Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 03.10.2014

Извращение как извращение и литература как корректура норм

Несколько странно было читать такую простоватую постановку вопроса Ивана Гобзева («ЛР», № 38 за 2014 г.) – а не извращенцы ли мы все? И ещё в рифму прозвучал где-то около смешной вопрос в святую «Обитель» – «почему онанизм?». (Помню за этакий же самый эпизод в ашукинской бане нынешний координатор Левого Фронта, заменяющий ныне Удальцова, «закозлил» мой первый роман). Феноменологии убоялись? Извращенцы мы, получается? Ну, кто делает литературу – и особенно современную. Для философа (коим часто позиционируется Иван) такой линейный подход – не просто банален, а как-то даже и скучен. Ну что, может, отменим все экранизации Гомера? Ведь писал же это слепой… Как можем мы доверять реконструкциям исторических событий, созданным воображением неполноценного по нынешним нашим меркам человека, инвалида? А шаманы и племенные носители эпоса, частенько хлебавшие допинга перед исполнением устным того, что далее шествовало из уст в уста по векам?.. Ведь без допинга и без изъяна личностного (что традиционно определяло в шаманы) – может, и не пошло бы?

 

Логика, дражайший Иван, тут никак не может быть формальной, а обязана быть диалектической. Иначе у вас выйдет, как у того посетителя выставки передвижников из «Заставы Ильича» – «Я хочу видеть в натюрморте что-то съедобное, но я этого не вижу!», – «Он хотел бы есть натюрморт», – отвечает Попов де морт… Может, нам и тут усомниться – как можем мы верить репликам киногероя, который имел неосторожность уже умереть?

Примеры, вами приведённые, кстати – не самые убедительные. И насчёт Достоевского, например, написано немало монографий – возьмите того же Кудрявцева или Волгина. Не стоит выравнивать порочность того или иного писателя на плоскости его биографии – они тоже порой возвышаются над собой, и велико возвышаются. И если Достоевский-игрок порождал главы в пылу страстей, то Достоевский-православный немало исповедовал того заигравшегося, – и на это ушло немало романов. Как и на покаяние Достоевского-революционера – одни «Бесы» стали такой проблемой мировой литературы, что и «Овода» как ответа на это ядовитое покаяние оказалось мало.

Мало ли кто там когда чего-то покурил или выпил – важно, что он потом написал, и как это впиталось порами общества. Не первичный стимул текста важен (и, тем более, на каком допинге он написан), а восприятие – уже внешнее, обобществлённое бытие произведения, где воля автора (а равно и его субъективные-меркантильные детерминации) сведена к нулю. Отчуждение-с. Сумел зацепить общественную думу, проблему, дилемму – никакой допинг на момент достижения рекорда не важен. Не сумел – и допинг в биографии не поможет. Это я не праздно тут ля-ля, это я свой первый роман экстраполирую – ну, не стала «Поэма Столицы» слышна в нулевых, хоть с допингом хоть без. Значит, были какие-то материальные факторы, социальные предпосылки…

Что уж там переживать о внутренней, закулисной жизни каких-нибудь Бодлера или Хаксли, которые специально ставили на себе эксперименты, чтобы рассказать читателю – давайте, Иван, шагнём глубже в ХХ век! И найдём там последователей литераторов с электрогитарами – Джимми Хендрикса или Сида Вишеза (в отличие от первого играть практически не умевшего). Ведь оба были конченные наркоманы – а почему-то понесли их через десятилетия народы на руках, переслушивали, находили смысл. Значит – дело не в порочности, а в прочности. В прочности образа, стоящего на знаменателе изложенного – текстов, песен, турне, биографии.

В ХХ-м веке сам художник стал текстом, о чём не преминули сразу же отстрочить постмодернисты – внимание к личности (в силу формационных факторов – ведь и само понятие личности порождено частной собственностью, способом деления общества на частицы) усилилось вместе с разделением труда настолько, что едва заикнувшись о взволнованности своей некоей проблемой, автор становился под прожекторы общественного внимания. Да? Ты видишь это? А что помогает тебе видеть то, что мы игнорируем? Может, наркота?

Настоящее произведение искусства – всегда смещает норму, потому и отлавливать автора на шкале прежних норм бессмысленно. Норма – условна, подвижна, конвенциональна, зависима от общественного компромисса, где всегда есть наступающие и отступающие, потому-то каждый роман (впишите прочее) есть такое именно наступление…

Вот так и утверждался образ ненормальности писателя/рокера/поэта. Соглашусь: это влияло и на жизни, и на смерти многих «тоже поэтов». Но здесь нельзя обвинять чьи-то самоубийства в последующих: человечество вообще есть непрерывное надстраиванье судеб, опыта, пересказ и переосмысление прожитого другими. Переживание как пересказ – зачастую фатальный. Важно, насколько следующий размышляющий в силах снять в гегельянском смысле проблемы предыдущих поколений, насколько он в состоянии возвыситься и пойти дальше – поняв проблематику минувшего. Это и есть историзм. И не надо тут искать фатализм. Фатализм и суицидальность – есть крайняя форма принятия Истории как фатума, то есть мистическое, а не критическое восприятие опыта человечества. Увы, на определённых этапах истории такие «перегибы» доминируют, и всплески суицидов выпадают, как осадки, именно там. Глядим на финал неудавшейся революции рубежа 1960–70-х, революции детишек цветов (см. мои прошлогодние рецензии на «Прошу, убей меня» и «Просто дети»), и понимаем, что индивидуумы есть лишь эпизоды переживаний (увечий) общественного тела…

Важно не что ведёт к тексту, а сам текст – так велят и постмодернисты, и структуралисты, и герменевтика. Но я как радикальный реалист, всегда беру в расчёт всё сопутствующее (так велит и научный эксперимент) – важно знать даже давление экспериментатора. Правда, сегодня таких волнений нам – ещё надо поискать. Огульно обвинять классиков в том, что творили под той или иной мухой – удел думаков. Они приближаются уже к таким уровням ревизии.

Я бы ставил вопрос иначе – насколько нравственный, личностный выбор, вынесенный в произведение, имел место в жизни самого автора. Что там ворошиться в биографии Достоевского – который перепахан вдоль и поперёк? Вот вам свежий пример – Болотная. Кто шёл в колоннах, кто громче прочих орал о революции, о роли пролетариата – а потом оказался почему-то рядом с тем, против кого орал, и вместо пролетариата вспомнил святых угодников? Уверяю вас, Иван, – для исследований роли общества в личности (а не наоборот) у нас с вами куда больше сегодня подопытных кроликов, чем в прошлом. Я вот всё решаю, какой строкой мне записать в 4-ю часть «Поэмы Столицы» фаланстерный эпизод самопродажи Удальцова Зюганову в дни предвыборные при посредничестве моего коллеги, – красной или чёрной? Рейтинг – на рейтинг…

Понурый, молчаливый Удальцов, словно уже на суде, – и рядом наливающийся его свежекровными соками вечный Зюганов, предвкушающий электоральную жатву… Поэт Развозжаев, ещё безмятежно там пьющий красное винцо одного подзюгановского буржуя, – не понимающий, что пьёт уже «чашу сию» собственной венозной крови. А ведь был аппарат-посредник! Аппарат переливания рейтингов. В сии интеллектуальные секунды 2012-го рождалось одно популярнейшее интернет-издание (точнее – смена команды в нём), росли будущие тиражи двух новреалистов… Что там ваши допинги – тут трезвость личностно-нравственного выбора есть норма ненормальных последствий, последствий на многие годы, а может и десятилетия…


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования