Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 18.07.2014

Кошмар начинающего литератора

Если бы герой «Театрального романа» Иван Васильевич посетил инсценировку этого булгаковского произведения в Студии театрального искусства, он был бы изрядно возмущён и даже, вероятно, подумал бы, что бунт в театре.

Сразу после первого звонка, ещё до того, как зрители рассядутся по креслам, в фойе партера слышатся «грохот, свист, крики, ругань, и палят из ружей!»

В самом деле, художественный руководитель Студии Сергей Женовач, подобно Фоме Стрижу, режиссёру вымышленного М.А. Булгаковым Независимого театра, воссоздал в театральном помещении атмосферу «столкновения масс».

Эта «интродукция» показывает, какие потрясения послужили начинающему литератору Сергею Леонтьевичу Максудову материалом для романа «Чёрный снег» и основанной на этом романе пьесы для Независимого театра.

Постановщики Студии театрального искусства соединили, казалось бы, несоединимое: следуя букве «Театрального романа», они сделали Максудова начинающим, даже очень молодым, литератором, и воплощает эту роль начинающий актёр Иван Янковский (внук покойного Олега Янковского). С другой стороны, они без обиняков назвали вещи своими именами: в постановке С.Женовача фигурируют роман «Белая гвардия» и, соответственно, пьеса «Дни Турбиных», созданные М.Булгаковым всё же в более зрелом возрасте.

«Театральный роман» – весьма плодотворный материал для инсценировок: диалоги и отдельные реплики почти сплошь красноречивы, остроумны и прямо просятся на сцену.

С другой стороны, довольно сложен драматизм произведения. Назвав спектакль «Записками покойника» (как в подзаголовке булгаковского произведения), театр указал, что внимание будет фокусироваться на главном герое. Практически всё действие происходит в его каморке, снабжённой балконом, олицетворяющим внешний мир. Все остальные герои будто являются ему в воспоминаниях и снах. Воспоминания и сны – важный элемент поэтики М.Булгакова, особенно часто встречаются эти мотивы в романе «Белая гвардия» и пьесе «Бег» (имеющей даже подзаголовок «Восемь снов»). Восприятие реальности как кошмарного сна берёт начало ещё в ранних рассказах писателя, когда он действительно был начинающим литератором. Таким образом, использование мотива снов и воспоминаний в поэтике спектакля вполне оправдано.

Декорации и освещение (автор сценографии Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов) выстроены так, что комната Максудова временами превращается и в гостиную Турбиных, и в кабинет Ивана Васильевича, и даже в репетиционный зал Независимого театра. Фотографии, развешанные по стенам, во второй части исчезают, и в перегородках зияют дыры, через которые в каморку заглядывают лица, вызванные кошмарами героя. Некоторые из них проникают в комнату – через дверь и иногда через люк в полу. Введён в произведение даже такой персонаж, как «Кошмар начинающего литератора» (его играет тот же актёр, который исполняет и роль Ивана Васильевича – Сергей Качанов).

Упор на трагической судьбе начинающего литератора придал действию необходимую сконцентрированность и драматизм. При этом постановочный коллектив, по-видимому, сознательно принёс в жертву часть блестящих диалогов и реплик-реприз. В спектакле почти нет присущей сатире Булгакова буффонады. Элементам гротеска, конечно, осталось место. К этому ряду, кроме использования кошмаров и кошмарных персонажей, можно отнести и исполнение роли секретаря Поликсены Торопецкой одновременно тремя актрисами (Катерина Васильева, Евгения Громова, Марина Шашлова). Эта героиня в самом деле выполняет сразу несколько функций: в качестве секретаря она одновременно печатает текст пьесы и изобретательно отвечает на телефонные звонки, а в качестве доверенного лица путешествующего по Индии Аристарха Платоновича (прототипом которого был В.И. Немирович-Данченко) передаёт указания актёрам, даёт поручения и устраивает выволочки техническому персоналу.

Максимально использованы возможности построения характеров центральных персонажей. Особенно выразителен образ Ивана Васильевича в необычайно достоверном воплощении С. Качанова: зритель как будто видит перед собой ожившего классика режиссуры. В точности такова, какой можно себе представить из текста М.Булгакова, и истеричная театральная прима Людмила Сильвестровна Пряхина (Ольга Калашникова).

Воплощение не только заглавной, но и некоторых других важных ролей доверено молодым актёрам. Например, редактора Рудольфи играет Григорий Служитель, а управляющего материальным фондом «Независимого Театра» Гавриила Степановича – Александр Суворов. Думается, что Гавриил Степанович в этой постановке всё же не «орёл».

С.Женовач включил в свою постановку и некоторые эпизоды из «виновника торжества» – пьесы «Дни Турбиных». Сцены возникают и в воображении героя, и наяву – в процессе репетиций под руководством Ивана Васильевича, довольно точно, с элементами доведения до абсурда воссозданных по записям репетиций К.С. Станиславского и его книге «Работа актёра над собой». Как ни парадоксально, персонажи «спектакля в спектакле» Елена Тальберг (Мария Курденевич), Николка Турбин (Вячеслав Евлантьев), Шервинский (Дмитрий Липинский) и Лариосик (Глеб Пускепалис) порой выглядят даже более реальными, чем окружающие Максудова люди: трудно отличить, где явь, где сон, а где игра. В этом проявляется волшебство искусства театра, которое и завлекло начинающего литератора, и погубило его.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования