Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 19.12.2014

Два необычных рассказа лауреатов «Большой книги»

У двух лауреатов премии «Большая книга» есть два странных, на первый взгляд неприметных рассказа. Затерянные в сборниках в качестве «довеска» к основным произведениям, рассказы эти вряд ли многим бросились в глаза. Однако тот факт, что сюжеты этих рассказов почти полностью совпадают, а также то, что оба писателя выиграли самую денежную, а значит и самую почётную российскую премию, заставляет задуматься. Задуматься – и повнимательнее к рассказам приглядеться.

Рассказы эти: «Вонт вайн» и «Служба попутчика».

 

Сюжет рассказа «Вонт вайн» такой. Герой, писатель, по своим писательским делам прилетает с друзьями в какую-то южную, неназванную страну. Какая страна, неважно. Важно – что там очень жарко. Жарко, как можно понять, в отсутствии жены. Поэтому очень хочется выпить, чтобы не спечься. От внутреннего, так сказать, жара, больше, чем от погоды на улице.

Приятели с трудом раздобывают алкоголь – по местным законам продажа запрещена. И принимаются культурно расслабляться. Случайно, выбравшись из отеля, оказываются на рынке, в том числе и среди книжных развалов. И тут героя-литератора ждёт встреча, по-видимому, примерно повторяющая ситуацию знакомства с женой: среди книг, в подвыпившей компании. Но только встречает он не верную хранительницу очага, мать семейства, а развязную самку; тут и сравнения подворачиваются из животного мира:

«Она явно была неместной – местные так не позволяли себе одеваться; но и не русской тоже – нос с горбинкой, длинные скулы, большой рот – всё это выдавало другую породу; даже язык показался какого-то непривычного, животного оттенка. Таким языком можно вылизывать, например, волчьих щенков. И самого волка тоже можно»

Герой, примерно совпадающий с автором – как раз такой волк. Двое сродных безошибочно узнали друг друга. Но почему-то искушению писатель не поддаётся. И вовсе не из-за креста на шее: условно верующей, вероятно, христианке-палистинке, вера не мешает пригласить писателя к себе в номер. Куда в итоге заваливается на «матч» ватага арабов-футболистов, после того как «Ангелы прянули от них в стороны, качнув люстру».

А вот от нашего писателя, героя рассказа, ангелы не прянули – и потому он спокойно засыпает у себя под шум оргии в номере ниже (туда зазывала волчица-палестинка). Оставшись верным жене – и, возможно, с утра, а то и по возвращении на родину, засев за написание рассказа «Вонт вайн», с расчётом продать его подороже и купить детям апельсинов.

Один в один, с небольшими изменениями, сюжет изложен во втором рассказе: «Служба попутчика», вышедшем из-под пера совсем другого автора.

Герой рассказа «Служба попутчика», тоже прозрачно автобиографичного – профессор литературы. А с недавних пор – ещё и писатель. Только попутчикам он об этом благоразумно не говорит, во избежание ненужных кривотолков. Хотя – и предлагает (собирает материал?) рассказать каждому о себе, как принято в русских поездах и в русских же романах. (Водитель Курт тотчас смекает: «В русской литературе все только и делают, что друг другу исповедуются. Почитайте Достоевского»). Все трое: профессор литературы, водитель Курт и девушка-ветеринар Хайди – попутчики ненадолго, едут на стареньком фольксвагене вместе из экономии, как в Германии принято. Водителю Курту как восточному немцу предложенная игра нравится, а вот Хайди как немке западной – откровенность даётся нелегко. Хотя она быстро осваивается.

А освоившись, рассказав о своих многочисленных мужчинах – с которым и так и этак, и там и тут, – начинает профессора соблазнять. Но профессор, он же писатель, автор рассказа – не поддаётся. И даже не берёт у Хайди номер телефона, который та ему настойчиво предлагает. Остаётся верен русской литературе и заодно – честность не порок, вопреки расхожему мнению – жене.

Зачем вообще понадобилось рассказывать об этом случайном эпизоде, малоинтересной истории? И не только второму из двоих писателей, рассказы которых зовут к ним приглядеться, – но и первому: ситуация там была внешне немного другая, но суть-то та же самая.

Иной, быть может, решит: всё сделано для отвода глаз, нехитрый приём опытного ходока. Рассказать, какой ты хороший муж, благоверная поверит – а на самом-то деле как знать, что было, а чего не было.

Однако те, кто так подумают, литературных премий такого уровня, вероятно, не выигрывали. И вряд ли выиграют в обозримом будущем.

Нет – назвать вещи своими именами: не только доступную женщину доступной женщиной, но и своё желание, вожделение не утаить (Хайди – означает: Скрытое), признаться в неудобном влечении прежде всего себе – а искушение зато стоически преодолеть, повиниться: да, устоял с трудом, – вот цель обоих рассказов. Притом, во втором рассказе восточный немец Курт рассказывает, как он в догорбачёвские времена ездил, схитрив, в СССР: покупал билет в Румынию, оттуда ехал через Украину на Кавказ, всю дорогу молчал – а уже оказавшись в Москве, садясь в поезд до Берлина, изображал наивного дурачка. Почти такое же «путешествие», исповедуясь во влечении к легкомысленным женщинам, предпринимают оба писателя. Признаются себе самим, жёнам, да и просто публично каются: грешен, но не поддался. Искушение таким образом в себе, изживая, преодолевают.

А результат?

Результат не заставил себя ждать, хотя и не сразу.

Евгений Водолазкин (рассказ «Служба попутчика») получил первую премию «Большой книги» в 2013 году.

Захар Прилепин (рассказ «Вонт Вайн») удостоился первой премии «Большой книги» в 2014.

Конечно, наградили их не за кратко пересказанные здесь два малозаметных, затерянных среди прочих других, рассказа.

Но – не будь этих рассказов, не напиши они их в своё время, как знать: улыбнулась бы им удача в той же мере?


Пётр ПОЛИНСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования