Архив : №02. 23.01.2015
Тёплый свет
Поэтам старшего поколения сложно перейти на новый язык. Да и нужно ли? Возможно, сохранить свой, пусть негромкий, но искренний голос – более достойный выбор, чем с головой окунаться в текстовые эксперименты, стараясь «догнать и перегнать».
Новый сборник Василия Овсепьяна называется «Грустный человек». Для грусти причин много: возраст, сомнения в себе, переосмысление жизненного опыта. Когда человеку грустно, он часто идёт на природу. Картинка, которую видят глаза – вне времени и возраста.
Роса дрожит на согнутых ветвях. Все берега запутались в осоке. И солнце, как прожектор, по протоке гуляет, отражаясь в зеркалах. |
То, что много раз видел каждый, обычный солнечный день на реке, много раз описанный, настолько, что несколько намёков – и мы сами вместе с автором там, на реке, на запутавшихся в осоке берегах. Или – ещё дальше.
И первый всплеск ленивого леща, как след весла на полусонной глади. И вновь клюёт не у меня – у дяди, в штормовке с капюшоном палача. Мой друг метает хлеб под поплавки, надеясь на капризную удачу. Но ловятся похожие на сдачу «заплатки» и гольяны-сопляки. |
В стихах Василия Овсепьяна много воспоминаний и эмоций, когда вроде бы стандартная картинка настолько полна тактильными ощущениями, что согревает. Закрываешь глаза и вспоминаешь.
Дрова трещат – доходит до стрельбы. Они с огнём готовы потягаться. Им нравилось в поленнице валяться, не вылетая дымом из трубы. А я замёрз, мне хочется тепла. И печь гудит, поверьте, не со зла. |
Всё стихотворение выстроено на контрасте бьющегося пламени в печке, где очень горячо, всё трещит, пылает и уничтожается, и внутреннего холода человека, которому «хочется тепла». Смерть поленьев и бешенство втиснутого в тесную печурку огня оборачиваются мягким теплом, рядом с которым так приятно замечтаться, повспоминать… Взгляд поэта одушевляет и поленья, которым «нравилось в поленнице валяться», и печь, которая «гудит, поверьте, не со зла». Они – часть жизни, неотъемлемая и важная.
Или вот, из другого стихотворения:
И дни проплывали, как лодки. И в холод ценился огонь. И, словно лучи, самородки мою обжигали ладонь. |
Золотые самородки, обжигающие ладонь, словно солнечные лучи – в тактильных ощущениях скрыта цветовая гамма. Яркий блеск золота на солнце, блеск реки, блеск кусков породы под ногами. Обожгло – радостью, удивлением перед маленьким чудом природы, за которое отдано столько сил.
Анастасия РОГОВА