Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02. 23.01.2015

Кавитация художественных образов

Кавитация (от лат. cavitas – пустота), как физическое явление представляет собой образование в капельной жидкости полостей, заполненных газом, паром или их смесью – так называемых кавитационных пузырьков, или каверн. Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в жидкости становится ниже некоторого критического значения. Находясь в области пониженного давления, пузырьки увеличиваются и превращаются в большие пузыри-каверны. Явление имеет большое значение в биологии и медицине. Импульсы давления, возникающие в кавитационных пузырьках, обусловливают мгновенные разрывы микроорганизмов и простейших, находящихся в водной среде, подвергаемой действию ультразвука. Кавитацию используют для выделения из животных и растительных клеток ферментов, гормонов и других биологически активных веществ. Аналогично и в литературе – образы, блуждая, достигают критических отметок и высвобождают огромную энергию авторского замысла, даруя читателям взрывной характер постижения истины.

 

                                                  Журнал «Дальний Восток», № 6, 2014

 

Стало доброй традицией для журнала в заключительном номере уходящего года размещать рубрику «Многоголосие». Десять талантливых авторов предоставили стихи на самый взыскательный вкус, которые радуют стилевым и тематическим разнообразием. Красотой и отточенностью выделяется публикация «На видимой грани мира» Оксаны Желтяковой. Впечатляет трогательная зарисовка «Дракон». Строки, полные смысла о природе власти и необходимой ответственности. Вполне узнаваем современный образ властителя дум:

 

Он любит тепло

И свет,

И он справедлив

И молод,

Любовью обвит,

Одет,

И это отводит холод

Предутренних чёрных дул,

Глядящих в прострел эфира.

Он просто устал, уснул

На видимой грани мира

 

Особняком стоит вполне зрелое произведение «Шаман». Искреннее обращение лирической героини к шаману подчёркивает нравственную высоту момента:

 

Друг мой, Шаман, я не верю, что дружба тел

Определяет родство бесконечных лун.

Эй! Для чего ты это забыть хотел?

Ты же Шаман, а значит – чуть-чуть колдун…

 

Но финал всё расставляет по местам. Идеалы разрушены, авторитеты низложены:

 

Ты был Велик и Светел. Ты знал Пути.

Я тебя чую таким. Обернись Собой.

Я бы ушла. Но я не могу уйти.

Ты – мой поток и крылья. Я ветер твой

 

Также невозможно не остановить взгляд на подборке Дарьи Кругловой «С собой наедине». Стихи богаты философским наполнением. Судя по всему, автор не мыслит себя вне поэзии и достигает в своих раздумьях определённых вершин духа. Строки ярки и эмоциональны, подтверждают правило поэтической нерациональности:

 

Пусть гибнет всё, что остыло,

Что пламенем не горит

Лишь солнце – моё светило,

Да сердце – метеорит

 

Образы навевают просветление, поражают независимым взглядом и суждением:

Покой и мир. С собой наедине

Сижу, рукой колени приобняв,

Не хочется ни плакать и ни петь.

Глядит луна – начищенная медь,

Так ничего во мне и не поняв

 

Среди прозы шестого номера журнала стоит обратить внимание на рассказ Бранки Такахаши «Нелепость». Автор – сербка по национальности, проживает в Токио. Конечно, присутствует в описаниях восхитительный японский колорит. Повествование ведётся от имени двух лиц – японца-плотника и загадочного автора – Луны, что очень оригинально и вызывает повышенную симпатию. Сюжет как сорвавшаяся встреча русской девушки и молодого японца из-за недвусмысленного звука от пришедших в негодность кроссовок бегущей в наушниках героини, расписан в мельчайших подробностях. Курьёз, явившийся препятствием знакомству двух одиноких сердец, автор искусно обыгрывает в тексте: «девушка встала и пошла домой под аккомпанемент неприличных звуков, думая, сколько же встречных решило, что это она… ну это… А она ведать не ведала – слушала музыку и ходила с гордо поднятой. Какая нелепость! Лена не могла решиться: расхохотаться или расплакаться?» Обобщены все возможные направления развития истории, но выводы Бранки Такахаши неутешительны. Не всем дано найти счастье в личной жизни, одиночество и непонимание друг друга, судя по всему, никогда не исчезнут на планете Земля. Но бороться стоит, не ждать, а бороться за любой шанс встретить свою половину. Ведь нет более полного счастья для человека, чем счастье именно в любви.

 

                                                 Журнал «Бельские просторы», № 11, 2014

 

В одиннадцатом номере журнала среди поэзии не оставила никого равнодушным подборка Сергея Абрамова «Тут жизнь моя…». Автор верен выбранной дороге лирика, не забывая порой и об эпической составляющей творчества. Он подчиняет восприятие читающих широтой образов, как доступных, так и требующих долгих размышлений. Как и у многих близка поэту тема времени и вечности:

 

Время остановится когда-то.

Вечность не обещана ему.

Но пока рассвет над нашей хатой

нежно в тени превращает тьму

 

Яркие сравнения в выражении мятежной души лирического героя достигают вершин в самом, казалось бы, обыденном:

 

Полоска света, как младенец, скромная

лизнула коврик старый на полу

 

Но более всего отзываются чувством в сознании стойкие давние воспоминания:

 

Тут жизнь моя, здесь мой удел,

мои живительные соки.

…А я куда-то вдаль глядел,

ещё не выучив уроки

 

Не даёт покоя Сергею Абрамову факт, что в современном мире невозможно укрыться от навязчивой поп-культуры:

Извечная жажда поэта, –

хоть каплю, хоть миг тишины…

Да где уж там, песни планеты

и звёздам, пожалуй, слышны.

 

О, если б Свиридов, иль Глинка…

А то ведь такое поют!..

Бежать бы поэту в глубинку, –

да только и там достают

 

Талантливый автор представил на суд читателей замечательные произведения, и от вас, российские любители поэзии, теперь зависит главное – станут ли россыпи творчества ярким быстросгораемым метеоритом или звездой вечного сияния, найдя большой отклик в наших душах.

 

В декабре журналом подведены итоги конкурса короткого анонимного рассказа «Прокруст», с требованием по ограничению действия в один час при объёме 5000 знаков. Неожиданно, но исходя из логики вполне заслуженно, победителем стал Михаил Баландин с рассказом «Невиновен». Многие авторы удачно замаскировались под псевдонимами и кружевом прозы и не получили приличных баллов. Других сами участники, выставлявшие оценки и комментарии, легко узнавали и, пожурив за недостатки, не наказывали строгой оценкой. Налицо достоинства подобного механизма подсчёта баллов, что даёт шанс и начинающим – при определённых талантах и умении, выйти в лидеры. К тому же смелость, незашоренность творческого видения новичков и дают изюминку подобным конкурсам. А опыт и мастерство старшего поколения позволяют держать высокую общую планку «Прокруста». Разнообразные, «вкусные» и по теме, и содержанию рассказы напомнили калейдоскоп известных явлений и сторон жизни. Под изящным ракурсом выведены животрепещущие понятия общества – совесть, любовь, смерть, экзистенция, ответственность за ближнего. Найден новый метод художественного воплощения – в краткой форме концентрируется источник вдохновения и последующего преображения творческой свободы. Пресловутые рамки вопреки всему придали раздолье мысли, заключая весь опыт автора и сдержанный вымысел в нужное русло осмысления жизни. Обратная связь и возможная читательская любовь в будущем несомненно подарят свежие силы участникам конкурса «Прокруст» творить, ознаменовав новые открытия в российской прозе.

 

 

                                                               Журнал «Урал», № 11, 2014

 

В ноябрьском номере журнала достойна внимания публикация Анны Ерошиной «Уроки итальянского. Зарисовки богемного студенчества». Молодая писательница из Уфы раскрыла секреты вступления в жизнь представителей творческой интеллигенции. Яркие портреты, самоанализ, описания и явления насыщенной студенческой жизни собраны в изящное, доступное для понимания, полотно. Мужчины – мужественны, женщины – вершина женственности. Образы на поверхности, ненавязчиво входят в сознание, направляя читателей сочувствовать и сопереживать. Как же всё-таки случается, что в будущем с юными людьми происходят такие разительные метаморфозы? Череда испытаний, беспощадная сила суровой жизни до неузнаваемости меняют милых с виду молодых людей. Брошенные в пучину быта, они закаляются, становятся отображением силы, даже грубого земного начала. Но зато невероятно сильными, стойкими к бедам, готовыми дать отпор злу. Такие мысли навевают хроники уфимской богемы. Но, как вариант прозы, они всё же сейчас очень необходимы в современной литературе, как ещё один взгляд на общество, культуру общения – всё то, что помогает оставаться в любых сложных ситуациях добрым человеком, развитой воспитанной личностью.


Николай ПАЛУБНЕВ,
г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования