Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 12.09.2014

Наполненное ничто, или кем был Шакьямуни

«Вакуум пуст? О, Вы изволили ошибаться», – наверное, такими репликами обменялись бы два учёных, один из XIX века, другой – из XXI. Вакуум для нас всегда был синонимом полной пустоты, безжизненности, пространства, в котором ничего нет и быть не может: ни частиц, ни движения, ни энергии. Однако с возникновением квантовой механики выяснилось, что вакуум – это сцена, на которой разворачивается захватывающая виртуальная жизнь. Виртуальные ненаблюдаемые частицы рождаются на короткие мгновения и исчезают, создавая постоянные флуктуации.

Худ.Сальвадор Дали
Худ.Сальвадор Дали

Вакуум – это некий кипящий и пенящийся бульон из виртуальных частиц и античастиц. Вытекает это из принципа неопределённости Гейзенберга, согласно которому только часть относящихся к системе величин может иметь одновременно точные значения, остальные же величины остаются неопределёнными. Иными словами, если точно известно количество, например, фотонов, и оно равно нулю, то импульс не может иметь значения ноль и другого определённого значения, а следовательно поле всё время будет испытывать колебания.

Удивительно, что об этом более двух с половиной тысяч лет назад уже говорили. Как один из примеров, можно привести изначальное учение Будды Шакьямуни. Ортодоксальная тхеравада, будучи непонятной своими последователями, была заменена махаяной, утвердившей то, что Будда и есть Бог, и распространилась в этом изуродованном виде по земному шару. Мы обращаемся не к ней, а к её предшественнице, непонятой и забытой.

В тхераваде, изначальном варианте буддизма, не только не сказано о том, что стоит поклоняться Будде, но описано с точностью всё то, к чему сейчас приходят квантовые физики. Например, уже тогда, примерно, в шестом веке до нашей эры говорили о постоянно возникающих и исчезающих дармах (дармами назывались неделимые элементы), находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. Срок жизни этих дарм – бесконечно малый отрезок времени. Можно вспомнить, сколько по расчётам учёных «существуют» частицы, возникающие в вакууме: «виртуальные процессы происходят в промежутке времени порядка сек».

 

Сразу после смерти Будды его последователи разошлись в понимании ежемгновенного появления и исчезновении элементов бытия. Сарвастивадины утверждали всегдашнее бытие, то есть то, что дармы существуют всегда, и в прошлом, и в момент появления и тогда, когда момент их появления ещё не настал. Вибаджья-вадины стояли на том, что о прошлых и настоящих элементах можно говорить, но о будущих – нет.

 

Проще говоря, это проблема линейности времени, над которой также бьются физики, то приписывая его гравитации, то выдвигая гипотезы об отсутствии его вне гравитации, возможной параллельности и так далее. Например, квантовые объекты могут существовать одновременно в нескольких состояниях и в нескольких местах, отсюда естественно вытекает вопрос времени, которое необходимо согласовывать не только с теорией относительности Эйнштейна, но и с заключениями квантовых физиков.

Буддийские постулаты действительно мало напоминают богословие и теософию: они отрицали идею Бога и души. Никакого существа, судящего, милующего, любящего своих созданий в тхераваде не было – некий безличный Абсолют. Что с душой? Ответ категоричен – её нет, есть набор дарм, определяющих (тоже довольно абстрактно) ту или иную личность, которая вместе с дармами претерпевает ежемгновенные изменения и в силу этого не является личностью как таковой, – так чему же учил Будда и почему многие его последователи до сих пор говорят, что «буддизм – не религия»?

 Нет Бога, нет души, но есть стройная теория взаимоотношения элементов и энергии, расходящаяся с физикой Ньютона и согласующаяся с квантовой физикой. Будда говорил об узости религиозных систем, не позволяющих человеку проникнуть к истинам и в то же время учил толерантному отношению ко всем религиям – парадокс? Нет, если предположить, что он пытался объяснить людям совершенно иные вещи. Скорее всего из буддизма сделали религию, зацепившись за глубокое и тонкое обоснование нравственности и использовав саму притягательность личности выдающегося Просветлённого.

Учение о совместно-зависимом рождении элементов является ключевым пунктом буддийского мировоззрения (и раннего, и послереформенного, когда Нагарджуна утвердил Будду в качестве Бога и ввёл культ поклонения ему, равно как и многочисленным бодхисатвам), оно рассматривает мир как волнующуюся поверхность, повинующуюся, однако, строгим законам причинности. Именно отсюда шло обоснование нравственности, в системе, в которой нет антропоморфного судьи или судилища, но есть неумолимый закон кармы. Иными словами, хоть иллюзорный кипящий бульон элементов, но не хаос.

Дадим слово современным физикам: «В соответствии с современными представлениями, виртуальные частицы рождаются пaрами «частица – античастица» и исчезают в результате аннигиляции. Так, виртуальная пара «электрон – позитрон» аннигилирует с образованием виртуального фотона, который снова превращается в электрон-позитронную пару и т.д.». Это один из примеров, можно привести множество других примеров, которые отрицают идею хаоса, но этот пример ещё соотносится с буддийской идеей сансары. Что такое сансара? Это круговращение психических и физических дарм, бесконечно перемешивание элементов, из которых состоит личность и всё вокруг.

Дальше. Тхеравада утверждала, что мир физических объектов – иллюзия. Какие позиции на этот счёт занимает квантовая физика? «Учитывая мизерные размеры частицы, расстояние от электрона до протона, будет сравнимо с расстоянием от земли до луны, всё остальное – пустота», – слышали мы не раз. Иными словами, объекты, кажущиеся нам твёрдыми при самом ближайшем рассмотрении оказываются «пустотой». «Дармы пусты» – твердил Шакьямуни ученикам. Да, кванты в большей степени пусты. А если затронуть виртуальные частицы, о которых уже шла речь? Да, они существуют, но в силу неопределённости соотношения для энергии и времени принципиально не могут наблюдаться, иными словами в физической реальности их не существует.

 

Что же тогда с «реинкарнацией», которую якобы «придумали» буддисты? По большей степени разговоры о переселении душ, были упрощением, также исковерканным и последующими проповедниками, и западными исследователями, не понимающими, что же может переселяться, если нет ни души, ни какой-либо отдельной личности вне вихря мгновенных дарм.

 

На самом деле, это теория причинно-следственной сути явлений психического и физического мира: ничто не превращается в ничто, всё трансформируется, следуя по восходящему или нисходящему пути.

Ученики Будды разошлись в том, можно ли вообще выделять личность. Одни утверждали, что да, пусть постоянно изменяющаяся, но всё же личность. Другие настаивали на том, что как в горе зерна нет цельности, так и личности не может быть, а только набор ежесекундно меняющихся дарм. Эти споры иллюстрируют, насколько упорно ранние буддисты стояли на истинах микромира, воспринимая их в самом буквалистском смысле. Однако, наиболее интересно, конечно, как люди древности могли прийти к такому чёткому понимаю этого недоступного глазу, парадоксального микромира. 


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования