Архив : №02. 23.01.2015
Кавитация художественных образов
Кавитация (от лат. cavitas – пустота), как физическое явление представляет собой образование в капельной жидкости полостей, заполненных газом, паром или их смесью – так называемых кавитационных пузырьков, или каверн. Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в жидкости становится ниже некоторого критического значения. Находясь в области пониженного давления, пузырьки увеличиваются и превращаются в большие пузыри-каверны. Явление имеет большое значение в биологии и медицине. Импульсы давления, возникающие в кавитационных пузырьках, обусловливают мгновенные разрывы микроорганизмов и простейших, находящихся в водной среде, подвергаемой действию ультразвука. Кавитацию используют для выделения из животных и растительных клеток ферментов, гормонов и других биологически активных веществ. Аналогично и в литературе – образы, блуждая, достигают критических отметок и высвобождают огромную энергию авторского замысла, даруя читателям взрывной характер постижения истины.
Журнал «Дальний Восток», № 6, 2014
Стало доброй традицией для журнала в заключительном номере уходящего года размещать рубрику «Многоголосие». Десять талантливых авторов предоставили стихи на самый взыскательный вкус, которые радуют стилевым и тематическим разнообразием. Красотой и отточенностью выделяется публикация «На видимой грани мира» Оксаны Желтяковой. Впечатляет трогательная зарисовка «Дракон». Строки, полные смысла о природе власти и необходимой ответственности. Вполне узнаваем современный образ властителя дум:
Он любит тепло И свет, И он справедлив И молод, Любовью обвит, Одет, И это отводит холод Предутренних чёрных дул, Глядящих в прострел эфира. Он просто устал, уснул На видимой грани мира |
Особняком стоит вполне зрелое произведение «Шаман». Искреннее обращение лирической героини к шаману подчёркивает нравственную высоту момента:
Друг мой, Шаман, я не верю, что дружба тел Определяет родство бесконечных лун. Эй! Для чего ты это забыть хотел? Ты же Шаман, а значит – чуть-чуть колдун… |
Но финал всё расставляет по местам. Идеалы разрушены, авторитеты низложены:
Ты был Велик и Светел. Ты знал Пути. Я тебя чую таким. Обернись Собой. Я бы ушла. Но я не могу уйти. Ты – мой поток и крылья. Я ветер твой |
Также невозможно не остановить взгляд на подборке Дарьи Кругловой «С собой наедине». Стихи богаты философским наполнением. Судя по всему, автор не мыслит себя вне поэзии и достигает в своих раздумьях определённых вершин духа. Строки ярки и эмоциональны, подтверждают правило поэтической нерациональности:
Пусть гибнет всё, что остыло, Что пламенем не горит Лишь солнце – моё светило, Да сердце – метеорит |
Образы навевают просветление, поражают независимым взглядом и суждением:
Покой и мир. С собой наедине Сижу, рукой колени приобняв, Не хочется ни плакать и ни петь. Глядит луна – начищенная медь, Так ничего во мне и не поняв |
Среди прозы шестого номера журнала стоит обратить внимание на рассказ Бранки Такахаши «Нелепость». Автор – сербка по национальности, проживает в Токио. Конечно, присутствует в описаниях восхитительный японский колорит. Повествование ведётся от имени двух лиц – японца-плотника и загадочного автора – Луны, что очень оригинально и вызывает повышенную симпатию. Сюжет как сорвавшаяся встреча русской девушки и молодого японца из-за недвусмысленного звука от пришедших в негодность кроссовок бегущей в наушниках героини, расписан в мельчайших подробностях. Курьёз, явившийся препятствием знакомству двух одиноких сердец, автор искусно обыгрывает в тексте: «девушка встала и пошла домой под аккомпанемент неприличных звуков, думая, сколько же встречных решило, что это она… ну это… А она ведать не ведала – слушала музыку и ходила с гордо поднятой. Какая нелепость! Лена не могла решиться: расхохотаться или расплакаться?» Обобщены все возможные направления развития истории, но выводы Бранки Такахаши неутешительны. Не всем дано найти счастье в личной жизни, одиночество и непонимание друг друга, судя по всему, никогда не исчезнут на планете Земля. Но бороться стоит, не ждать, а бороться за любой шанс встретить свою половину. Ведь нет более полного счастья для человека, чем счастье именно в любви.
Журнал «Бельские просторы», № 11, 2014
В одиннадцатом номере журнала среди поэзии не оставила никого равнодушным подборка Сергея Абрамова «Тут жизнь моя…». Автор верен выбранной дороге лирика, не забывая порой и об эпической составляющей творчества. Он подчиняет восприятие читающих широтой образов, как доступных, так и требующих долгих размышлений. Как и у многих близка поэту тема времени и вечности:
Время остановится когда-то. Вечность не обещана ему. Но пока рассвет над нашей хатой нежно в тени превращает тьму |
Яркие сравнения в выражении мятежной души лирического героя достигают вершин в самом, казалось бы, обыденном:
Полоска света, как младенец, скромная лизнула коврик старый на полу |
Но более всего отзываются чувством в сознании стойкие давние воспоминания:
Тут жизнь моя, здесь мой удел, мои живительные соки. …А я куда-то вдаль глядел, ещё не выучив уроки |
Не даёт покоя Сергею Абрамову факт, что в современном мире невозможно укрыться от навязчивой поп-культуры:
Извечная жажда поэта, – хоть каплю, хоть миг тишины… Да где уж там, песни планеты и звёздам, пожалуй, слышны. О, если б Свиридов, иль Глинка… А то ведь такое поют!.. Бежать бы поэту в глубинку, – да только и там достают |
Талантливый автор представил на суд читателей замечательные произведения, и от вас, российские любители поэзии, теперь зависит главное – станут ли россыпи творчества ярким быстросгораемым метеоритом или звездой вечного сияния, найдя большой отклик в наших душах.
В декабре журналом подведены итоги конкурса короткого анонимного рассказа «Прокруст», с требованием по ограничению действия в один час при объёме 5000 знаков. Неожиданно, но исходя из логики вполне заслуженно, победителем стал Михаил Баландин с рассказом «Невиновен». Многие авторы удачно замаскировались под псевдонимами и кружевом прозы и не получили приличных баллов. Других сами участники, выставлявшие оценки и комментарии, легко узнавали и, пожурив за недостатки, не наказывали строгой оценкой. Налицо достоинства подобного механизма подсчёта баллов, что даёт шанс и начинающим – при определённых талантах и умении, выйти в лидеры. К тому же смелость, незашоренность творческого видения новичков и дают изюминку подобным конкурсам. А опыт и мастерство старшего поколения позволяют держать высокую общую планку «Прокруста». Разнообразные, «вкусные» и по теме, и содержанию рассказы напомнили калейдоскоп известных явлений и сторон жизни. Под изящным ракурсом выведены животрепещущие понятия общества – совесть, любовь, смерть, экзистенция, ответственность за ближнего. Найден новый метод художественного воплощения – в краткой форме концентрируется источник вдохновения и последующего преображения творческой свободы. Пресловутые рамки вопреки всему придали раздолье мысли, заключая весь опыт автора и сдержанный вымысел в нужное русло осмысления жизни. Обратная связь и возможная читательская любовь в будущем несомненно подарят свежие силы участникам конкурса «Прокруст» творить, ознаменовав новые открытия в российской прозе.
Журнал «Урал», № 11, 2014
В ноябрьском номере журнала достойна внимания публикация Анны Ерошиной «Уроки итальянского. Зарисовки богемного студенчества». Молодая писательница из Уфы раскрыла секреты вступления в жизнь представителей творческой интеллигенции. Яркие портреты, самоанализ, описания и явления насыщенной студенческой жизни собраны в изящное, доступное для понимания, полотно. Мужчины – мужественны, женщины – вершина женственности. Образы на поверхности, ненавязчиво входят в сознание, направляя читателей сочувствовать и сопереживать. Как же всё-таки случается, что в будущем с юными людьми происходят такие разительные метаморфозы? Череда испытаний, беспощадная сила суровой жизни до неузнаваемости меняют милых с виду молодых людей. Брошенные в пучину быта, они закаляются, становятся отображением силы, даже грубого земного начала. Но зато невероятно сильными, стойкими к бедам, готовыми дать отпор злу. Такие мысли навевают хроники уфимской богемы. Но, как вариант прозы, они всё же сейчас очень необходимы в современной литературе, как ещё один взгляд на общество, культуру общения – всё то, что помогает оставаться в любых сложных ситуациях добрым человеком, развитой воспитанной личностью.
Николай ПАЛУБНЕВ,
г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ