Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 03.10.2014

Летняя страда Коляда-театра

Лето для екатеринбургского Коляда-театра и его главы, Николая Коляды, не бывает периодом покоя. И прошедшее лето не исключение. В июне состоялся VIII Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» – одно из самых ярких театральных российских событий. Десять дней в Екатеринбурге тридцать театральных коллективов из разных уголков мира на семи театральных площадках показывали самые любопытные, интересные, новаторские постановки. Среди участников фестиваля были театры Москвы, Йошкар-Олы, Казани, Барнаула, Вологды, Рязани, Тюмени, городов Урала. В фестивале традиционно были представлены спектакли по пьесам уральских драматургов и победителей конкурса «Евразия»: Олега Богаева, Александра Архипова, Василия Сигарева, Ярославы Пулинович, Екатерины Васильевой, Анны Богачёвой, Владимира Зуева, Светланы Баженовой, Валерия Шергина. Познакомиться с творческой жизнью современного театра мог любой желающий: с фестивальных показов была организована прямая Интернет-трансляция, а некоторые спектакли и сейчас можно посмотреть в записи, благодаря творческому объединению «Телепорт».

Коляда-театр давно и не только для Екатеринбурга является центром новаторской, дерзкой, бурлящей драматургической, литературной, театральной жизни. Он также стал эпицентром значимых культурных событий, организуя фестивали, конкурсы для молодых драматургов, представляя читки и постановки новых пьес, щедро делясь посредством новых технологий со зрителями своими новостями, будь то юбилей Тамары Зиминой, награды Олега Ягодина, новые роли в кино Ирины Ермоловой или готовящиеся премьеры. Ученики Николая Коляды представили в старом здании театра Центр современной драматургии, где с успехом идут необычные и уже нашумевшие постановки, назовём лишь некоторые: «Концлагеристы» по пьесе Валерия Шергина, спектакль «Башлачёв. Свердловск-Ленинград и назад» о легендарном рок-барде и поэте Александре Башлачёве, чья юность прошла в Свердловске, спектакль по пьесе Светланы Баженовой «Моя любимая Муха», поставленный в рамках проекта «Драматурги ставят драматургов» Ринатом Ташимовым. Наверное, на данный момент нет более открытого театра: здесь каждое событие становится ярким информационным поводом, а зритель через возможность откликнуться становится сопричастен происходящему, здесь любой актер не только поздоровается с каждым встреченным в театре человеком, но и запросто может выдать вам в гардеробе пальто, здесь главный режиссёр, он же директор, перед спектаклем обязательно скажет вам несколько добрых слов и расскажет о пьесе, которую предстоит посмотреть. Всё это в совокупности с другими мелочами и традициями и, разумеется, неповторимым репертуаром, сценографией и актёрской игрой, создаёт ту самую особую атмосферу, окунувшись в которую, многие потом не желают «выныривать» и возвращаются в Коляда-театр вновь и вновь, чтобы ею надышаться. Этот эффект Коляда-театра неоднократно описан: им словно «заражаются», его любят, им воодушевляются, а главное, он будит, по словам самого драматурга, «будоражит» и не дает застыть ни себе, ни окружающим. Каждый спектакль  – это необыкновенный драйв, даже если вы видите его не первый раз.

Ещё один новый спектакль Николай Коляда вместе с актёрами подготовили в течение лета – это «Скрипка, бубен и утюг». Действие разворачивается в легендарном, уже известном по другим пьесам автора, городке Дощатове, ставшем собирательным образом современной русской провинции, той самой России, которая не всегда «видна из столичного окна» и которая в самых разных ликах и личинах явлена в обширном драматургическом творчестве Николая Коляды. Центральным событием пьесы становится свадьба – шумная, многолюдная, с песнями, танцами и, конечно же, дракою, а иначе какая же это свадьба?

Кроме того, летом драматургом написаны две новых пьесы, одна получила название «Дыроватый камень». Кто-то из первых читателей в комментариях сразу вспомнил похожую достопримечательность в окрестностях Екатеринбурга, однако в пьесе точность местоположения камня, а также места действия не имеет особого значения. Как и излюбленный городок Дощатов, дачный поселок, в котором разворачивается действие, может находиться повсюду, в любой точке нашего необъятного российского пространства. Как и всегда, в лице персонажей Коляды приоткрывается «вся Россия» и не просто в провинциальном ли, столичном ли её изводе, – но прежде всего в глубинно человеческом.

Предельная психологическая насыщенность на фоне заурядных бытовых событий или даже при кажущемся отсутствии таковых – это одна из отличительных особенностей произведений Николая Коляды. Новая пьеса подобна наиболее известным пьесам драматурга – «Старой зайчихе», «Всеобъемлюще», где динамичная смена персонажных масок задаёт нарастающий темп эмоционального воздействия на читателя, зрителя таким образом, чтобы в финале прямо-таки оглушить совершенно невероятным душем эмоций и душевным всплеском. Светлое «послевкусие» колядовских текстов и спектаклей заложены в них добрым и проникновенным отношением к герою, обыкновенному человеку, тому самому, что сидит в зале, порою смешному и неловкому, когда речь идёт о самом главном, о том, от чего за варкой варенья, поливкой огорода и прочей суетой сует, многие стремятся бежать, о чём предпочитают не задумываться, а оно вдруг берёт и настигает. Как всегда у Николая Коляды, растворённые в тексте, проявляются в сознании читающего мысли о том, для чего мы всё-таки живём, зачем и почему мы такие, какие есть, не слишком счастливые порою, несмотря на отсутствие к тому явных причин.

Так о чём же новая пьеса? – Возможно, о том, как всем хочется любви, о том, как желание быть любимым, нужным, как и тоска по теплу, нежности, с годами не проходят, а лишь усиливаются. Она подобна грустной и светлой мелодии известной песни: «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать!» Автор обозначил жанр как «комедию», но скорее это трагикомедия в духе чеховского «Вишнёвого сада», недаром в пьесе не раз цитатно упомянут Антон Павлович, и хозяйка дачи варит именно вишнёвое варенье. А вот дыроватый камень, существуя лишь в рассказе героя, освящает и освещает пространство пьесы символическим светом несбывшихся надежд и незагаданных желаний. Этот таинственный камень, как и положено архетипическим пространственным «центрам», организует хаотическое метание участников действа вокруг объединяющей всех мысли о жизни, о её ценности в наших глазах, об умении понять ближнего и не бояться собственных желаний. А почему же он всё-таки «дыроватый»? – для того, чтобы ответить на этот вопрос, пьесу придётся или прочесть, или дождаться её постановки в Коляда-театре и обязательно пойти посмотреть! Тем более, что читку новой пьесы в театре предлагают увидеть уже в сентябре. А поскольку театр получил грантовую поддержку, то в следующем году он побывает с гастролями в Москве и в Польше. Словно пчёлы, что выступают обычно образцом истинного трудолюбия, артисты театра во главе с Николаем Колядой, приготовили за лето нам много удивительного, предоставляя возможность оценить плоды своих трудов в новом, начавшемся для самого театра ещё в августе сезоне.


Наталья НЕПОМНЯЩИХ
г. НОВОСИБИРСК

фото Дмитрия НЕУСТРОЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования