Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 03.10.2014

Украина как зрелище

Впервые философскую мысль о том, что понятие игры простирается куда дальше, чем об этом принято думать, выразил нидерландский историк Йохан Хейзинг в 1938 году. Он утверждал, что игра не является элементом культуры, скорее – основанием, более древним, чем любой культурный феномен. Особенно любопытна его аргументация того, что война – это также форма игры. Приводя в пример средневековые турниры и пышные состязания напоказ, он заявлял, что военные конфликты тоже имеют в своей основе некий зашифрованный и затопленный в настоящей крови дух игры.

Чуть позже, когда глобализация уже достаточно крепко обхватила своими транснациональными финансовыми щупальцами весь мир, многие социологи стали говорить о появлении нового информационного общества, а в 1967 француз-авангардист Ги Дебор издал фундаментальный труд «Общество спектакля», в котором он ясно описал процесс трансформации СМИ в развлекательную индустрию.

С тех пор мы переступили рубеж веков и наши развлечения, кажется, приобретают ещё более садистский характер, общество развлекается: оно развлекалось коммунистическими утопиями, псевдо-демократиями, политтехнологическими фокусами с ловкими подменами, когда вдруг Сталин плавно превращался в Гитлера, и благодаря этому фокусу укреплялся во власти Ельцин, смотрящий по вечерам себя в программе «Куклы»…

До нулевых на Западе главной страшилкой был Китай, ассимилирующий Сибирь, теперь – Владимир Путин. Запад активно демонизирует нашего президента, вступив в информационную холодную войну с Россией, и в то же время, стоит отметить, в манере этой демонизации, в стиле, в котором он ваяет нового демона (который именно в таком образе войдёт в электронные европейские учебники по истории), он полностью подчиняется правилам «общества спектакля».

Цивилизация перешла на «бескровные» войны с 1990 года, когда США бомбили Ирак, – тогда впервые система была доведена до «эталона». До этого была Фолклендская война 1982, в которой доступ журналистов на театр военных действий (не является ли это устоявшееся выражение очередным подтверждением точки зрения Хейзинга?) был ограничен, а к тем немногим, кто был аккредитован, было приставлено военное сопровождение. Но всё же именно с «Бури в пустыне» идёт отсчёт новых войн, в которых манипулирование информацией стало виртуозно-системным.Тогда все западные СМИ ориентировались на точку зрения США и ежедневно докладывали о «хирургически точных авиаударах». Освещение войны в Персидском заливе было настолько стерильным, что создался образ войны без жертв.

Как это ни жутко признавать, война на Украине не только не избежала участи быть препарированной обществом, алчущим спектакля, но и стала примером нового подвида конфликтов. Войной не только информационной, но и развлекательной… Локальной войной, порождающей мировых Героев и Злодеев. С началом конфликта демонизация Путина Западом достигла своего апогея, гротеска, в сгущённые краски которого практически невозможно поверить, но именно подобными сгущёнными красками привыкло кормиться общество, носящее гордое название «информационное» или иначе «общество потребления».

Ужасает и то, что этот «игровой» элемент, недопустимый с точки зрения общечеловеческой морали и этики, не имеет границ и национальностей. Российские каналы грешат тем же, в пример можно привести «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Даже не касаясь содержания этого «теле-действия», можно просто проанализировать заявленный формат передачи – «общественно-политический телевизионный журнал, содержащий элементы ток-шоу, телемоста и интервью». И сказано этим, конечно, не всё – когда о величайшей трагедии двух братских народов, о конфликте, перекраивающем всю мировую политику, говорят «в таком ключе», заставляющем злиться, ухмыляться и порой смеяться, ты вдруг осознаёшь, что война на Украине – это спектакль, ещё более страшный, чем какой-либо иной…

И спектакль не только для тех и этих, но и для нас, для наших продюсеров, ньюс-мейкеров, журналистов, писателей, блоггеров и прочих. На сайте ОБСЕ ты находишь негодования по поводу того, что члены наблюдательной миссии подвергались опасности, что резко противоречит нормам международного права, и лишь мимоходом там сказано о массовых захоронениях мирных жителей под Донецком! – такой ракурс подачи информации вызывает внутренний протест, осуждение. Однако это самая обычная манипуляция, она стала привычной ещё со времён Фолкленда, куда более жутко выглядит этот новый феномен: манипуляция и война как развлечения, приносящие власть и деньги.


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования