Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 12.09.2014

Каким должен быть положительный герой современной России?

ВОПРОС В ЛОБ

 

Согласны ли Вы, что в современной русской литературе (искусстве в целом) не хватает положительных героев?  

Кого бы Вы назвали настоящим героем нашего времени, о котором стоит писать романы, поэмы из жизни современной России, снимать кино?  

Встречали ли Вы прототипы таких людей в реальности?




Сергей ШАРГУНОВ,    главный редактор портала   «Свободная пресса»    

Я против ложного оптимизма, не приветствую попытку насадить прилизанных и фальшивых персонажей – они убивают литературу. Правильнее говорить, вообще, о герое времени, ярком, способном зацепить, произвести впечатление, и задуматься: а есть ли такой?   Поскольку настоящая литература всегда живая и свободная, то отталкиваться надо от жизни.   Во-первых, не хватает в прозе обычных людей – инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения – альтер-эго автора, нервно извивающийся «книжный червь».   Во-вторых, последние трагические события дают немало сюжетов и немало сложных, но ярких характеров. Значит, и герои возможны.

 

 

 

 

 

 

 


 

Борис ЕВСЕЕВ, прозаик

 

Понятие положительный герой – не вполне точное. Лучше отказаться от него вообще или сдать в архив. Но вопрос Ваш очень важен! Просто я его немного уточню: почему сегодня нет навсегда запоминающихся, полнокровных, душевно чистых, не продающих подряд всё и вся героев литературных произведений? Причин несколько. Одна из них – профессиональные писатели слишком удалены от истинного героизма и качеств, без которых этот героизм невозможен. Слишком много вокруг мелких и крупных интриг, кланово-партийных потасовок, литфондовского и «союзписательского» подсиживанья и подгаживанья. И каким же это образом у такой мелочно-завистливой рати вдруг появятся в книгах бессмертные герои? Вот и переполнилась наша литература бескровными, бесхребетными, одномерными и одноразовыми образами, словно бы вырезанными из плохонькой бумаги ножницами «зигзаг»!

Настоящими героями я сегодня полагаю ополченцев Донбасса. Они защитили от верной и мучительной смерти многих и многих стариков и детей! Я не так давно был в Донецке и Донецкой области. Собираюсь опять. Мой дед, отец, дядья, жили на земле Донбасса с 1921 года. Дядя, двоюродный брат и племянники живут и сейчас. Этот кусок жизни из меня и моих родственников никакими пыточными клещами не вырвешь! Надеюсь, что смогу написать обо всём этом достойно, без сюсюканья и слюней, хорошим русским языком и, конечно, с подобающим мастерством.

Однако герои могут быть не только воинами. Героем был гениальный композитор XVIII века Евстигней Фомин, о котором мною, впервые в России, был написан полновесный роман. Героем может быть всего лишь «уличный повеса, улыбающийся встречным лицам». Или, скажем, авантюрист-мечтатель. Об одном таком «прожектёре и летателе», моя только что законченная повесть «Офирский скворец».

И всё же истинными героинями сегодняшнего дня – считаю российских женщин. Они перенесли в ХХ веке всё! Революционные перевороты, войны и голод, хрущёвское «кукурузничанье» и горбачёвские предательства, пережили мутную криминальную волну 90-х и начала 2000-х. И при этом остались бесконечно милыми, трепетными, заботливыми, никем и ничем неодолимыми. Словом, остались красой и смыслом Отечества. И сейчас, думая, на кого бы стране опереться – вижу нравственную и духовную опору прежде всего в них!


 

Иван ГОБЗЕВ, философ

 

Я, честно говоря, не знаю, кто такой положительный герой. Ведь, если вдуматься, то и Незнайка, Буратино, Карлсон, Бильбо и прочие парни (и девчонки типа Рони и Пеппи) не такие уж хорошие. А взрослый положительный – это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин, и прочие идиоты.

Что касается современной русской литературы, то, я думаю, героев ей хватает. Но опять же, непонятно, где проходит грань между положительностью и отрицательностью. Герой нашего времени – это ироническая формула XIX века. Это Печорин, Онегин, Чацкий. Ну какие же они герои? В этом смысле, герой нашего времени – это какой-нибудь хипстер. Кстати, сейчас я понял, что Онегин был настоящим хипстером... Ничего не меняется в мире. Прав был Екклесиаст.

 

 

 

 

 


 

Владимир АЛЕНИКОВ, кинорежиссёр и  писатель

 

Не может быть одних и тех же героев для детей и для взрослых. Потому что литература для детей и юношества – это другое и герои там, как правило, другие. Если говорить о детской литературе, то я согласен, положительных героев очень сильно не хватает. Потому что дети должны воспитываться и расти на чём-то замечательном, героическом. Они должны чему-то подражать, кто-то должен быть их кумиром. Конечно, не хватает таких персонажей и таких героев. Вот я попытался в своей последней книге детской «Богатырская история» такую девочку описать. Её зовут Алёна, и я очень надеюсь, что она полюбится юным читателям, а, может быть, даже кино по ней снимется. Она может стать такой героиней, потому что в ней есть всякие качества, которые детям должны быть очень симпатичны.

Если же говорить о взрослой литературе, то я тоже не особо вижу таких героев... Жизнь на самом деле достаточно тяжёлая, насыщенная кучей всяких отрицательных эмоций, реалий, поэтому, как мне кажется, не хватает героя романтического. Героя, который бы, с одной стороны, был абсолютно современным, а, с другой стороны, всё-таки возрождал те хорошие чувства, с которыми мы сами когда-то росли. Условно говоря, такой современный Д’Артаньян.

Я таких людей встречал. Например, один мой ученик – именно такой парень. Сейчас он, кстати, отправился в Донецк. Он по жизни историк. И вот он как раз абсолютно такой парень – с рыцарскими проявлениями и устремлениями. Это тот человек, который обязательно встанет, если войдёт женщина, и относится к жизни соответствующим образом. Таких людей мало. И в литературе, в кино такой герой очень нужен.


 

Николай КРИЖАНОВСКИЙ,

доцент кафедры литературы Армавирского педагогического института

 

Действительно, таких героев в современном литературном процессе немного. Однако в русской литературе (если слово «русский» понимать как «соответствующий русским духовным традициям») такой положительный герой всегда был, есть и будет. Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу – Христу. От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в «Слове о Законе и Благодати», князь Игорь в «Слове о полку Игореве», Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Остап и Тарас Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова.

Этот далеко не полный ряд положительных персонажей из XIX века можно продолжить героями произведений, созданных такими писателями века ХХ, как М.Шолохов, С.Есенин, А.Платонов, И.Шмелёв, Б.Зайцев, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Н.Рубцов, В.Личутин и многими другими.

Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя сегодня понемногу преодолевается. По-своему с ней борются В.Дворцов, о. Тихон (Шевкунов), З.Прилепин и некоторые другие авторы.

Чтобы появлялись герои, нужна героическая национальная идеология. Таковая сегодня, я надеюсь, возрождается, возвращается.

Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы – человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный «душу положить за други своя» и готовый служить Богу, России, семье...

Это может быть кадровый военный, для которого спасающий солдат-срочников от разрыва боевой гранаты, это предприниматель, не желающий жить только для обогащения и собственных удовольствий, это семьянин, воспитывающий в национальных традициях своих детей, это школьник или студент, способные на большой и самоотверженный поступок, это пожилая сельская учительница, которая ещё держит корову и не продаёт, а раздаёт молоко своим нищим соседям, это священник, продающий свою квартиру, чтобы достроить храм и многие другие наши современники.

Таких людей множество: я их не однажды встречал и встречаю каждый день. Хватит увековечивать мерзость. На обозрение читателям НАДО выставлять человека с прекрасными чертами. Конечно, идеальных людей не бывает и в литературе их быть не должно. Но необходимо показывать, как человек идёт к свету, к добру, прорывается сквозь внутренний и внешний мрак ко Христу.

 

г. АРМАВИР


 

Анатолий БАЙБОРОДИН, прозаик

 

Увы, нынешние, на слуху, молодые писатели и кинорежиссёры нередко за положительного героя выдают неких суперменов, которые кулаком и пистолетом, положив тьму, якобы, отрицательных, якобы утверждают правду и справедливость. Разумеется, если за други своя…

Да, пишутся, изображаются в искусстве положительные герои редко, ибо истинно положительные, на мой взгляд, подобны князю Мышкину из Достоевского. Это люди с  детской чистотой души, жаждущие святости. Фёдор Михайлович Достоевский, и говорил: надо изобразить человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он хочет быть. А русский человек, не обезбоженный, православный, всегда хотел, чтобы душа его была полна любви к Вышнему, любви к ближнему, умилённой и сострадательной; истинно положительный герой, как Иван дурак, предтеча юродивых во Христе, коим храмы на Руси, последнюю рубаху исподтишка отдаст, чтобы не хвалили, ибо чует душой: дольная мудрость (земная) безумия для мудрости горней (божественной). Идеальный положительный герой в русском понимании – былинный, но и святой Илия Муромец – труженнник (крестьянин, деревенщина), воин (богатырь, казачий атаман), инок Киево-Печерской лавры. Илья Муромец и Иван, якобы, дурак, а мудрей всех оказывается, – вот истинные герои всех времён и народов от сотворения мира да светпреставления, о коих бы писать романы, поэмы, живописные картины, ставить фильмы.

 

г. ИРКУТСК


 

Олег ЛЕКМАНОВ,

профессор профессор Высшей школы экономики и Института мировой литературы

 

Не вполне согласен. Два замечательно выписанных персонажа сразу же вспоминаются. Главный герой романа Е. Водолазкина «Лавр» – святой и живой, очень мало кому раньше удавалось в одном персонаже это соединить. И Антон Стремоухов из прекрасного романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».

Героев нашего времени не счесть – Елена Грачёва, Лидия Мониава, Чулпан Хаматова и многие другие героические женщины, помогающие больным и бездомным детям; Лев Шлосберг, не побоявшийся рассказать страшную правду о страшной, сознательно не замечаемой большинством россиян войне; недавно умерший Антон Буслов, героически боровшийся со своей смертельной болезнью и делившийся своим опытом с читателями.

 

 

 

 

 

 


 

Герман САДУЛАЕВ, прозаик

 

Уже есть. Теперь у нас есть Стрелков.

 

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Анастасия ЧЕРНОВА, прозаик

 

На мой взгляд, деление героев на «положительных» и «отрицательных» устарело еще в XIX веке. Сейчас, также как и раньше, художника интересуют сложные характеры, трагическая раздвоенность между желанием и делом, оттенки внутреннего состояния. Изображение положительного героя – не входит в задачу художественной литературы, поэтому, когда автор пытается это сделать, то, чаще всего, терпит поражение. Положительный герой, пример для подражания – область духовной, житийной литературы. В житиях мы можем прочитать не только о древних подвижниках, но и о наших современниках, пострадавших за Христа в период гонений на Церковь в ХХ столетии. Условно «положительным героем» художественной литературы, пожалуй, можно назвать человека, который стремится поступать по христианским заповедям, несмотря на обстоятельства; и между счастьем и правдой – выбирает второе. В современном искусстве такие герои появляются все чаще.

Если под «героем нашего времени» понимать человека, в характере которого наиболее ярко проявляются сущностные черты эпохи, то таким героем может стать любой, без исключения. Все зависит от художественного ракурса, умения выявить и показать типическое, проще говоря – от мастерства писателя или режиссера. С другой стороны,  если понятие «герой нашего времени» трактовать в буквальном смысле, как выдающуюся, яркую личность, знаковую для столетия, - то разговор пойдет о конкретных судьбах. Настоящий герой нашего времени – это и Евгений Родионов, и скульптор Вячеслав Клыков, и простой ополченец Новороссии.

Прототип не может существовать без реальности. Поэтому, конечно, я таких людей встречала.


 


ОПРОС ПОДГОТОВИЛ ЕВГЕНИЙ БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования