постоянного наблюдателя с камерой и потом монтировать самое глупое и смешное, что этот оппозиционер говорил. Милый такой, бескорыстный шпионаж. А они потом смонтируют из этого доброе, человечное кино про смешных ребят, желавших сделать переворот».

«Срок» в окончательном виде оказался историей влюблённости и расставания Ксении Собчак и Ильи Яшина на фоне происходящего в Москве (остальной России в фильме почти нет) протестного движения. Поражение Яшина, от которого Ксения уходит к артисту Виторгану (не просто, а прямо замуж), символизирует поражение и оппозиции.

Во время титров звучит песня «Всё идёт по плану» Егора Летова в исполнении журналиста Олега Кашина на митинге 6 мая 2013 года. Песня беспросветная, поёт Кашин некрасиво, титры идут на чёрном фоне, и это усиливает ощущение краха…

Кстати, из-за песни «Срок» оказался заблокированным на YouTube. Этого потребовали наследники Егора Летова.

Вот как объяснил блокировку брат Егора музыкант Сергей Летов:

«Мы с Натальей Чумаковой (вдова автора «Всё идёт по плану». – Р.С.) подали все вопросы по поводу наследства Игоря Летова Сергею Попкову (бывший директор «Гражданской обороны». – Р.С.). Я ему написал, что мы против такого ужасного, безобразного, низкохудожественного исполнения песен моего брата и против любого использования его в кино. Сам я фильма не видел, но считаю, что любой человек, каким бы известным он ни был, не должен исполнять музыкальные произведения, если он не музыкант. Я сам музыкант, и отношусь к музыке серьёзно. Я должен защищать творчество своего брата».

Этот шаг можно оценивать по-разному, но частичное перекрытие доступа к подобному фильму, на мой взгляд, уместно. Не хочется, чтобы массы судили о происходящем в Москве в 2012-м по нему. Хотя… Оппозиция – правая, левая, центристская – проиграла, а с проигравшими не церемонятся. Срок и замок.

Кстати, 24 июля в Мосгорсуде будут впаивать срока очередной группе – Удальцову и Развозжаеву. Приходите, вход свободный.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования