Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 25.07.2014

Должны быть яростней горгон

Поэт Евгений Лесин – фигура в Москве (обо всей России судить не берусь) известная. И хоть сборниками стихов его библиография небогата, подборки выходят в периодических изданиях нечасто, зато в интернете Лесин публикуется активно, часто выступает живьём. И его участие в поэтическом вечере гарантирует, что такой вечер будет нескучным.

Нескучной получилась и новая, крошечная книжка Лесина «В философском автозаке», вышедшая в «Библиотечке поэзии Союза писателей Москвы». Да, книжка нескучная, но грустная.

 

Многие ценители поэзии относят Евгения Лесина к наследникам Николая Глазкова. То же скоморошество, ёрничество, «игра в дурака». Серьёзность надёжно укрыта за иронией и стёбом… Кстати сказать, всё больше поэтов, говоря на серьёзные темы («о политике», например), уходят в иронию и игру, если и не в откровенный юмор, то в публицистическую сатиру. Такие произведения пользуются успехом, их печатают в газетах, передают по радио, иногда даже пускают в телевизор. Вспомним Дмитрия Быкова, Орлушу, Всеволода Емелина, Игоря Иртеньева… Серьёзно о серьёзном и общественно-значимом пишут нынче немногие. Удач ещё меньше.

Справедливости ради надо заметить, что Лесин, во-первых, встал на такой путь творчества одним из первых, а во-вторых, хоть и обыгрывает «политику», но в публицистику скатывается редко. Здесь он ближе всего, по-моему, к Емелину, – обоим удалось найти лирических героев, за которыми хочется наблюдать. И эти герои кочуют у Лесина с Емелиным из стихотворения в стихотворение, преодолевают годы и десятилетия. Однажды они попали под одну обложку – несколько лет назад увидела свет совместная книга Емелина и Лесина под названием «Недобор».

Но вернусь к новой книге – «В философском автозаке».

Три десятка недатированных стихотворений. Скорее всего, написанных недавно. Угадываются приметы, а главное – настроение последних месяцев. Тут уже не до скоморошества, не до ёрничества. Осталась горькая, грустная ирония. И растерянно-испуганные взгляды в прошлое в попытке найти там созвучие с нашими реалиями.

Вот, например, явная параллель с «Безумцами» Беранже:

 

Оловянных солдатиков строем

По шнурочку равняемся мы.

Основания нет, но разроем,

Разломаем остатки тюрьмы.

Ничего, что одни воевали,

А другие готовили речь.

Если б делать людей из эмали,

Можно было б людей поберечь.

А пока всюду слышится: топай.

Становись, горемыка, к стене.

Раз Европа воюет с Европой,

Значит, мы на гражданской войне.

Патриоты при всяком режиме

Вам пчелиную слепят фигню.

Воевали хотя бы с чужими

Те, кто видел Афган и Чечню…

 

У Лесина много отсылок к культурному (и, скажем так, малокультурному) наследию, к библейским сюжетам. В них герой запутывается, как в паутину, но ими и спасается.

 

Когда Москву разрушат, как Содом,

За все её победы и парады,

Из города греха в счастливый дом

Бегите, не оглядываясь, гады.

 

Вы здесь чужие, праведники вы,

Бегите и молитесь, боги с вами.

А я пойду бульварами Москвы

Беседовать с фонарными столбами.

 

Мы сами, как всегда, всему виной.

Но если вдруг случайно среди улиц

Я встречу столб ещё и соляной,

Скажу: спасибо, Вы хоть оглянулись.

 

И, конечно, тоска по прошлому. Недавнему, но невозвратному и потому кажущемуся счастливым временем:

 

Две тысячи четырнадцать. Неясно,

Что ждёт нас. Но сегодня, боже свят,

Всё как-то уж совсем взрывоопасно,

Почти, как сотню лет тому назад.

 

А я-то помню: окна без решёток

На первых этажах, ну а ключи

Под ковриком лежали. Хорошо так.

И дворники все были москвичи.

 

Ужасный век. Ни выдоха, ни вдоха.

А мне невероятно повезло:

У нас была безликая эпоха.

В такую жить ещё куда ни шло.

 

Есть, конечно, в книжке и игровые стихи, каламбуры, но между горькими вещами они смотрятся неким довеском. Может быть, автору и боязно было собрать сплошь серьёзный сборник. Хотя, кажется, он идёт к этому. Время заставляет.

 

Виноваты всегда другие.

Хоть потоп, не твоя вина.

Говорят, что прошли «лихие»

Да и «прежние» времена.

 

Говорят, что не те масштабы.

Говорят, что не тот размах.

Просто маленькие ухабы,

Перегибчики на местах.

 

Там волнуются о бейсболе.

Здесь душа за футбол горит.

Но любовь никогда без боли

Не бывает и без обид.

 

И в уютной берлоге ватной

Не услышит и не поймёт

Вопли Родины суррогатной

Ваш пробирочный патриот.

 

Сатира, ирония, это, конечно, нужные литературе черты. Но должен возвращаться, особенно в поэзию, серьёзный, твёрдый голос. Поэты сегодня зачастую шепчут, усмехаются, бормочут. Их почти неслышно. Наверняка они тяготятся этим.

Хорошо сказала Лариса Миллер: «Скучно всё это читать. Наверное, и писать скучно. Просто ироническая маска приросла и не отдирается. А может, страшно отказаться от стиля, который принёс успех. К успеху привыкаешь, им не хочется рисковать». Впрочем, успех такого рода сомнителен. Успех на час, чаще всего, не дольше. Надолго остаются стихотворения другого рода, другого звучания. И другого сорта поэты.

Вот и у Евгения Лесина встречаем: «…нежные поэты/ Должны быть яростней горгон». Да, должны быть. Согласен. Пора. А то действительно: «Ни выдоха, ни вдоха».


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования