Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02. 23.01.2015

Звездовзлёт

Год начался хорошо. Я о театре. Вообще – ожидал такого, признаюсь. Что где-то линия фронта апокалипсиса должна прерываться. Внутри Садового кольца таких тем не поднимают – и понятно, почему. Не в Ленкоме же искать нам «точку сборки» воюющих народов и вообще общественного сознания, которое в РФ и прилегающих республиках предстаёт всё более разобранным на запчасти. Прорыв линии негатива – обнаружился на Лосинке, неподалёку от небольшого, изначального (первое поколение всё такое, скромное, в человеческий рост) памятника Ильичу, который ежегодно осматривают, подновляют вовсе не местные власти, а хорошо мне знакомые коммунары во главе с неутомимым Вадиком Касимовым. Поколение комсомольцев нулевых давно стало отцами – вот и мы сами глядим на новое поколение актёров слегка пессимистическими глазами.

И начали немного неуверенно – в контрасте с грохочущими спецэффектами первые реплики давались актёрам тяжеловато, в смысле суетливо и пугающе «ровно». Почти по бумажкам, казалось – но то лишь старт. Бородатый (что тоже неувязка – строго брили всех в госпиталях) старшина Шестопалов (Антон Чудецкий) малость просуетил эпизод просыпающегося в ночном кошмаре, зато уже во втором акте великолепно, степенно сыграл поздне-влюблённого в комсомолку-девственницу.

В общем, «рулит» фронтовая тема – казалось бы, исчерпанная кино- и телепостановками 1980-х, – а вот снова, и снова. И всё актуальнее – не только в связи с 70-летием Победы, а в силу продолжающегося распада-пересмотра итогов ВОВ. И здорово, свежо играется – вот что удивительно. По этой безусловной правде и потому там, в кратчайшей пятилетке, уместным – любви, отчаянье, веселье, в общем, по всему слишком человеческому в нечеловеческих условиях, истосковались поколения. Причём, не только тех, кто Победу видел своими глазами, как Сталина на мавзолее. Внукам нечего говорить после периода плюрализма – вот что кошмарно. Вот откуда вырастают майданы и бандеровцы, и здешние их нац-аналоги, променявшие знамя Победы на триколоры. Безусловно, лечить рецидивы новой войны, уже гражданской, сепаратизм, выросший из именно идейного разрыва связи поколений – можно и нужно так. Цену мира, советский патриотизм – преподавать почти как в школе. Кстати, на сцене, в медсанбате появились и дети. Миг пронзительный, из зала ожидательный – а деткам-то тоже тревожно от внимания такого. Закашлялись, замешкались, половину гармошки отшибло, – но допели, это был нежданный катарсис, ещё одна кульминация. Они понимают слова, это не просто карнавал для школьниц.

Вот уж нежданный подарок от Астафьева! Признаться, затаённая его антисоветчинка – активно подчёркиваемая СМИ в 90-х, что и доносилось до всех, здесь исчезла, тема обязала. В палате лежит как раз советский интернационал: Восточный человек (тоже простор трактовок: чеченец, грузин, кто угодно), Рюрик из центральной России, Попийвода – украинец… Лежат весело все, кого старшина не уберёг от обстрела, потому во сне орущий: «Хочешь жить – заройся в землю!» Ночные кошмары отступают, утро встречает и процедурами, и перекурами, и нацеживаемой из клизмы стопочкой спирта, добытого старшиной где-то вне палаты. Хоть в этом – а командир. Но заглядывает смерть к тому, который не пьёт, и которого на плечах своих, как в том эпизоде из «Летят журавли» герой Баталова, – старшина вынес из-под обстрела, да вот пуля-то в него и угодила, в верхнего…

Шикарна Смерть в спектакле (Светлана Американцева – кстати, игравшая до этой постановки и в Ленкоме, а вообще-то выросшая на этой маленькой сцене Московского государственного историко-этнтографического театра). Вот уж перед кем, как перед врагом безусловным сплачиваются зритель и сцена. Почти детское такое отторжение чёрного врага ощущали все, когда пыталась утащить из палаты молодого солдатика-сибиряка – главного героя. Тоже сперва тараторившего как-то плоско свои реплики, но потом появилась объёмность и ширь речевого жеста. Вообще сцену-то играет зал – поэтому важно каждое отражение, каждое ожидание в кресле. Хотели увидеть правдиво – и увидели, пересилили, перемогли общую, а не только актёрскую неуверенность. И у Миши Ерофеева (Андрея Безымянного) в итоге получилось очень хорошо. Может, по причине неподдельного сибирского говорка – хоть сам и из Свердловска, но диалектик там похожий, вопросительные окончания и специфическое, немалоросское «акание». Василина Отраднова (без которой, как признался после спектакля режиссёр-постановщик Михаил Мизюков, – и не было бы «Звездопада») в роли медсестрички вырывает сибиряка из холодных рук Смерти ради своей любви – но признаться отваживается только на немецком… Вот ирония войны – на языке противника и сибиряк-детдомовец ей отвечает, и вместе глядят на звездопад…

Любви предшествует локальная победа Смерти – но даже тут собственные фронтовые опыты, знания, переживания Астафьева не дают выхолостить тему. Она-таки забирает Афоню, которого нёс, да от Неё не унёс старшина-алкоголик. Но как забирает: именно облегчение суля, и свидание с женой в бреду агонии даруя. Такое плохо не сыграешь. Крестьянский рай, столь близкий и Астафьеву, – явлен в короткой сцене, напоминает мечты Бумбараша. Десяток детей, плуг, припрятанное от колхоза в погреб хорошее седло – а отдал-то похуже. Кулацкий штришок классика… Но что это всё перед общей бедой – в виде Смерти обобщённым нацизмом? Она бы рада и сибирячка прибрать – но есть, кому заступиться…

Любовь лишь как отсрочка Смерти – не самая оптимистическая мораль. Однако именно под её шапкой-ушанкой удаётся погрузить за длительное, двухчасовое время спектакля современников, из их длиннот благополучия и забытых истин многонародной страны-победительницы, – погрузить в специфическое, с короткими дистанциями-жизнями, с укороченными, но вместе с тем и абсолютизированными категориями всего, время войны…

Время – не условие, а следствие людского взаимопонимания и взаимодействия. Много времени бывает после слаженной работы людей, по индустриализации ли, по вытеснению ли войны из Европы на долгие десятилетия. Сплачиваются аварийно на войне, влюбляются скоропалительно, тоже поспешно – зная, что за спиной-то может уже стоять Она (пуля, осколок, сепсис – ненужное вычеркнуть)… Но короткими перебежками – герои отвоёвывают время для своих детей. Чтоб им уже не один звездопад увидеть и не одну такую ночь погулять по городу, что выстоял под натиском чёрной, как форма эсэсовца, впалоглазой Смерти. Не случайно именно она оставалась стержнем на сцене, когда в шестой раз звали на бис упрямыми аплодисментами… Американцева выше всяких похвал – её и на экране, надеюсь, увидите, сильна поросль Этнотеатра (etnoteatr.ru)!

У меня саундтреком напевал летовским баском кавер ГО на пахмутовский «Звездопад»… Хотя, со сцены звучали и фортепианные сюиты Рахманинова, и фронтовые песни, и даже эпизодические беседы в медсанбате, стилизованные в ролях поменьше, всё было вовремя и верно… Я бы этим спектаклем советовал всем подлечиться – вот именно так, из центра Москвы, из заверченности минивремён выехать на электричке, миниатюрному Ленину-памятнику поклониться, и глянуть на небольшой сцене этот большущий по человеческому измерению спектакль. 


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования