Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 26.09.2014

Дым над именем

Чем интересны стихи Роберта Винонена? Жизнь у него – в постоянном продолжении, остановки нет. Сейчас невольно на память пришли стихи не помню какого европейского поэта, переведённого в своё время Владимиром Шевченко: «остановка в любое мгновенье – только паденье». Это вполне и по Винонену, у которого даже крест «воспринимается как плюс» жизни («Простая математика»). Такое миропонимание настраивает душу поэта на оптимистическую волну – при всём трезвом сознании, что время, точнее – личное время отдельного человека, идёт на убыль, что ничуть не снижает высокой веры в благость жизни: «каждый шаг не без надежды / На то, что будет хорошо». Восприятие жизни как «очевидного дива», «чуда главного», очарованье ею – в этом основной пафос поэзии Винонена. Жизнь – дар Божий, потому и чудо. И в том, что «чудо будет на века мне», заключена самая крепкая вера поэта.

С высоты своего возраста или, по-житейски говоря, жизненного опыта, он всеми своими стихами делится мыслью о том, что основным, главным «завоеванием» жизни является понимание, убеждение в её абсолютной ценности. В утверждении этой мысли Винонен чуть ли не «маниакален». Он буквально одержим Идеей Жизни. Подобных примеров в поэзии ещё поискать. В этом плане Винонен равен, пожалуй, только Пастернаку – автору книги «Сестра моя – жизнь». Не случайно поэтому обращение поэта к строкам великого предшественника: к его переводному из Бараташвили, взятому в качестве эпиграфа («Это сизый, зимний дым / Мглы над именем моим») или к строке из знаменитого «Февраль. Достать чернил и плакать…», завершающей стихотворение Винонена «Снимали смолоду мансарду…». Кстати, в этом стихотворении, как, например, в пастернаковских «Единственных днях», все времена года сошлись одномоментно, в едином хронотопическом сгустке, образуя время Вечности.

Рифмы Винонена – не просто созвучия; это процесс, зримое и слышимое воплощение потока бытия, некое известие, новость, равная благой вести о явленности какой-то Высшей Тайны в мире, Бога в его творениях. Процитирую в связи со сказанным лишь один пример:

 

Некое известие

Послано с ветвей,

Будто клёну дело есть

До судьбы моей…

 

Не могу не обратить внимания и на ритм стихов Винонена, особенно на такую бьющую в глаза особенность, как то, что в них много анжамбеманов. Стихи «подгоняют» друг друга. Они очень энергичны. Жизнь в них хлещет через край. О них можно было бы сказать – «кровь с молоком». Читая их, ощущаешь мощное сердцебиение автора, словно ему не хватает дыхания, чтобы выразить своё восхищение перед чудом жизни. Причём очень часто строка заканчивается словом служебной части речи (предлогом, союзом, частицей), что лишь усиливает эффект предельной напряжённости души поэта, вызванной ощущением полноты жизни. Причём, даже в стихах о смерти, как, например, в стихотворениях «Радуга над кладбищем», «Берёза матери» или «Отцу». Винонен убеждён, что и после смерти человек продолжает жить среди живых. В стихотворении «Мать не давала отцу покоя…» отец, репрессированный и расстрелянный «за антисоветсткую агитацию» осенью 1941 года, «Стал невидимкою жить при нас». Та же мысль – в стихотворении-обращении «Отцу». Оно воскрешает в памяти «Его зарыли в шар земной…» С.Орлова и стихи Ю.Кузнецова об умершем на войне отце. Но сразу же оговорюсь: у Винонена другое. Образ отца у него более планетарен, что ли, глобален, в том смысле, что он является наиболее веским доказательством ценности и вечности Жизни, целостности бытия, непрекращающейся связи времён, поколений.

Есть у Винонена в книге «Дым над именем» стихотворение, которое можно было бы назвать программным, хотя, к слову, таковым здесь является чуть ли не каждое – так уж она задумана. Вот оно:

 

Хорошо на склоне лет,

Ибо склон – такое дело,

Что к подножью спуска нет

И обзору нет предела.

 

На последний шаг пути

Вековой привал дозволен –

Время дух перевести

На потустороннем склоне.

 

Здесь поэт как бы спорит с самим собой и вместе с тем с самой смертью. Читая книгу «Дым над именем», едва ли хоть на мгновение задумаешься о «последнем шаге пути», ведь всегда есть надежда «на потусторонний склон». Поэтому и стихи поэта ни на секунду не дают «дух перевести». Он уже переведён – в Небо Поэта, в пространство Вечности.


Рамиль САРЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования