Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 25.07.2014

Поколение «Солнцедара»

Молодёжные повести и романы писали всегда. Чем, например, «Три товарища» Ремарка, не молодёжный роман? Или «Начало пути» Алана Силлитоу? Не говоря уже о «Хронике времён Виктора Подгурского» и «Истории одной компании» Анатолия Гладилина, тем более, «Звёздного билета» Василия Аксёнова?

Кроме общности фона, состоящего из увлечения героев этих произведений вином, девушками и прочими компонентами молодой, вольной жизни, основную роль играет то, где и когда происходит действие. Время и место.

В романе Николая Железняка «Гонки на лафетах» эти факторы обозначены конкретно. Время – начало восьмидесятых годов прошлого века. Место – город Таганрог, изображённый автором с нескрываемой ностальгией, с большим количеством топографических подробностей. Город – главный, стержневой герой этого произведения. При этом он многозначительно и недвусмысленно поименован «вполне среднестатистическим городом Советского Союза». И на это также нужно обратить внимание.

Три друга – Олег Губарь, Воха Павлюк и Гарик Точилин – поступили в Таганрогский радиотехнический институт (имени, так и оставшегося неизвестным В.Д. Калмыкова, добавляет автор, склонный к едкой иронии), и поселились в одной из комнат скромного частного домика у двух пожилых людей – дяди Сени и тёти Томы.

С этого места можно многочисленные подробности, которыми изобилует роман, можно опускать, потому что, чего ни выдумывай, всё окажется в точности так, как было у сотен тысяч советских студентов: невыученные из-за крайней лени науки, фантастическая изобретательность при пользовании шпаргалками на экзаменах, провожание девушек в отдалённые районы города, злоупотребление алкогольными напитками, в том числе чрезвычайно популярным тогда «Солнцедаром».

Лексикон героев романа напитан разного рода не весьма приличными присказками, которые так и вертелись в то время на языке: «Кто не курит «Северок», тот подхватит трипперок». «Собирайтесь, дети, в круг, «Солнцедар» – ваш лучший друг» и т.д.

Чем же специфично то время? Тем, что эксперимент по воплощению идеи коммунизма близился к концу, идея обветшала, в неё не верили, в стране царило лицемерие.

В стилистике романа важно отметить одну деталь: он написан преимущественно короткими, безличными предложениями: «Многие с танцев вышли гурьбой посмотреть. Перекурить. Девчонок, правда, было мало. Но это всегда. Разборки – не женское дело».

Автор не отступает от этого стиля, не боясь нарочитости. И это не случайно. Помните известную фразу: «В безличных предложениях есть что-то безысходное»? Время, когда происходит действие романа, обозначено нарастающим чувством безысходности, столь успешно рождающим «потерянные» поколения.

 

Юрий ПОКЛАД


 

Эту рецензию редакция печатает по настоятельной просьбе автора романа «Гонки на лафетах» Николая Железняка. Перед этим тот же автор усердно навязывал газете ещё и хвалебную статью о себе Льва Аннинского, который не раз подчёркивал, что пишет статьи бесплатно, а берёт деньги только за чтение рецензируемых книг. Видимо, такое настало циничное время.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования