Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 12.12.2014

Осколки Летова

В свет вышла книга, посвящённая памяти лидера «Гражданской Обороны»

У книги «Поколение еГОра» трудная судьба. По плану составителя Дмитрия Чёрного (ДЧ), сборник репортажей, эссе, художественных зарисовок, эпистолярных реплик, дневников и воспоминаний памяти лидера «Гражданской обороны» Егора Летова должен был выйти ещё пять лет назад. Увы, кризис и прочие моменты помешали. Лишь сейчас, в ноябре 2014-го «постдайджест» к 50-летию певца, идеолога и вдохновителя сибирского да всесоюзного панка вышел из печати.

Правомерно ли говорить о «поколении», если оглядываться на исторические аналоги: потерянном поколении Э. Хемингуэя и разбитом поколении битников? Да, поколение возможно. Однако говорить о нём пока рано. Хотя на территории времени должен быть и уже вбит (!) клинышек ГО.

Одиннадцать авторов книги: писатели Борис Борисов, Дмитрий Чёрный (также выступающий в роли журналиста), Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Эдуард Лимонов. Политический беженец из Киева Андрей Манчук. Активист Болотной Олег Кашин, обозреватель Денис Ступников, а также Антон Николаев, Светлана Фомина и Ольга Артемьева на разные лады передают живые впечатления, размышляют о масштабе личности Летова, его влиянии на советскую и постсоветскую молодёжь.

Структура книги, как музыкальный альбом: тексты подобно композициям жмут на внутренние клавиши восприятия. Предисловие задаёт высокую ноту «он стал своеобразным отправным взрывом-пробуждением для вселенной поколения девяностых и нулевых». После этого за скобками сознания вспыхивает куплет Егора «снаряд взорвался… и нам в лицо летят осколки». Тридцать два осколка!

Вот первое признание Антона Николаева: «Егору Летову удалось создать странный сплав религиозной культуры и шаманизма, каким-то образом запихать всё это в пустую, в общем-то, форму западной музыки, а полученное положить в советский скафандр, капсулу времени».

Мнение второе, Романа Сенчина: «Егор не стал модным, его советсткость последних полутора десятилетий не переродилась в славословие нынешнему режиму».

Жёсткая мысль Сергея Шаргунова: «У Егора Летова остановилось сердце именно когда сердце не нужно. Когда личность и факт смерти мало кого тронут».

Большой блок рассказов Бориса Борисова – преломление стиля, интонаций Летова в городской прозе. Экспрессия, нарциссизм, избыточность урбанистических образов присущи автору.

Неравнодушны, интимны и теплы письма о Летове Светланы Фоминой, адресуемые Дмитрию Чёрному. Это – картины постфактум на тему «есть ли жизнь после Гр.Оба?»

Самые энергичные, бьющие страстью наотмашь вещи в «Поколении еГОра» – репортажи, фрагменты из «Поэмы столицы», газетные публикации ДЧ. Идейно-информационное поле высокого напряжения и простоту одновременно, домашность создают мемуарные откровения. Егор приближается к нам на расстоянии протянутой руки, чувствуется еГО мятежное дыхание и крепкое рукопожатие. Становятся понятны мотивы поведения, творческий быт героя.

«Больше красного!» – лейтмотив Летова в какие бы уголки планеты еГО не закидывала жизнь. Правда, Летов колебался. ДЧ рассматривает эволюцию Егора строго по хронологии в три этапа – антисоветский период, советский и постсоветский. Это модель идейного развития. А если в эстетическом, то возможная параллель – подсознательная стадия, сознательная и надсознательная. Такие «слои» творчества вполне подкрепляют концепцию.

Много в книге здорового юмора. Улыбку вызывает описание московских панков. Неутомимые поклонники «Гражданской обороны» готовы на всё лишь бы прикоснуться к своему кумиру, в идеале – оторвать себе хотя бы шнурок или кусочек грязи с еГО ботинка… Интересны комментарии к выступлениям групп на одной площадке с Летовым. Как слушались и выглядели «28 панфиловцев», «Эшелон», «Адаптация» и др. на фоне омского гения.

Любопытны упоминания о свободе слова, вернее – песенных слов на концертах Летова. Не было стабильности, каноничности в исполнении песен, в способах эмоциональной выразительности на сцене.

Эффект присутствия создают и фотографии: Борис Борисов запечатлел Егора Летова в минуты, когда тот излучает потрясающую витальность. Да и другие снимки смотрятся «здорово и вечно». Забавен эпизод вторжения Летова в лирическую ситуацию ББ. Писатель чуть не знакомится с красавицей в метро, но их отталкивает разность потенциалов. Борисов «заряжен» экзистенциальной мощью и драйвом после концерта «Гражданской обороны». А девушка? Она дождалась маму под сводами станции, вместе с ней и отстранилась.

Книга полемична. Рядом приводятся полярные суждения об альбоме «Реанимация». Некоторые слушатели, коллеги да наблюдатели твердят – это тупик, неинтересно! ББ же категорически протестует «альбом пропитан огнедышащим голосом, безупречностью, путеводной яростью…»

Подробно, с массой забавных мелочей повествует о Егоре Летове вождь НБП Эдуард Лимонов. Естественно, акцентирует на роли омского товарища в партийной работе. Особо запоминается факт: Летов не терпел ошибок ни в книгах, ни в газетах. Он даже согласился быть корректором в «Лимонке». Да только не случилось. Не было в ту пору интернета.

Внезапно, будто из пустоты над всей книгой раздаётся громоподобный голос Игоря Фёдоровича Летова. Из интервью звучат его бронебойные, сияющие фразы: «Я считал и считаю, что все эти Pink Floid-ы King Crimson-ы – это только точки опоры и не более того. Из этого нужно брать лучшее, а остальное выбрасывать в помои. И до сих пор я этого мнения не изменил. А то, что мы сейчас делаем – я считаю, что мы группа № 1 в мире. Когда мы выступали в Германии, я это чувствовал. Мне было наплевать на снобов-немцев, потому что я играл там как король, а они плясали под мою дудку. Ибо то, что мы делаем – это правильно и истинно».

Лучше не скажешь. Летов говорит за себя и своё поколение. 

 

Интернет-сайт «Свободная пресса», 6 декабря 2014 года


Александр МУХАРЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования